Убрать
Регистрация
email:

Забыли?
Пароль:

Вконтакте  Facebook  Мой мир mail.ru  Одноклассники
Вход
Сайт газеты Вести города
Подписка на RSS ленту


Первая полосаО газете и сайте

Рубрики

БизнесБлицБюджетВ прокуратуреВопрос психологуГорода-деревни-мегаполисыГородская дума: Суть событийДайте жалобную книгуДети войныЖильё моёЗаписки отчаянной мамочкиЗнай нашихИспытано на себеИстория с Еленой МавлихановойКолонка юристаКриминфоКрупным планомКультураМалоэтажное строительствоНепреклонные годыО быломОдин день из жизни…Письма-звонки-визитыПривет с большой землиПутешествияРодителиСаров: инструкция по применениюСлово депутатуСлово за словоСпортСпроси священникаТвори доброФемины и политикаФотоконкурсХорошо сказаноЧтивоШколаЭкономика с Дмитрием ФайковымЯзык помощи

Номера

...архив...26 ноября 2014 (48)03 декабря 2014 (49)10 декабря 2014 (50)

Слово — читателю

Книга отзывовПоследние обсуждения
 

О былом

№ 2 от 11 января 2012   О былом  

«…Образ преподобного Серафима сложился именно в это время, в эпоху «возвращения» Москвы в финский лес. Так продолжал развиваться базовый сюжет, который был заявлен в начале построений. Слились, совпали в общей сумме два древних центра, некогда разделенные осью Оки. Москва включила в себя «минус-Москву», села на ее место, но при этом сама существенно переменилась. Оказалось, что ее саровский двойник жив. Сумма двух древних столиц составила противоречивое единство; Саров остался центром — духовным, потаенным, в значении своем определенно всероссийским (за деятельностью монастыря по-прежнему велся строгий надзор столиц), и вместе с тем показательно провинциальным, противопетербургским, беспространственным, — лесным.

Показательно, что именно в таком «лесном» стиле прошли знаменитые празднования по случаю канонизации преподобного Серафима в 1903 году. Это был характерный царский сюжет — московский, допетровский, до-пространственный.

Нетрудно усмотреть закономерность в смене столичного стиля на площадке Сарова. Из леса в пространство, из него опять в лес. Также нетрудно, уловив этот ритм, проследить его дальше.

Дальше был разрыв времен — революция, вернувшая Москве всероссийский столичный статус. Правда, при этом она перестала быть христианской столицей. Церковь подверглась гонениям, монастыри были закрыты повсеместно; в числе других был показательным образом разорен и большей частью уничтожен Саровский монастырь.

Можно предположить, что на некоторое время Саров остался без проекта, вне какого-либо столичного сюжета. Как специфическое, экстерриториальное место, возникшее в результате борьбы, движения, трансляции столиц, Саров оказался обессмыслен. Но это только на первый взгляд. Новая, безбожная Москва сохранила Саров в зоне своего внимания: это место становится центром (опять центром!) территории лагерей и колоний. В монастыре обосновалась Детская Коммуна. Крупнейшая на всей территории СССР. Так сказалась закрытость древнего «медвежьего угла». (Мордовские леса и теперь остаются средоточием исправительных колоний и лагерей.) Косвенным образом «столичность» этого нового Сарова подтверждает версия происхождения топонима Кремлев, выдвинутая исследователем саровской истории Алексеем Подурцом…»

А.Балдин

Опубликовано на сайте 13 января 2012

    Обсуждение: 4



Читайте также в рубрике О былом

Все статьи в рубрике О былом

Читайте также в номере № 2 от 11 января 2012

Все статьи в номере № 2 от 11 января 2012


Комментарии

Leonid  #  15 янв’12, 20:22
Уважаемая газета, с праздником вас. Когда вы обратите внимание на рубрику "о былом". На 20-ти строках разве можно печатать обрывками сложные материалы. Сначала была Е. Мавлиханова, теперь Балдин. Тексты Балдина — это бред сумасшедшего. Если вам нравятся его рассуждения, то напечатайте на развороте, а то мысль теряется: какая-то матрица, две столицы, опять матрица, мордва-москва... Если вам жалко колонку, то из интернета набирайте материал, например, о предстоящих праздниках. Пожалейте нас -ваших читателей, пожалуйста!
Ответить   Правка
Елена Бабинова  #  16 янв’12, 12:57
Уважаемый Leonid! во-первых, не вижу разницы, в каком виде читать бред (на ваш взгляд) — в 20 строках или на развороте. во-вторых, можно не читать, если вы не согласны с изложением взгляда Балдина. зачем же себя так мучить? читайте источники — книги об истории Сарова.
во-вторых, собственно Мавлихановой не было. Она — транслятор архивных материалов, которыми обладает.
в-третьих, каким образом в рубрике "О былом" можно писать о будущем? о предстоящих праздниках, например?
Ответить   Правка
Владимир Викторов  #  ^  16 янв’12, 18:43
А я, пожалуй, присоединюсь к читателю: этот текст и так-то непрост, а разорванный на клочки раз в неделю не воспринимается вообще. А в рубрике "былое" можно публиковать праздники как описание событий из прошлого, которые мы считаем важными и помним их даты. Еще можно не зацикливаться на 100-300-летней истории города, а, вооружившись подшивкой газет, рассказать о событиях 10-15-летней давности.
Ответить   Правка
Елена Бабинова  #  17 янв’12, 09:58
да, я согласна. не прост. мне его предложили, а я была знакома с расуждениями Балдина по поводу Войны и мира Толстого. мне нравится его парадоксальный взгляд на привычные вещи.
да, со след номера будем публиковать к 65 летию кб-50 или увд. как они создавались.
про подшивки ты хорошо придумал))))))))) это же на поверхности. но когда я озадачилась этой темой, обнаружила, что подшивок газет нет... в редакции нг нет, в библиотеке — нет. мне в библиотеке покуртили у виска — столько хлама — куда им? не выкидывают, но и в залах не оставляют. а в архивы никто для меня не пойдет....

но ничего. не знаю, как у кб история будет написана, а у увд оч увлекательные воспоминания....
Ответить   Правка

Написать

Если вы зарегистрированы у нас, войдите на сайт.
Если у вас есть аккаунт в одной из социальных сетей, нажмите:
Вконтакте  Facebook  Мой мир mail.ru  Одноклассники
или введите
Ваше имя:

Если вы хотите ответить кому-то, нажмите ссылку "Ответить" под его комментарием. Другие советы