Первая полосаО газете и сайтеРубрикиБизнесБлицБюджетВ прокуратуреВопрос психологуГорода-деревни-мегаполисыГородская дума: Суть событийДайте жалобную книгуДети войныЖильё моёЗаписки отчаянной мамочкиЗнай нашихИспытано на себеИстория с Еленой МавлихановойКолонка юристаКриминфоКрупным планомКультураМалоэтажное строительствоНепреклонные годыО быломОдин день из жизни…Письма-звонки-визитыПривет с большой землиПутешествияРодителиСаров: инструкция по применениюСлово депутатуСлово за словоСпортСпроси священникаТвори доброФемины и политикаФотоконкурсХорошо сказаноЧтивоШколаЭкономика с Дмитрием ФайковымЯзык помощиНомера...архив...26 ноября 2014 (48)03 декабря 2014 (49)10 декабря 2014 (50)Слово — читателюКнига отзывовПоследние обсуждения | Свой путь к Храму№ 26 от 30 июня 2010«Город — это мы». Весьма говорящее название для книги выбрано к юбилею города пару-тройку лет назад. Попытку упомянуть все значимые вехи и всех людей, создавших город, трудно оценить из-за недоступности подарочного издания. Но название-то книги очень верное, поэтому заимствую для статьи. Строго говоря, именно это название предлагалось нами в 2005 году для реализации музейной программы по созданию базы данных воспоминаний городских жителей и ветеранов, поэтому будем считать: «Идеи бродят в воздухе». Город — это действительно МЫ, живущие в нем. Все Мы, кто считает город родным. Те МЫ, для кого город больше, чем среда обитания. А могут ли горожане влиять на ее качество? Или нам дается свобода творчества и стремление к чистоте лишь в пределах маленького пятачка наших квартир? А ведь каждый из нас влияет на создание Города. И в мозаике многопланового его портрета есть след КАЖДОГО. Большой или малый, хороший или нет, наш след есть. Непременно. В мире на развитие городов сейчас смотрят скорее с «человеческой», чем исключительно с экономической стороны. В то же время для многих чиновников слово «культура» понимается лишь как физическая реставрация зданий и памятников. Оно и понятно: стройки-ремонты означают живые деньги. Строительные проекты ведь проще культурных: строения можно увидеть и даже потрогать рукой. Но в жизни срабатывает обратный принцип: вещественно-видимое (памятники и здания) «вырастает» из незримых человеческих идей, а не наоборот. Пренебрежение этой старой истиной всегда приводит к плачевным результатам — механическому вмешательству в живой городской организм. К потере древностей, утрате самобытности. В Городе вырастают бетонные, безликие, интернационального стиля здания, неинтересные абсолютно никому. Пример? Да хотя бы каменная часовня на Дальней пустынке — красноречивый памятник недальновидности и бестактности сильных мира сего по отношению к месту уединения старца Серафима.Своими руками Но почему-то хочется вспоминать хорошие примеры. Вдруг вам будет интересно услышать рассказ об истории нашей больничной церкви, названной во имя св. Пантелеимона целителя. Пример вроде бы у всех и на памяти, и на глазах. Решение о строительстве принято ровно 10 лет назад — в конце июня 2000-го. Прошение о возведении храма подписали примерно 200 горожан. Уже через месяц, 30 июля, камень в основании церкви заложили Митрополит Нижегородский и Арзамасский о.Николай и Патриарх Всея Руси Алексий, нижегородский губернатор И.П.Скляров, глава местного самоуправления Г.З.Каратаев и директор РФЯЦ-ВНИИЭФ Р.И.Илькаев. Одним из финансовых источников были средства предпринимателя Владимира Михайловича Карюка. Храм строили четыре года. Много это или нет? Учитывая, что сооружался он усилиями горожан и на трудовые деньги, то срок не очень большой. В октябре 2004 при участии епископа Нижегородского Георгия храм освятили. И главное тогда высказано словами настоятеля Больничного храма о.Владимира (Кузнецова) высвятилось предназначение того места. Суждение сводилось к мысли о долгожданном событии — освящении истинно ПЕРВОГО приходского храма в городе! Ведь никто из современников не может считаться правоприемниками всех саровских церковных зданий, поскольку они построены монахами прошлых веков и совсем не для прихода и не для города. Согласитесь, замечательный вывод священника: зрелый, ответственный. Отвечать за созданное СВОИМИ руками. «Самовар» не нужен И, скажу тут вам по-шекспировски: «есть вещи, что и не снились нашим мудрецам!» Судите сами, задолго до тех событий, в далеком 1988-м в Сарове случился разговор отца с сыном Балдиных. Доктор Николай Андреевич Балдин слушал 30-летнего Андрея, архитектора-градостроителя, прошедшего