Убрать
Регистрация
email:

Забыли?
Пароль:

Вконтакте  Facebook  Мой мир mail.ru  Одноклассники
Вход
Сайт газеты Вести города
Подписка на RSS ленту


Первая полосаО газете и сайте

Рубрики

БизнесБлицБюджетВ прокуратуреВопрос психологуГорода-деревни-мегаполисыГородская дума: Суть событийДайте жалобную книгуДети войныЖильё моёЗаписки отчаянной мамочкиЗнай нашихИспытано на себеИстория с Еленой МавлихановойКолонка юристаКриминфоКрупным планомКультураМалоэтажное строительствоНепреклонные годыО быломОдин день из жизни…Письма-звонки-визитыПривет с большой землиПутешествияРодителиСаров: инструкция по применениюСлово депутатуСлово за словоСпортСпроси священникаТвори доброФемины и политикаФотоконкурсХорошо сказаноЧтивоШколаЭкономика с Дмитрием ФайковымЯзык помощи

Номера

...архив...26 ноября 2014 (48)03 декабря 2014 (49)10 декабря 2014 (50)

Слово — читателю

Книга отзывовПоследние обсуждения
 

Песня души

№ 12 от 19 марта 2014   Культура  

Владимир Тиунов: «Благодаря бардовской песне и туризму я приобрел самых лучших друзей»

«Сладострастная отрава, золотая Бричмулла…» — моя КСПшная школьная юность началась именно с этой песни в его исполнении. Пионерлагерь «Березка», профильная смена детской организации «Сияющие звезды». Человек в очках и с гитарой, которого мы потом донимали вопросами, что же это за «вечная пчела», которая «гудит над ухом» у авторов песни? Интересно, как ему тогда удалось сохранить серьезный вид? А потом — подвал на Куйбышева и клуб самодеятельной песни «Поиск». Поющие взрослые, подростки, дети. Гитары, чай, задушевные разговоры. Очень хорошо помню, как любила слушать дуэт тогдашнего президента клуба Валентина Юрьева и Владимира Тиунова (будущего президента). Он, кстати, и был тем, поющим незабвенную и любимую до сих пор «Бричмуллу». Володя, так что же это, все-таки, за таинственная вечная пчела, а? (вот сюда прямо-таки просится смайлик!).

История прихода Владимира Тиунова в бардовскую песню прекрасно изложена на официальном сайте КСП «Поиск», поэтому, наверное, нет нужды ее повторять. Если вкратце — стихи и песни начал писать еще в школе в родном городе Нижняя Тура Свердловской области — наперегонки со школьным другом. Пел и писал песни в институте, и только после его окончания познакомился с движением КСП. В котором и продолжает жить и творить по сию пору. Лауреат четырех крупных всероссийских фестивалей бардовской песни, прекрасный автор и исполнитель (хотя сам себя хорошим исполнителем и не считает). Уже много лет бессменный президент саровского КСП «Поиск» и с 1992 года один из основных организаторов всем нам известного фестиваля бардовской песни «Зимородок».

— Ваш дуэт с Валентином Юрьевым — одно из моих ярчайших воспоминаний о нашем КСП. Как началось сотворчество?

— С походов. Сначала походы выходного дня, потом более серьезные. И понеслось — походы, байдарки, горы… В 1993 году мы пошли на Кавказ, взяли одну гитару, о чем потом страшно пожалели. В горы обычно берут минимум вещей, но с одной гитарой было тяжко, поэтому на следующий год взяли две. Пели везде, и дуэт сложился на наработанности, на опыте — как и позже с Александром Ведуновым. Пели много одних и тех же песен, понимали друг друга с полуслова даже без репетиций. А потом были концерты в Доме ученых с моими песнями, поездка вдвоем в Саратов с концертом, фестивали. И возрождение фестиваля «Зимородок» — уже нашими силами, Юрьев тогда был президентом клуба. На нижегородском областном фестивале в Дзержинске с нами случилась забавная ситуация. Идем на прослушивание, Валя меня спрашивает — что будем петь? Я отвечаю — «Покосился речной вокзал», «Катерок» и «Уезжаю» (все слова, собственно, из одной и той же моей песни). Слышу — шаги прекращаются, оборачиваюсь — Валя стоит с гитарой в обнимку и с видом кота из «Шрека». И печально спрашивает — чего-о-о? Перефестивалили. Кстати, именно на том фестивале Евгений Слабиков назвал мои песни очень добрыми.

