Первая полосаО газете и сайтеРубрикиБизнесБлицБюджетВ прокуратуреВопрос психологуГорода-деревни-мегаполисыГородская дума: Суть событийДайте жалобную книгуДети войныЖильё моёЗаписки отчаянной мамочкиЗнай нашихИспытано на себеИстория с Еленой МавлихановойКолонка юристаКриминфоКрупным планомКультураМалоэтажное строительствоНепреклонные годыО быломОдин день из жизни…Письма-звонки-визитыПривет с большой землиПутешествияРодителиСаров: инструкция по применениюСлово депутатуСлово за словоСпортСпроси священникаТвори доброФемины и политикаФотоконкурсХорошо сказаноЧтивоШколаЭкономика с Дмитрием ФайковымЯзык помощиНомера...архив...26 ноября 2014 (48)03 декабря 2014 (49)10 декабря 2014 (50)Слово — читателюКнига отзывовПоследние обсуждения | Новелла о Слове, земле и людях№ 8 от 19 февраля 2014Получилось так, что только в зрелом возрасте я стал учиться видеть то, что сокрыто от обывательского взгляда. И только сейчас пытаюсь донести до людей те слова, что мне открылись. А ведь задолго до меня и до начала времен «в начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков». Именно так начинается Евангелие от Иоанна, составленное любимым апостолом Христа две тысячи лет назад … Не так давно об этом не принято было говорить. Благодатные слова были под запретом. И многие находились будто в зимней спячке. Но кто ныне возразит, что в начале любого дела всегда бывает Слово. Более того, слово является кирпичиком каждого чуда, потому что правильно произнесенное слово имеет молитвенный смысл. Люди долго собирают такие слова, ибо они жизнь притягивают… И душа к ним летит мотыльком. Как к свету. Перед словами преподобного Серафима даже медведь преклонялся. Во все, даже самые холодные времена были те, кто владел словом — проповедники, писатели и учителя. А сейчас вроде бы оттепель, но что-то не то. Но в моем сознании все стены всех школ на свете покоятся именно на их словах-кирпичиках. Более крепкого основания я представить себе не могу. Помните, как сказано у другого апостола — Матфея: «Не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих». Слышите? Все-таки будет! И мы будем надеяться на это и терпеливо трудиться. Каждый на своем месте: выпекать мягкий ситный хлеб или теплые слова. И тогда Он не оставит нас… Лишь бы мы не оставили Его здесь, на земле. Мы живем на одной земле; значит — земляки. На родной земле; значит — родственники. И наша огромная Родина, если приглядеться, состоит из вот таких маленьких родинок. Но, к слову сказать, чтобы узнать настоящий русский язык, сначала неплохо бы познакомиться с настоящей историей своего родного края. И как мне кажется, нашим школьникам хорошо бы ее изучать не по учебникам, которые написаны такими словами, что с ума сойдешь, а по хорошим литературным произведениям. (Вот поэтому писать мелкие опусы на «злобу дня» в нынешнем всеобщем «бардаке» — меня не прельщает. Злобы в нынешних днях хватает и без моего вклада… Ведь слова имеют свойство материализовываться.) Подумалось вдруг о том, что мы не бережем ни себя, ни других; не дорожим ни прошлым, ни настоящим временем и безвозвратно теряем драгоценные крупицы нашей истории. И уже никогда не узнаем того, что происходило с людьми каких-то семьдесят лет назад! И не где-нибудь за тридевять земель, а на том же самом месте, на той же земле, где мы сейчас живем! А расспросить, зачастую, уже некого… Некоторые слова уходят вместе с людьми. А еще поймал себя на мысли, что особенно наглядно видно течение времени тогда, когда стоим в автомобильных пробках на перекрестках; на светофоре — красный свет и идет обратный отсчет секунд: двадцать девять, двадцать восемь… Мы суетимся, нервничаем и хотим, чтобы эти цифры, эти мгновения щелкали быстрее, чтобы скорее зажегся зеленый свет… А ведь это осязаемо убегает время и нашей жизни! Но мы его еще и торопим, и находим для себя шикарное оправдание: нужно так много успеть сделать и так много сказать. Но кто его знает, — лет через тридцать, когда нынешнее время станет историей, не стало бы стыдно… И за слова — тоже. Кому-то — за сказанные, а кому-то — за несказанные. Они, как сказочная вода, тоже бывают живые и мертвые. К сожалению, о теперешних временах запросто могут забыть еще более новые русские. Просто они читать перестанут. Или это будут уже не русские? Страшнее и печальнее то, что некоторые даже родителей не помянут добрыми словами. Смайлик пришлют? А ведь банальные слова — человек живет на земле до тех пор, пока жива память о нем — от своей банальности правды не теряют. Сейчас большинство молодых земляков, конечно же, не помнят того, что лет тридцать назад каждое утро по областному радио звучала задушевная передача, которая называлась просто и емко — «Земля и люди». И эти два понятия скреплены отнюдь не случайной связью. Ныне программой-долгожителем стало «Поле чудес». А в какой сказочной стране оно находится? Посему нет ничего удивительно в