Первая полосаО газете и сайтеРубрикиБизнесБлицБюджетВ прокуратуреВопрос психологуГорода-деревни-мегаполисыГородская дума: Суть событийДайте жалобную книгуДети войныЖильё моёЗаписки отчаянной мамочкиЗнай нашихИспытано на себеИстория с Еленой МавлихановойКолонка юристаКриминфоКрупным планомКультураМалоэтажное строительствоНепреклонные годыО быломОдин день из жизни…Письма-звонки-визитыПривет с большой землиПутешествияРодителиСаров: инструкция по применениюСлово депутатуСлово за словоСпортСпроси священникаТвори доброФемины и политикаФотоконкурсХорошо сказаноЧтивоШколаЭкономика с Дмитрием ФайковымЯзык помощиНомера...архив...26 ноября 2014 (48)03 декабря 2014 (49)10 декабря 2014 (50)Слово — читателюКнига отзывовПоследние обсуждения | Сказочный кризис№ 14 от 06 апреля 2011 КультураПо словам известного театрального критика, преподавателя РАТИ Александра Смольякова, затевать фестиваль театрального творчества для детей нужно в двух случаях: когда театрам есть чем гордиться и когда гордиться нечем. В первом случае фестиваль показывает уровень, к которому нужно стремиться, во втором — поднимает проблему. На мой взгляд, завершившийся 31 марта фестиваль «Что за прелесть эти сказки», представивший на суд маленьких зрителей и профессионального жюри девять постановок разных провинциальных театров России, наглядно показал: спектакли для детей в глубинке и областных городах находятся в глубоком кризисе. И это не столько прямая вина трупп, сколько вполне логичное следствие государственной политики по урезанию финансирования культуры и закрытия ряда театров. Знаменитая аксиома, что для детей нужно ставить как для взрослых, только лучше, актуальности не потеряла. Но как быть театрам, у которых в кармане на детскую постановку три копейки, а самому молодому актеру перевалило за полтинник? На скудность средств труппы уже даже не жаловались — просто констатировали факты. Кинешемский театр юного зрителя, закрывавший фестиваль постановкой «Сказка о попе и работнике его Балде», показала, что для постановки не нужны ни декорации, ни реквизит. Конечно, фееричного зрелища не получилось. Но зато взрослые зрители получили представление, до какого уровня можно упасть, если обращаться с культурой как с падчерицей. И надо отдать должное актерам, которые все-таки выходят на сцену и пытаются хоть как-то работать для детей — для той целевой аудитории, которая или полюбит театр, или навсегда останется равнодушной. — Любой фестиваль — это праздник для зрителей, — высказал свое мнение Александр Смольяков после подведения итогов. — Направление, которому фестиваль посвящен, всегда представлено для публики и театрального сообщества широко и полно, даже если постановки нельзя назвать высокохудожественными. Жанр сказки — очень непростой. Это только кажется, что постановка спектаклей для взрослых — это серьезная работа, а для детей — и так сойдет. Это не так. Театральная сказка имеет очень давние традиции. Все наши балеты — это сказки, от «Лебединого озера» до «Щелкунчика». Многие наши оперы — это сказки, вспомните хотя бы творчество Римского-Корсакова. И одним из театральных открытий Станиславского была «Синяя птица» Метерлинка. Поэтому сказка — не «еще один жанр», а индикатор состояния театра. Она предъявляет повышенные требования к актерам, режиссерам, художникам, цехам, технической оснащенности театра, к умению администрации работать со зрителем. И если вы можете поставить хорошую сказку, значит, вы — замечательный театр. Многообразие сказочного жанра и продемонстрировал фестиваль: от притчи «У ковчега в восемь» (Чебоксары) до классической сказки «Аленький цветочек» (Заречный), от скоморошьей игры «Балда» (Саров) до урока о правилах дорожного движения «Тоша и Гоша» (Кинешма). Каждый фестивальный день завершался обсуждением жюри и участников увиденного и услышанного. Дискуссии шли жаркие, но в конструктивном русле. Поэтому и атмосфера была дружеской и теплой. Член жюри, главный редактор художественного вещания ННТВ, засл. работник культуры РФ Сергей Васильевич Чуянов отметил модную тенденцию детских спектаклей — интерактивное общение с залом. Это требует от актеров особого умения, и далеко не всегда необходимо разрушать невидимый барьер между сценой и публикой. Профессор Санкт-петербургской театральной академии, засл. деятель искусств РФ Евгения Ивановна Кириллова призвала актеров не забывать азов профессии и уделять больше внимания сценической речи. Но в целом жюри осталось довольно. В итоге призы и места распределились следующим образом. Работа саровских театров была оценена по достоинству. Театр кукол «Кузнечик» получил специальный приз «За сохранение традиций классического кукловождения». Лучшим хореографом признали Оксану Илларионову (за последние годы она — неизменный постановщик танцев ко многим нашим спектаклям). Лучшей актрисой второго плана — Юлию Петрушину (Николаеву), великолепную характерную актрису, чей профессиональный рост заметен от постановки к постановке. За лучшую режиссуру наградили главного режиссера нашего театра Владимира Коломака (спектакль «Балда»). Лучшим актерским ансамблем был назван квартет из Чебоксар («У ковчега в восемь»). А приз за лучший спектакль по праву достался «Дяде-театру» из Тольятти, а именно Евгению Пермякову, который сам пишет пьесы, сам их ставит, водит кукол и увлекает за собой весь зал. Важно отметить и еще одну победу — актрисы нашей труппы Инессы Шевцовой в конкурсе драматургов, где она представила свою пьесу, правда, под псевдонимом Часевич. Фестиваль торжественно был закрыт 31 марта. И жюри, высказавшее немало добрых слов не только в адрес участников, но и организаторов, надеется, что фестиваль «Что за прелесть эти сказки» станет традиционным. А мы, зрители, надеемся, что в следующем году увидим, как государство введет культурную политику в разряд приоритетных. Ведь от уровня развития наших детей (в том числе и эстетического) зависит будущее театра. Елена ТРУСОВА, фото Елены ПЕГОЕВОЙ Опубликовано на сайте 07 апреля 2011 Читайте также в рубрике Культура
Читайте также в номере № 14 от 06 апреля 2011Все статьи в номере № 14 от 06 апреля 2011Нет комментариев Написать |