— А когда в твоей жизни появился «Зимородок»?

— Я на него попал в 1991 году сразу же после приезда в Саров. Организацией тогда занимались Валерий Бойков, Александр Будаков и Андрей Волков, я принимал участия мало — как аккомпаниатор с Олей Анфиловой, ну и, конечно, в массовых посиделках в комнатах. Тогда фестиваль проходил на базе отдыха «Дубки», и ходила шутка — «Как могло все население «Дубков» разместиться в двух трехместных комнатах?». Прекрасно это помню — мы сидим в несколько рядов, на подоконнике на корточках сидит Коля Артюхин, держит в руках два кипятильника и переставляет их из стакана в стакан — чай кипятит.

— Был год, когда фестиваль не проводился, почему?

— В 1992 году мы последний год работали с комитетом ВЛКСМ, потом развалился комсомол и не стало поддерживающей структуры. В 1993 году не было ни «Зимородка», ни клуба. У старшего поколения прошел запал, начали оседать по домам. Возрождению фестиваля помог случай. Нас с Юрьевым пригласили спеть на профильную смену детской организации «Сияющие звезды» в «Березку». И в процессе общения с Ларисой Мальцевой (Пустынниковой) возник вопрос про «Зимородок», она посоветовала обратиться во вновь организованный Комитет по делам молодежи. С тех пор у нас зародилась большая дружба с комитетом (сейчас — департаментом по делам молодежи и спорта). Шляпу снимаю перед Вячеславом Владимировичем Девятковым, дал добро на это «сумасшествие», не зная о нем ничего. Поначалу нам даже спонсоры были не нужны, была инвестиционная зона, — бесплатные автобусы от Арзамаса до «Березки», большой призовой фонд. Слава богу, что все это так и живет, благодаря заложенной тогда дружбе. Надеюсь, что Лариса Валерьевна Пустынникова подольше там поработает. Не пойми превратно, это не пиетет перед чиновниками, а реальная благодарность. И, знаешь, видимо, это мероприятие угодно тому, кто «наверху», хоть я в него не очень и верю. У нас ни разу не было эпидемий — хотя приезжали люди и с ветрянкой, и с ангиной, и с гриппом. Не было несчастных случаев, несмотря на скученность народа. Все эти годы фестиваль проходит на очень хорошем дружеском уровне и без эксцессов. И дружба со многими людьми с «Зимородка» и началась. Дмитрий Матюшин, Евгений Сапфиров, Светлана Ветрова, Сергей Каплан, Евгений Слабиков — потрясающе талантливые авторы, исполнители, педагоги.

— Меняется ли фестиваль, атмосфера на нем?

— Конечно. Это прогресс, жизнь. Раньше мы ходили пешком, а сейчас мы ездим на машинах — и это нормально. Сидеть долгое время вдвоем на одной кровати на фестивале стало невозможным. Одни надзорные органы сколько зубов на нас наточили! Побывав в «Дубках», «Березке», «Лесной поляне» и «Гайдаре», мы пришли к пониманию, что ДОЛ им. А.П. Гайдара — оптимальное место для фестиваля. И приезжает устоявшееся количество людей — человек 350. Бывало, в «Березку» приезжало до 600 человек! Вот если бы сейчас какой-нибудь чиновник увидел — несколько сот человек спят рядами на полу спортивного зала в спальных мешках. И не столько спят, сколько поют. Им всем нужно ставить памятники — Девяткову, Лопашову, тогдашнему директору «Березки». А атмосфера фестиваля практически не изменилась. «Березку» в свое время Александр Костромин назвал «напетым местом» (по аналогии с намоленной церковью), но, думаю, «Гайдар» мы сейчас тоже напели.

— Недавно прошел твой юбилейный концерт «На том конце провода». Как вообще, чувствуешь, что тебе 50?

— Временами. Многие мои знакомые уже после сорока стали часто говорить про возраст. А мне кажется, после 50 лет у мужчины ничего особо и не меняется, во всяком случае, состояние души остается то же самое. Очень рад и растроган тем, что, благодаря этой дате, получил в подарок новую гитару! (смеется) Рад, что собрались друзья, что услышал свои песни в чужом исполнении — хоть и пели многие по бумажкам, и не все смогли присутствовать. Порадовала встреча с Вестой Соляниной — мы снова вспомнили наши две песни — «Снег на бульваре» и «Страшилку». Тут же благополучно забыли, кстати, — это повторяется ежегодно! До сих пор, правда, есть во мне одно противоречие — и хотелось бы весь концерт сделать из своих песен, и в то же время отчетный концерт КСП «Поиск» заменять своим творчеством не хочется. Вот если я бы взялся делать концерт кому-то другому, все бы получилось без противоречий, а самому себе… что-то помешало. Такого же человека, который бы сделал мой концерт, к сожалению, не оказалось. Видимо, как мне кажется, я своей активной организаторской деятельностью просто «забил» всех остальных (смеется).

— Может, дело в том, что все привыкли — отчетный концерт КСП делает Тиунов? А он совпал датой с юбилеем.

— Да, тоже невезение. Хотя второй такой концерт, в принципе, можно было бы собрать, разнеся концерты по датам, но пришлось бы дважды делать въезд гостям, плюс еще масса проблем. Ладно, зато приобретен полезный опыт в организации исполнения моих песен другими. Да и послушать было приятно! Тем более что пара авторитетных для меня людей говорили, что я-то как раз исполнять собственные песни не умею.

— Авторское исполнение — самое точное, разве нет?

— Программа-максимум любого автора — чтобы у зрителя, слушателя в голове возник такой же или близкий образ, какой был у автора при создании произведения. На просмотр картины влияют косвенные факторы — настроение зрителя, освещение. А при исполнении песен имеют большое значение технические средства, вокальные умения. Я не гениальный гитарист, не классный вокалист. Мама всегда говорила — тебе бы батин голос! У отца был бас, он пел в хоре. И самое главное — я не могу абстрагироваться от ощущений, которые испытывал во время написания песни. Это мешает, потому что публика-то слышит свое, а у меня «инверсионные следы» остаются и при исполнении накладываются. Перед концертом нужно минимум месяц сидеть и репетировать. Нужна цель. Скоро у меня планируется концерт в Анапе, к нему нужно готовиться серьезно. Так же, как в прошлом году готовился к концерту в Лесном, приуроченному к маминому юбилею. Вот, вроде бы, и не стремишься к известности, но «в стол» писать тоже не хочется. Очень хорошая встряска была, когда мы с Александром Широких записывали диск моих песен в 2011 году — я готовился, что-то менял. Про Сашу хотелось бы сказать поподробнее — все-таки в этом году 10 лет нашему совместному творчеству! Приехал он в город из Кировской области, уже «подготовленным», то есть уже знающим про КСП и бардовское движение. Этим он мне, кстати, сильно меня напоминает. А в 2004-м нас пригласили выступить в Йошкар-Оле, вот мы собрали «ударную» бригаду из Светланы Шевченко, Саши и меня. Светлана, к сожалению, к тому времени уже жила в Нижнем, а вот с Сашей мы с той поры в дуэте. Побывали во многих городах, на многих фестивалях становились лауреатами, диск вот записали.

— Критика тебя задевает?

— Зависит от того, кто критикует. Конечно, когда не воспринимают твое творчество, это всегда «беда-беда, огорчение». Хотя совсем не факт, что буду что-то исправлять в угоду критике. Но возникает конфликт себя с самим собой — если критикует человек, которому я доверяю, во мне появляется некая напряженность. Вот откуда она происходит? То ли я, как автор, брыкаюсь, что мне делают замечания, то ли, наоборот, недоволен собой, что не всегда понимаю суть критики. У нормального человека же должны быть сомнения, да? Я всегда думаю: а не сомневаюсь ли я в том, что прав? А сомневаюсь ли я в том, что не сомневаюсь? В общем, я тебя запутал… Удалось! Кстати, раньше таких сомнений возникало меньше. Вот, это тоже можно объяснить тем, что мне исполнилось 50 — я начал думать!

Татьяна Печегина

Опубликовано на сайте 22 марта 2014

    Прокомментировать




Читайте также в рубрике Культура

Все статьи в рубрике Культура

Читайте также в номере № 12 от 19 марта 2014



Нет комментариев

Написать

Если вы зарегистрированы у нас, войдите на сайт.
Если у вас есть аккаунт в одной из социальных сетей, нажмите:
Вконтакте  Facebook  Мой мир mail.ru  Одноклассники
или введите
Ваше имя: