Первая полосаО газете и сайтеРубрикиБизнесБлицБюджетВ прокуратуреВопрос психологуГорода-деревни-мегаполисыГородская дума: Суть событийДайте жалобную книгуДети войныЖильё моёЗаписки отчаянной мамочкиЗнай нашихИспытано на себеИстория с Еленой МавлихановойКолонка юристаКриминфоКрупным планомКультураМалоэтажное строительствоНепреклонные годыО быломОдин день из жизни…Письма-звонки-визитыПривет с большой землиПутешествияРодителиСаров: инструкция по применениюСлово депутатуСлово за словоСпортСпроси священникаТвори доброФемины и политикаФотоконкурсХорошо сказаноЧтивоШколаЭкономика с Дмитрием ФайковымЯзык помощиНомера...архив...26 ноября 2014 (48)03 декабря 2014 (49)10 декабря 2014 (50)Слово — читателюКнига отзывовПоследние обсуждения | Хохлома без предела№ 41 от 13 октября 20109-10 октября в Доме ученых в рамках проекта «Сокровища малых городов России» прошла выставка изделий хохломской росписи «Возвращение Жар-птицы», на которой можно было не только приобрести рукописные шедевры народных промыслов, но и встретиться с мастерицами. Продукцию своего предприятия представили работники ЗАО «Хохломская роспись» (Семенов). Цена золоту Сочетание алой киновари, глубокого черного фона и сверкающего под лаковым покровом золота — вот неповторимый облик хохломской росписи, привычный для нас с детства. Помните деревянные столики и стульчики, которыми были укомплектованы младшие группы детского сада? Красный, черный, золотой — вот три основных цвета хохломы. Красный — олицетворение красоты. Черный — скорбь, траур (уж как без этого на Руси: печаль да радость, как известно, под руку ходят!). Золотой — духовность. Золочение хохломы — основное ее таинство. «Золото» в росписи появляется благодаря отработанной веками технологии, она включает пять основных операций. Немного приоткроем загадку. Сначала из высушенной древесины вытачивают токарную посуду. Ее сушат и покрывают специальным грунтом красно-коричневого цвета, отчего все изделия становятся похожими на глиняные. Затем пропитывают вареным льняным маслом и натирают алюминиевым порошком, так что поверхность становится матово-блестящей. В таком виде изделия поступают в цеха росписи. Уже расписанные, их два-три раза покрывают лаком и закаливают в печи. Образовавшаяся лаковая пленка придает серебристой поверхности золотой блеск. Таким образом, дерево сперва превращается в «глиняное», потом в «серебряное», и только потом приобретает золотой оттенок. Теперь чашу можно без страха ставить в холодильник или наливать в нее горячий чай (градусов 80) — покрытие выдержит низкие и высокие температуры, а запах лака быстро смоется. Единственное «но»: воду в таких кувшинах лучше не хранить — дерево все-таки! Впрочем, помимо красного, черного и золотого в росписи возможны и другие оттенки. Правда, очень редко и по персональной просьбе. На выставке была продемонстрирована уникальная зеленая ваза — часть супового набора, в который входит 106 предметов. Этот набор и орнамент к нему разрабатывался специально для народной артистки СССР Людмилы Зыкиной, которая попросила мастериц создать такой рисунок, который бы «пел, играл и грел душу». Было предложено несколько эскизов. Роспись заслуженной художницы РФ Татьяны Барановой — нежные ландыши на зеленом фоне — настолько приглянулась Людмиле Георгиевне, что она назвала этот рисунок «народным, таким же, как она сама». Сейчас точная копия этого набора хранится в музее предприятия. (Кстати, здесь можно увидеть и копию другого эксклюзивного набора, заказанного друзьями для Никиты Михалкова, — Авт.). Иконы, тату, фюзеляж и другое Как известно, хохломские узоры — не просто бессистемное плетение веточек и цветочков. Существует пять видов традиционного орнамента: травное письмо, роспись «под пряник» (для чаш под выпечку и хлеб), «фон» (в основном ягодный узор), «под листок» и, наконец, царская «кудрина» — плетенные кружевом лепестки и завитки, которые пишутся золотом по красному или черному фону. Всех этих традиций мастерицы ЗАО «Хохломская роспись» придерживаются и сейчас. Традиции старые, а вот виды изделий –новые. О том, как предприятию удается идти в ногу со временем и предлагать золотую хохлому избалованному потребителю, беседуем с художницей ЗАО «Хохломская роспись» Натальей Казанцевой: — Наташа, вашему предприятию есть чем гордиться, и в первую очередь, наверно, это иконопись? — В 1992 году при «Хохломской росписи» была открыта иконописная мастерская. Иконописцы обучались мастерству в Троице-Сергиевой Лавре. Иконы пишутся по православным канонам и в обязательном порядке освящаются, однако технология золочения остается прежней: «золото» проявляется только благодаря процессу закаливания в печи. — Где мастерицы учатся росписи по дереву? — В Семеновской художественной школе (обучение длится четыре года), также можно окончить девятимесячные курсы при самом предприятии. — Наталья, я знаю, что в последние годы предприятие разработало много маркетинговых ходов для продвижения своей продукции. У вас работает сайт, ежегодно устраивается фестиваль «Золотая Хохлома»… — Фестиваль был организован в 2004 году специально для того, чтобы познакомить россиян с нашим промыслом. Ежегодно в июне вы можете посетить Музей хохломы и Музей семеновской матрешки, побывать на экскурсии на предприятии, поговорить с мастерами, принять участие в мастер-классе и самому прикоснуться к тайне золочения дерева. — Вы даже тату-салон открыли. Это дань моде? — Действительно, предприятие не так давно стало предлагать новую услугу — татуаж. Переводные картинки с традиционными хохломскими орнаментами можно купить в любом магазине. Особенно они пользуются спросом у молодежи и туристов. — А что за история с самолетом? — Ко дню 40-летия полетов из Лондона в Москву фюзеляжи восьми лайнеров британской авиакомпании «British Airways» были украшены хохломским узором, выполненным по эскизу работницы нашего предприятия заслуженной художницы РФ Таисии Белянцевой. — Почему производство мебели занимает лишь 10 процентов от всего объема продукции? — Помимо традиционных расписных столов, стульчиков и этажерок, мы предлагаем мебель для интерьеров из массива с ковкой, резьбой либо росписью под хохлому. С нами работает предприятие ООО «Хохлома Лес», которое поставляет качественные сорта древесины и занимается ее обработкой. Для хохломы используются определенные сорта: например, посуда изготавливается только из липы, поскольку дерево это мягкое и податливое, а для мебели берется береза. Мебельное направление еще предстоит развивать. — Стоимость вашей продукции принадлежит к сегменту «выше среднего». Во сколько же тогда оцениваются коллекционные издания? — Может, кому-то наши изделия действительно покажутся дорогими. Но если вникнуть в технологию изготовления, такое ощущение пропадет. Прежде чем пройти обработку, стволы липы год выдерживаются на открытом воздухе, затем их обрабатывают и еще полгода выдерживают, но уже при комнатной температуре. Сам процесс длится 58 дней: столько времени необходимо для превращения заготовок из дерева в хохлому. Когда, наконец, изделие попадает в руки художниц, оно расписывается вручную, и каждый штрих неповторим, даже если рисунок шаблонный. Так сколько должно стоить изделие, в которое вложено столько ручного труда? Ольга Головнева, фото Елены Пегоевой Опубликовано на сайте 13 октября 2010 Читайте также в номере № 41 от 13 октября 2010
КомментарииНаписатьЕсли вы хотите ответить кому-то, нажмите ссылку "Ответить" под его комментарием. Другие советы |