Первая полосаО газете и сайтеРубрикиБизнесБлицБюджетВ прокуратуреВопрос психологуГорода-деревни-мегаполисыГородская дума: Суть событийДайте жалобную книгуДети войныЖильё моёЗаписки отчаянной мамочкиЗнай нашихИспытано на себеИстория с Еленой МавлихановойКолонка юристаКриминфоКрупным планомКультураМалоэтажное строительствоНепреклонные годыО быломОдин день из жизни…Письма-звонки-визитыПривет с большой землиПутешествияРодителиСаров: инструкция по применениюСлово депутатуСлово за словоСпортСпроси священникаТвори доброФемины и политикаФотоконкурсХорошо сказаноЧтивоШколаЭкономика с Дмитрием ФайковымЯзык помощиНомера...архив...26 ноября 2014 (48)03 декабря 2014 (49)10 декабря 2014 (50)Слово — читателюКнига отзывовПоследние обсуждения | О великом старце, торжествах и радости№ 30 от 24 июля 2013— Благоговейного старца Серафима, почивающего в Саровской пустыни, признать в лике святых, благодатию Божиею прославленных, а всечестные останки его — святыми мощами и положить оные в особо уготованную усердием Его Императорского Величества гробницу для поклонения и чествования от притекающих к нему с молитвою, — извещал Святейший Синод в конце января 1903 года. А уже первого августа, через семьдесят лет после кончины, в присутствии царской семьи, при огромном стечении народа Серафим Саровский был прославлен в лике святых. В 2003 году в Сарове отмечали столетие этого события — первые лица государства, православной церкви, Росатома и тысячи горожан, простоявших многие часы у храма Серафима Саровского ради того, чтобы прикоснуться к его мощам. С тех пор прошло-то всего десять лет, но представить себе новейшую историю России без этого праздника невозможно, как невозможно уже говорить и о нашем городе, не упоминая православную общину, одним из членов которой является вот уже более двадцати лет Дмитрий Сладков. — 1991 год запомнился двумя полярными по эмоциональной насыщенности событиями — прибытием мощей батюшки Серафима из Петербурга в Москву, затем в Дивеево, и революцией, августовским путчем. Вы жили в это время в Москве. Как первопрестольная встречала Серафима Саровского? — Я тогда и думать не думал, что буду уже скоро саровским жителем. В тот февральский день, когда в Москву привезли мощи Серафима Саровского, погода была слякотная, но когда крестный ход с мощами вступил на площадь перед Богоявленским Елоховским собором, все, кто там был, упали на колени. Я зашел в собор и пропал часа на четыре — просто уже не мог выбраться, столько было народа. Махнул рукой на все назначенные встречи ради того, чтобы приложиться к мощам. А спустя всего лишь полтора года, на Покров 1992 года переехали в Саров из угарной, нехорошей, сходящей с ума Москвы. Незадолго до того в Саров приехал отец Владимир Алясов, первый настоятель нашего прихода, который много сил отдал восстановлению приходской жизни «с нуля». И в течение всех девяностых годов прихожане молили — верните нам храм батюшки Серафима. Помню слезницы, которые безрезультатно писались министру Михайлову, Ельцину, Черномырдину. И в какой-то момент нескольким саровским жителям и тогдашнему саровскому настоятелю отцу Герману Здорову, скончавшемуся несколько лет назад, и мирянам пришла в голову мысль использовать для возвращения храма предстоящий юбилей — столетие прославления преподобного Серафима. — Городу это далось непросто, ведь нужно было переселять театр. Да и реакция горожан на это событие двоякая: кто-то поддерживал возвращение храма, а кто-то выступал против выселения актеров. — Слава Богу, тогда нашлись убедительные рациональные доводы, чтобы получить поддержку со стороны городских и региональных властей. Потом познакомились с полпредом президента в Нижегородской области Сергеем Кириенко. А ректор Свято-Тихоновского университета отец Владимир Воробьев за руку подвел к покойному Патриарху Алексию. И все срослось — идею о проведении праздника и передаче храма поддержали на самом высоком уровне. Последний спектакль на большой сцене состоялся 10 ноября 2002 года. И потом около месяца театр выезжал. И только в декабре начались работы по восстановлению храма. Помню, как начали разбирать металлический каркас театрального амфитеатра, для возведения которого в свое время, в сороковые годы ХХ века, разрушили келью преподобного Серафима. По старым фотографиям прекрасно было известно, где именно находилась келейка. Но первый раз туда самим зайти, увидеть, что там сохранилось несколько рядочков «родного» кирпича XVIII века, — ощущение пронзительное. Так что мольбу саровских прихожан о проведении торжеств, посвященных столетию прославления Серафима Саровского, власть предержащие услышали. В декабре 2002 года Священный Синод назначил на Нижегородскую кафедру эконома Троице-Сергиевой лавры архимандрита Георгия. Мы его уже знали, он приезжал