школу Московской академии. Сын горячо рассуждал об утрате российских традиций храмового строительства — слишком уж больно ему было видеть новый Храм Христа Спасителя к 1000-летию христианства. Смакетировали и машинально перенесли макет в здание! Так на месте давнего, когда-то до последней копеечки народного храма возникло нечто холодное и чужеродное своим презентационным блеском, названное хлесткими на слова москвичами «самоваром». Тогда уже к Балдину-младшему пришло понимание, что прерывание традиций в архитектуре ведет к мертворожденным зданиям-макетам. Острое, до боли в сердце, неприятие подражательности вело Андрея своими путями и в архитектуре, и в писательстве. В чем, кстати, он тоже успешно состоялся — вошел в Союз писателей и журналистов. Не оставляли Андрея мысли по восстановлению традиций и логики храмосоздания. Он поговаривал об этом с родителями. Мама, Зоя Ивановна, тоже работала врачом на Маслихе. И она, и отец, трудились здесь с 1958 года, и правду сказать, были далеки от мыслей о церкви. Как и полагалось честным, порядочным коммунистам, врачи Балдины лечили, не уповая на Бога. И когда в 90-х годах Андрей предложил им поразмышлять о возможности собрать идеи и мысли «по поводу утопической затеи с церковью в больнице», то старший Балдин, к тому времени пенсионер и по-прежнему несгибаемый коммунист, пока ее не допустил. Но разговор неожиданно вошел в другое русло. Андрей напомнил отцу семейную легенду, как их бабушка Катерина в стародавние времена ходила пешком в Саров из Пензы. И Катерина Ивановна всю жизнь рассказывала детям о Сарове: «Побывала на Небесах».Сына Николая она привела в Пензу учиться на фельдшера. После, в 40-х, жизнь забросила его работать медиком в лагерную систему НКВД. Побывал он в Котласе, Воркуте, Инте. Под его началом оказались образованнейшие «сидельцы» — ленинградские профессора. Девять лет уговаривали они Николая продолжать учиться медицине, благо практика давала богатый опыт. Он поступил в медицинский, учился отлично, даже стал сталинским стипендиатом. Женился. Вместе с женой попали по распределению в Москву. Так бы и продолжалась их московская жизнь, да вдруг, видно, бабушкиными молитвами, попали в Саров. Как «на Небеса», вспоминалось им… Вот Андрей и спросил отца, — а как же понять этот замкнутый круг твоей судьбы? Впервые видел Андрей, как его всегда хладнокровно-суровый отец бледнел, краснел, опять бледнел. Молчал, не находя ответа. Минута казалась бесконечной, и Андрей тихо произнес: «Ты же сам говорил — не хирурги лечат. Санитарки лечат. Сердцем и душой. Знать, столб намоленный уже есть на Маслихе. Как идея. Осталось взрастить». Так и стали они вместе растить идею того храма. Собственно проекта храма как такового и не было. Храм родился из быстрых андреевых почеркушек в письмах папе с мамой. Он размышлял о стиле больничного городка, выстроенном в «сталинском ампире» (первый эскиз). Примерял два варианта больничной церкви — вертикального типа «Под Колоколы» по аналогии с монастырской колокольней в меньших размерах. И другой вариант, по второму характерному городскому «типажу» по аналогии с Всехсвятским храмом, названный им «компактный» (первый эскиз). Именно в таком виде Больничная церковь воплотится впоследствии. Хотя далеко не однозначно решался тот выбор, ведь у Владимира Карюка было иное видение: деревянная часовня и точка. Да, наверное, деревянную часовенку и быстрее, и проще, и дешевле возвести. Но поговорили Владимир и Андрей, два хороших человека, бурно поговорили, оба убежденные в своей правоте, и сошлись-таки на каменном варианте. После была стройка. А стройка — больше дело техники. Но чудом казалось, что вроде бы неразрешимые проблемы решались в одночасье, появлялись надежные помощники, добровольные работники, мастеровые бессеребренники. Храм св. Пантелеимона целителя особенно дорог прихожанам и гостям, болящим и врачам. Видимо, незримый молитвенный «столб» действительно собирался задолго до воплощения идеи в камне. Елена Мавлиханова Опубликовано на сайте 30 июня 2010 Читайте также в номере № 26 от 30 июня 2010
Комментарии
НаписатьЕсли вы хотите ответить кому-то, нажмите ссылку "Ответить" под его комментарием. Другие советы |
То же самое и с нашим Пантелеймоном. Хоть Карюк и выступил инициатором и куратором строительства, его средства были лишь частью (какой — не сообщается), и откуда взялось остальное — не нашего ума дело.
Так капля за каплей создается иллюзия "народности" строительства храмов в России.