Убрать
Регистрация
email:

Забыли?
Пароль:

Вконтакте  Facebook  Мой мир mail.ru  Одноклассники
Вход
Сайт газеты Вести города
Подписка на RSS ленту


Первая полосаО газете и сайте

Рубрики

БизнесБлицБюджетВ прокуратуреВопрос психологуГорода-деревни-мегаполисыГородская дума: Суть событийДайте жалобную книгуДети войныЖильё моёЗаписки отчаянной мамочкиЗнай нашихИспытано на себеИстория с Еленой МавлихановойКолонка юристаКриминфоКрупным планомКультураМалоэтажное строительствоНепреклонные годыО быломОдин день из жизни…Письма-звонки-визитыПривет с большой землиПутешествияРодителиСаров: инструкция по применениюСлово депутатуСлово за словоСпортСпроси священникаТвори доброФемины и политикаФотоконкурсХорошо сказаноЧтивоШколаЭкономика с Дмитрием ФайковымЯзык помощи

Номера

...архив...26 ноября 2014 (48)03 декабря 2014 (49)10 декабря 2014 (50)

Слово — читателю

Книга отзывовПоследние обсуждения
 

Фанфикшн: новая жизнь любимой истории

№ 34 от 21 августа 2013  

Кто из нас не сталкивался с таким, что мир книги или фильма настолько овладевал сознанием, что ни за что не отпускал и после окончания, заставляя мучиться вопросом: «А что же дальше?». И хорошо, если продолжение есть, но что если судьба не была столь благосклонна? Или была, но вы ждали совсем-совсем иного? Тогда в дело идет уже воображение. А у некоторых — и творческие способности. Именно это и лежит в основе интернет-искусства под диковинным словом «фанфикшн».

Для начала стоит разобраться в основе. Фанфикшн (на английском языке Fanfiction: Fan — фанаты, fiction — письменное искусство) — это особое направление творчества. Заключается оно вот в чем: люди, которые по-настоящему окунулись в придуманный автором или сценаристом мир, не желают расставаться с любимыми героями и придумывают продолжения, отдельные истории уже сами. И записывают их. Получается этакая дань любви и уважения от поклонников.

Фанфикшн еще также называется фанфикцией, а литературное произведение, которое написано в рамках этого движения — фанфик или просто фанф. Автор же зовется либо фанфикером, либо фикрайтером, либо фикером. Такое количество терминов появилось из-за заимствования оригинального английского названия.

Поскольку это творчество фанатов — то оно почти всегда непрофессиональное. В основном распространено именно в Интернете, где поклонники определенного фильма, сериала или книги могут собираться вместе и обсуждать любимую историю, а заодно — и читать фанатские мечты и домыслы.

Обычно круг поклонников (всех без исключения, не только пишущих) обозначают словом «фэндом». Слуховая ассоциация прямая — это дом для фанатов данного произведения.

Истории-первоисточнику дают дополнительное, понятное только поклонникам обозначение (например, «Гарри Поттер» обозначают ГП) или же зовут символичным словом: «оригинал», «исток», тот же «первоисточник».

Кстати, зачастую первый вопрос, когда речь доходит до фанфиков — это как сам оригинал. А точнее — авторские права его создателей. Однако уже в самом названии этого искусства идет указание на просто выражение любви к миру, сюжету или героям. Также в фанфикшне принято использовать так называемый «дисклеймер» — публичный отказ от притязаний на любимую историю, за исключением собственно фанатской рукописи. Он используется как отдельными авторами, так может быть прописан в постулатах самого интернет-ресурса (если он на фанфах как раз специализируется).

Однако были случаи, когда из фанатского текста просто убирались ссылки на чужой мир, менялись имена героев и публиковалась полноценная рукопись. Пример: популярная ныне книга «50 оттенков серого» началась с фанфика по популярной саге «Сумерки».

Кроме этого, фанфикшн — это поле, где причудливым образом пересеклись литературные и интернетные особенности.

Требования к тексту зачастую такие же, как к полноценному тексту, правда с использованием либо мира в целом, либо героев оригинала и прочих отсылок к первоисточнику, который это творчество и породил.

Однако обозначения для него уже выходят за рамки привычных литературных.