том, что ныне люди живут одним днем, не смотрят вдаль и не оборачиваются назад, не чувствуют этой связи. Но, чтобы Россия, как пел Игорь Тальков, стала страной «не дураков, а гениев», нам бы постоянно раскапывать правду о своей истории; особливо — о родном пепелище… Да что там говорить — правду о себе, дабы познать самого себя. Чтобы потом гордиться своей родословной и беречь пронзительное и сочное слово «бывалошных» людей… Да, наши уникальные места, где жили каких-то семьдесят лет назад наши деды и родители, старшие родственники и соседи, быльем поросли и притаились. Словно ждет наша недавняя история, чтобы пропололи ее от сорняков, вспахали это непаханое поле, отделили зернышки от плевел, посеяли их в благодатную почву да полили всходы. Как тут не вспомнить к месту, что слово «культура», в переводе с латинского, означает — «возделывание». А ее большая составляющая часть, как раз — память, которую нужно сберечь для нынешних учеников. И передать словами. И пусть они, продвинутые тинейжеры ХХI века, сейчас посещают не деревянные, а современные школы из зеркал, стекла и бетона, но они — это наше отражение, наши семена. А мы редко общаемся с ними теми словами, которые жизнь притягивают. Вот из некоторых иногда и получаются другие, генно-модифицированные продукты своего времени… …Да, сейчас, как никогда раньше, особенно виден неумолимый бег нашей смутной эпохи. И со свистом, как крутая иномарка, уносится время, которое, увы, вспять не повернуть. Сегодня мы благополучны и здоровы, а завтра..? Завтра может тромб оторваться… И все наши знания, звания, регалии и замки — суета сует. И ненужными станут хоромы, из которых вынесут вперед ногами… Зато с медалями на подушечках! Эти знаки земного внимания как бы в утешение… Но, скорее всего, «там», за гранью земной жизни, это — не зачтется! Хорошо, если с ними определят истопниками в аду, а если — топливом? А мы и не думаем о том, что за пределом земного бытия ничего из человеческой жизни не забывается. И не сотрешь некие грязные строчки даже нано-стеркой, не замажешь кляксы суперсовременным «штрихом»… Ведь в нашем настоящем дне прошлое время никуда от нас не уходит. Оно живет в каждом человеке на генном уровне. И к нему стоит, ох, как стоит, прибавлять нечто новое и светлое, чтобы каждая прожитая секунда или минута воспринималась как приращение к существующему прошлому времени… Тем самым прошлое, накапливаясь, продвигается вперед… Как же успеть исправить «неудовлетворительные оценки» до свидания с предками, до «родительского собрания», посредством других «штрихов» в своей биографии? — думал я, возвращаясь домой запорошенной дорогой. — И почему одинокий след на этой проселочной дороге очень похож на след Божий? А мы не замечаем и проезжаем мимо… А суматошные современные трассы в конце эпох никуда не ведут… Но звезды над ними горят ярче оттого, что все сущее ждет Бога? Но мы редко поднимаем глаза к небу. А стоит присмотреться повнимательнее: все это — рядом с нами, и идет навстречу нам в шумном потоке будничной жизни. Но… не смешиваясь с ним. Потому что это «нечто» — тот свет тихий, который намного ближе к нам, чем мы сами к себе, и который «…во тьме светит, и тьма не объяла его». Это живое Слово. «И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины…», сказано в Евангелии от Иоанна… Да многого мы еще не замечаем. Только под ноги смотрим, чтобы не поскользнуться на дерьме, которого в гламурном городе стало предостаточно. Но однажды, рано или поздно, навсегда влюбимся в Присаровье, в эту глубинку России только за то, что живущий там наш родной забулдыга, спотыкаясь и падая, почему-то всякий раз попадает в еще теплый след Христа, только что прошедшего по этой самой дороге. И им не суждено разминуться на этом пути до самого конца… Почему же нам-то это не удается? Или приходит с «продленкой», с таким опозданием, что… И что бы ни «плели» о мракобесии религии, — они все же существуют, — эти культурно-генные скрепы, которые связуют любой народ. И главная из них — вера. А еще — память и наше родное русское слово. И меж разными поколениями они не должны перерезаться — невидимые, на первый взгляд, связи. На тонком уровне… А мы смотрим и не видим; не знаем даже того, что многие ответы на многие вопросы, которые сами себе задаем в жизни, заключены в словах «случайно» встреченного в монастырских лесах старичка, который, поклонившись, угостит сухариками и скажет небесными глазами, полными любви: «Вот ты и возвратился, радость моя!» И мы проснемся… А в мозгу еще долго будут звучать эти теплые слова и всплывать в сознании вещие строчки, которые апостол Матфей записал за Учителем: «Не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих». Слышите? Все-таки будет! Иван Ситников специально для газеты «Вести города» Опубликовано на сайте 20 февраля 2014 Читайте также в номере № 8 от 19 февраля 2014
Нет комментариев Написать |