в Саров по вопросу восстановления храма на Ближней пустынке. К этому времени работа по подготовке саровских торжеств шла полным ходом. Была организована церковно-государственная комиссия. Очень важной была последовательная поддержка директора ВНИИЭФ Радия Ивановича Илькаева, сразу увидевшего, какую позитивную роль может сыграть этот праздник для нашего города. — Говорят, когда раку с мощами Серафима Саровского несли крестным ходом от храма Всех Святых к колокольне, было так тесно, как в час пик в московском метро… — Это был первый в истории России крестный ход с мощами преподобного Серафима из Дивеева в Саров и обратно. Я прошел целиком этот путь лишь в одном направлении. Только представьте — огромная людская река. Стоишь посередине — ни начала, ни конца не видать. Голубое небо, зеленые дали, сверху огненное солнце, жара невероятная. Пахнет пылью, ладаном, потом. Люди одеты в разноцветную одежду, но под ярким солнцем вдали все эти цвета сливаются в белое. Идешь бок о бок со своими братьями и сестрами, все веселые, радостные. Молитвы поешь — душа радуется. Устаешь, но на душе такая благодать, такое веселье. В Яковлевке, в Осиновке деревенские по пути следования крестного хода столы накрывают с простой постной едой — квасом, картошечкой, огурчиками малосольными. По разным оценкам в том крестном ходе приняли участие до пятидесяти тысяч человек. — Чем еще запомнилось это событие? — Приходилось сообща решать много сложных задач, в том числе организационных. Например, как сделать так, чтобы весь многотысячный крестный ход не повернул на КПП? В районе Цыгановки священники в облачении поднялись на возвышение и стали говорить, объяснять, что город закрыт и не надо искушать охрану. Было время для переформирования крестного хода. Имевшие пропуска, пошли в сторону КПП, а не имевшие — прямо, на источник Серафима Саровского. Когда готовились к этим событиям, читали даже полицейские рапорты 1903 года, отчеты о тогдашних охранных мероприятиях. — А кто-нибудь считал, сколько горожан приложилось в 2003 году к мощам преподобного? — Все, кто хотели, могли приложиться к мощам батюшки в храме Серафима Саровского с вечера до утра. Днем доступ к ним был ограничен в целях безопасности — храм все-таки не очень большой, людей много, проходили службы, визиты высоких гостей. По подсчетам наших прихожан к мощам подошли порядка восемнадцати тысяч человек. Причем значительную часть этих людей раньше и в церкви не видели. Это было событие для города. — А для страны? — То, что здесь был Владимир Владимирович Путин, для меня вещь существенная, но вторая. Важнее то, что здесь были высокие представители всех пятнадцати православных поместных церквей мира. Это был своего рода Серафимовский Вселенский собор — событие, выходящее далеко за пределы России. — Русская православная церковь почитает многих святых. Но с центральных и региональных телевизионных каналов, как мне кажется, чаще всего звучит имя Серафима Саровского. Как вы думаете, почему он настолько популярен? — Мне кажется, вы все же не совсем правы. Мы с вами живем в Сарове, потому и сознание наше фокусируется определенным образом. На самом деле, почитаемых святых в России очень много. Но у меня есть предположение, почему о Серафиме Саровском сегодня так часто вспоминают, так на него ссылаются. В начале безбожного девятнадцатого века — а это время жуткого раскола общества, реального рабовладения — он повторил все подвиги великих святых первых веков христианства. — Принято считать, что в те времена абсолютное большинство подданных Российской империи были православными. — Формально — да. Чиновники, офицеры и гимназисты по расписанию ходили причащаться… Все, что произошло в начале двадцатого века, не на пустом месте выросло. В обществе было много церковных людей, но в целом образованная часть этого общества была совершенно светская, обмирщенная, равнодушная к вере. Безусловно, до такой вещи как прямая апология зла, до утверждений о том, что зло — это хорошо, тогда люди еще не додумались. Это сегодня такие утверждения стали нормой жизни. Так вот, батюшка Серафим, а это по языку и культуре человек пушкинской эпохи, можно сказать, наш современник, показывает нам, что даже в самых сложных обстоятельствах преобразующая жизнь горячая вера — возможна. — По прошествии десяти лет после серафимовских торжеств 2003 года, как вам кажется, стал ли в жизни горожан в большей мере присутствовать преподобный Серафим, стали ли они внимательнее прислушиваться к его наставлениям? — В вашем вопросе одновременно два слоя. Что касается слоя душевного — здесь никаких обобщающих суждений делать права не имею. Это личная тайна общения каждого человека и с батюшкой Серафимом, и c Господом нашим Иисусом Христом. А что касается публичной сферы, то, безусловно, Серафим Саровский стал здесь присутствовать. В новейшей истории этого места до определенного момента мы видим монополию ядерной темы. Слава Богу, что Институт сегодня жив и успешно работает — это национальное достояние. Но жизнь города должна быть богаче и разнообразнее, не должно быть монополии, тем более идейной, мировоззренческой. Должна быть возможность выбора. И, с моей точки зрения, торжества 2003 года — это важнейшее событие в сложном и пока незавершившемся движении превращения Сарова из спецобъекта в настоящий город. — А завершится ли это движение? И будет ли наш город по-настоящему православным? — Что значит — по-настоящему православным? Полного единомыслия по этому вопросу в советской стилистике, уверен, не будет, и слава Богу. А так — за двадцать лет в Сарове освящено десять престолов. Потихонечку восстанавливаются разрушенные храмы, строятся новые, и все эти храмы пустые не стоят. Православная молодежь подрастает, множество детей несут причащать… Искушений, конечно, немало, и трудностей немало, и собственных ошибок. И впереди этих искушений и ошибок тоже немало. Но это не повод прекращать наши усилия. Надо различать наш идеал и реальность. Святые отцы говорили: «Держи свой ум во аде и не отчаивайся». Это означает, что реальность надо видеть во всей ее подлинной правде, часто неприглядной, часто даже и страшной. Себя самого надо видеть во всем своем убожестве. И не надо себя обманывать, не надо закрывать на правду глаза. Но при этом не следует отчаиваться, следует всегда сохранять спокойствие и радость. Любовь Кяшкина Опубликовано на сайте 26 июля 2013 Читайте также в номере № 30 от 24 июля 2013
КомментарииНаписатьЕсли вы хотите ответить кому-то, нажмите ссылку "Ответить" под его комментарием. Другие советы |
«Таким образом, Филипп (француз из г. Лиона, шарлатан, выдававший себя за доктора -*) несколько раз проживал секретно по месяцам в Петербурге и преимущественно в летних резиденциях, он постоянно занимался беседами и мистическими сеансами с их величествами, Николаевичами и черногорками. На даче великого князя Петра Николаевича около Петергофа с Филиппом виделся и Иоанн Кронштадский. По-видимому, там и родилась мысль о провозглашении старца Серафима Саровского святым. Об этом эпизоде мне рассказал К. П. Победоносцев так:
Неожиданно он получил приглашение на завтрак к их величествам. Это было неожиданно потому, что К. П. в последнее время пользовался очень холодными отношениями их величеств, хотя он был один из преподавателей государя и их августнейшего батюшки. К. П. завтракал один с их величествами, и после завтрака государь в присутствии императрицы заявил, что он просил бы К. П. представить ему ко дню празднования Серафима, что должно было последовать через несколько недель, указ о провозглашении Серафима Саровского святым. К. П. доложил, что святым провозглашает Святейший Синод и после ряда исследований, главным образом основанных на изучении лица, которое обратило на себя внимание святой жизнью, и на основании мнений по сему предмету населения, основанных на преданиях. На это императрица соизволила заметить, что «государь всё может». Этот напев имел и я случай слышать от её величества по различным поводам. Государь соизволил принять в резон доводы К. П., и последний при таком положении вопроса покинул Петергоф и вернулся в Царское Село, но уже вечером того же дня получил от государя любезную записку, в которой он соглашался с доводами К. П., что этого сразу делать нельзя, но одновременно повелевал, чтобы к празднованию Серафима в будущем году саровский старец был сделан святым. Так и было исполнено». [Витте, л.429]
«Покрывало к мощам Серафима рисовал князь Путятин, помощник обер-гофмаршала (полковник, как его прозвали, от котлет). Он приобрёл особенное благоволение его величества и сделался секретным проводником между двором и так называемыми черносотенцами». [Витте, л.430]
«В связи с Саровским Серафимом сделал себе карьеру прокурор московской синодальной конторы князь Ширинский-Шахматов, приготовивший всё для открытия мощей. После этого торжества он был назначен губернатором в Твери, но так как он там потребовал от священников, чтобы они аттестовали политическую благонадёжность населения, то князь Мирский, будучи министром внутренних дел после Плеве, его уволил, хотя и не без неудовольствия со стороны его величества. Как только князь Ширинский приехал в Петербург, государь его принял, спокойно выслушал всякие инсинуации на князя Мирского и назначил вопреки обыденным правилам сенатором». [Витте, л.432].
2. С. Ю. Витте. «Избранные воспоминания». Москва, «Мысль», 1991г. ISBN 5-244-00225-2.
Витте Сергей Юльевич (1849 — 1915), граф, министр финансов (1892 — 1904), председатель Совета Министров (1905 — 1906), член Государственного совета.