К примеру, жанры. Среди фанфикерских творений вы найдете и драму, и юмор, и пародию, и роман. Но кроме этого, будут еще и слова, непонятные с первого раза. В основном потому, что они были взяты из того же английского языка. К примеру, POV — так интернет-авторы обозначают тексты, где повествование идет от первого лица. Или Агнст — здесь уже имеют в виду сильные переживания героя, граничащие с депрессивными мотивами. А вот Джен показывает, что в данном тексте почти нет романтики, а только либо приключения, либо философия.

С обозначением размера у фанфикции тоже свои особенности: в качестве меры идет объем написанных машинописных страниц, после чего тексты делятся на мини (от 1 до 20), миди (20 — 70) и макси (от 70 и более). Кроме этого есть еще такой особый жанр как Драббл — так интернет-писатели обозначают незаконченный текст, обрывок, зарисовку, которая не стала полноценным текстом с началом и концом.

Еще одной особенностью фанфикшна является обязательный рейтинг текста. Причина его использования — воображение автора ничто не удерживает, как и читателя — в выборе историй. Чтобы читающий не напал на неприятные темы или был заранее предупрежден о рекомендуемом возрасте используются пять обозначений, скопированных со шкалы американской киноассоциации: G, PG, PG-13, R, NC-17, NC-21, где G — это полная свобода аудитории, а NC-21 — не рекомендуемо к прочтению до 21 года.

С той же целью используются и различные предупреждения, дабы уберечь читателя от негативных эмоций. Примеры таких обозначений: «Смерть персонажа», «Нецензурная лексика», «Сексуальные темы» и пр.

Сам фанфикш является полностью свободным и почти неконтролируемым процессом. Писать может абсолютно каждый. Разумные рамки выставляют либо администраторы ресурса (если это сайт специализированный), либо «жители данного фэндома», то есть другие поклонники.

Саровчанку Лилию Прямилову «коллеги» порой шуточно зовут: «Лучший писатель фэндома в России, а то и в СНГ». Сама она к своим творческим достижениям относится уже скромно, но признается, что связала с этим движением жизнь уже давненько и пока расставаться не собирается. Мы попросили рассказать ее о своем творческом пути писателя фанфиков, а также немного рассказать об этом увлечении в целом.

— Когда ты впервые узнала о фанфикшне?

— Точно уже не помню. Наверно, где-то в первую неделю после того, как у меня появился интернет. Я на тот момент уже была ярым поклонником своего фэндома и в первую очередь искала информацию про него. Занимаюсь этим уже 5 лет.

— Срок немалый. И все это время — на один и тот же первоисточник?

— Да, практически так. Но и не без исключений.

В основе моей фанфикерской «карьеры» лежит не книга и не фильм, а мультсериал. Он называется «Alpha Teens On Machines», сокращенно АТОМ. Рассказывает про более модернизированную версию настоящего, где есть уже и летающие машины, и видеофоны.

— А что тебя так привлекло в нем? Только технически совершенное время?

— Нет, это на самом деле сложно описать, действительно сложно. Я всегда была любительницей динамичных сюжетов, экшна, боевых искусств — и потом нашла все это в АТОМе. Кроме этого — в главных героях обычные подростки, а не какие-то супергерои. Они веселятся, шутят, дурачатся — ведут себя как реальные люди, в них узнаешь себя. Плюс там очень интересно переплели древние мотивы и технический прогресс. Но главное, бесспорно, это сама атмосфера. Лично меня она затянула и отпускать не собирается.

— А как ты стала фанфикером?

— Можно смело сказать — это вышло случайно. На тот момент в нашем фэндоме были популярны такие фанфики, как «стебалки» — это юмористическо-сатирические работы, где герои попадают в различные глупые и смешные ситуации. Прочитав множество хороших работ, захотелось посмешить тоже. Так открылся текстовый редактор, написалось что-то нетипичное и выложилось в интернет. А потом я узнала, что идея оказалась настолько интересна людям, что они попросили продолжить.

— А какая основная направленность у твоего творчества?

— Основная работа, которая как раз вылилась из той самой первой — это еще больше углубление в техническое будущее. Фактически на 20 лет вперед. А это значит — больше продумывать мир, персонажей и так далее. Кроме этого, я подошла к тому рубежу, когда стала «дополнять канон» — прописывать моменты, которые в оригинале либо не были объяснены, либо остались за кадром. «Подпихиваю» под законы логики то, что никак не было объяснено самими создателями.

— И много уже написано?

— Более 50 отдельных фанфов. Два из которых по объему уже далеко за 200 машинописных страниц ушли.

— Можешь ли ты уже проанализировать состояние фанфикшна в целом?

— Постоянно появляются новые направления, новые фэндомы. Даже если брать, к примеру, мой родной: оригинал прекратили транслировать уже почти 6 лет назад, а истории все пишутся и пишутся, много новеньких приходит. Правда, стоит сказать, что если раньше пишущие фанаты кучковались на специальных тематических форумах, то сейчас уже больше на сайтах, посвященных именно фанфикам в общем.

— А русскоязычный контент?

— Он-то как раз и цветет буйным цветом. До этого те же пять лет назад основной базой этого «движения» была Америка и, соответственно, англоязычные истории. Сейчас русские писатели во многом догнали своих «коллег за бугром».

— Но развитие невозможно без ошибок…

— Да, они есть. Конечно, для каждого фэндома они варьируются, но есть основные беды. В первую очередь — подросло поколение, которое всю жизнь провело в обнимку с Интернетом. И многие не понимают, что фанфик — это не запись в личном дневнике. Это такое же произведение, просто с уже полюбившимися героями. А люди спокойно едут по лесам и буеракам, не обращая на это внимания. Так сказать «порыв превыше исполнения».

— Но разве фанфики не имеют права писать все?

— Это бесспорно. Но если ты пишешь для людей — надо хотя бы делать текст читабельным. Именно в плане ошибок. А порой бывает и слова-то трудно узнать. Причем это все, помноженное на сюжет: «Мой день вкратце: Я встала, умылась, покушала и пошла в школу»…

— И что обычно происходит с такими авторами?

— Это уже зависит и от самого автора, и от «жителей» данного фэндома. В некоторых издеваются. А среди нашего круга принято накапывать пустырника и идти в «дремучий лес», объяснять что именно не так. Ведь зачастую это еще от неопытности, неумения писать. Кто-то не понимает до конца, что такое «фанфик». Обычно их достаточно просто подтолкнуть на первых парах в нужном направлении. Ведь ребенка, который учится ходить, никто не будет бить за то, что у него сразу не получилось… Но многие поступают иначе. А иногда и сами новички уверены, что это все такие злые, что их недолюбливают, и критика их только оскорбляет.

— А еще есть какие-либо проблемы?

— Вторая вытекает напрямую из первой — люди переделывают оригинал на свой манер. В плохом смысле. Герои теряют свое настоящее лицо, и остаются только штампы. Обычно в таких случаях тоже надо либо подсказать, либо напомнить реальные образы. Потому что дело даже не в том, что любимый персонаж на себя не похож — это порой даже хорошо! Но блеклая картонка вместо яркого образа мало кого привлекает. Или же излишняя идеализированность, вплоть до божества — тогда уже все скатывается в какой-то цветовой хаос.

— А в плане жанров есть что-нибудь такое?

— «Жанры каждые нужны, жанры каждые важны». Если он появился — то значит, оказался востребованным пишущим сообществом. Другое дело, что в фанфикции воображение уже ничто не сдерживает — поэтому появляются некоторые жанровые предупреждения, от которых порой кривит. Или же что-то становится излишне популяризированным, из-за чего все другое просто задыхается. К примеру, со всеми этими протестами против гей-отношений в фанфикерской среде произошел настоящий бум на однополую любовь. И порой это, мягко говоря, напрягает.

— А знакома ли ты с другими фанфикерами из Сарова?

— К сожалению, нет. Круг общения больше складывается вокруг интересующей истории-оригинала, а не города. Хотя, возможно, кто-то из моих знакомых просто замалчивает свои старания — порой занятие фанфикерством замалчивается, чтобы избежать длительных объяснений на тему: «А ты пишешь? А про что?». Ведь если оригинал малоизвестен — то это приходится рассказывать с самого начала, а это и долго, и нередко тяжело для слуха непосвященных. Так что лично я не сомневаюсь — в Сарове людей пишущих не один десяток. Если вообще не за сотню.

Диана Холина

Опубликовано на сайте 31 августа 2013

    Прокомментировать




Читайте также в номере № 34 от 21 августа 2013

Все статьи в номере № 34 от 21 августа 2013


Нет комментариев

Написать

Если вы зарегистрированы у нас, войдите на сайт.
Если у вас есть аккаунт в одной из социальных сетей, нажмите:
Вконтакте  Facebook  Мой мир mail.ru  Одноклассники
или введите
Ваше имя: