Убрать
Регистрация
email:

Забыли?
Пароль:

Вконтакте  Facebook  Мой мир mail.ru  Одноклассники
Вход
Сайт газеты Вести города
Подписка на RSS ленту


Первая полосаО газете и сайте

Рубрики

БизнесБлицБюджетВ прокуратуреВопрос психологуГорода-деревни-мегаполисыГородская дума: Суть событийДайте жалобную книгуДети войныЖильё моёЗаписки отчаянной мамочкиЗнай нашихИспытано на себеИстория с Еленой МавлихановойКолонка юристаКриминфоКрупным планомКультураМалоэтажное строительствоНепреклонные годыО быломОдин день из жизни…Письма-звонки-визитыПривет с большой землиПутешествияРодителиСаров: инструкция по применениюСлово депутатуСлово за словоСпортСпроси священникаТвори доброФемины и политикаФотоконкурсХорошо сказаноЧтивоШколаЭкономика с Дмитрием ФайковымЯзык помощи

Номера

...архив...26 ноября 2014 (48)03 декабря 2014 (49)10 декабря 2014 (50)

Слово — читателю

Книга отзывовПоследние обсуждения
 

Феерия по-итальянски

№ 23 от 08 июня 2011   Культура  

6 июня в Доме ученых Академия хорового искусства им. В.С.Попова и Московский молодежный оперный дом представили на суд саровской публики концертный вариант оперы «Свадьба Фигаро» в постановке молодого режиссера Дениса Азарова. По сути, это была премьера — постановку видели только в самой Академии.

«Свадьба Фигаро» — первая в мире опера, написанная по комедии положений Бомарше. До нее композиторы брали только высокие трагедии и любовные истории. Недаром Моцарт обозначил жанр произведения как опера-буф. Написанная двести с лишним лет назад на либретто Лоренцо да Понте, «Свадьба Фигаро» и по сей день преизрядно веселит публику. Сочетание великой драматургии и великой музыки бессмертно.

Однако оперу недаром считают имперским жанром. Герой популярного фильма «Красотка» тонко подмечает: «Оперу с первого взгляда можно или полюбить, или возненавидеть». «Свадьба Фигаро» — беспроигрышный вариант для тех, кто с оперой еще не был знаком. Конечно, концертный вариант весьма лаконичен в костюмах и декорациях, но этот сценический аскетизм только подчеркивает мастерство солистов Академии хорового искусства, «Новой оперы» и «Геликон-Оперы» и пианистки Любови Венжик. А кроме того, публика Дома ученых смогла услышать оригинальный вариант оперы-буф, т.е. на итальянском языке. Это были два с половиной часа оперной феерии!

Режиссер-постановщик Денис Азаров приехал в Саров не только сопровождать артистов — в ноябре этого года на подмостках саровского театра драмы состоится премьера «Села Степанчикова» в его постановке.

Азаров — один из самых молодых оперных режиссеров. Ему всего 25 лет. Окончил РАТИ, кафедру режиссуры драмы (мастерская народного артиста России, профессора И.Л.Райхельгауза). На его счету уже 13 оперных и музыкальных спектаклей. Он успел поработать не только с «Новой оперой», но и с мастерской Петра Фоменко и Московским академическим камерным музыкальным театром им. Б.Покровского.

— Я не первый раз в Сарове, — рассказывает Денис. — Вместе с Академией хорового искусства я на вашей земле уже четвертый раз. Мы привозили «Иоланту», «Дона Паскуале», «Алеко» и вот теперь «Свадьбу Фигаро». И как раз после «Алеко» ко мне подошли представители вашего отдела или департамента культуры и предложили поставить что-нибудь на сцене театра драмы.

— У вас образование режиссера драматических спектаклей. Как же получилось, что в вашем послужном списке столько музыкальных постановок?

— Судьба! — смеется Денис. — На самом деле до того, как поступить на режиссуру, я был переводчиком с немецкого языка в «Новой опере». Соответственно, работал с режиссерами из Германии еще и как ассистент: Ахимом Фрайером, Каспером Хольтеном и т.д. Собственно, они и привили мне любовь к музыкальным постановкам и режиссуре в целом. И в среде музыкальных театров я более известен, чем среди драматических. Вот сейчас мне предстоит поставить первый репертуарный спектакль в Москве, а до этого был ряд постановок в России, но проектных. К примеру, в столичном театре «Школа современной пьесы» ставил «Письмовник» Шишкина. Спектакль состоялся всего один раз. И дело не в нас, а в сложной ситуации с авторскими правами. Они принадлежат МХТ, а мы хотели отметить одно событие именно этой постановкой. И коллеги отдали нам права на один вечер, за что им благодарность.

— Но ведь режиссура музыкальных спектаклей, тем более опер, отличается от драматических…

— Конечно, есть своя специфика. В драматическом театре у режиссера, безусловно, больше возможностей. Актеры могут прыгать на прыгалках и произносить монолог, висеть под потолком, ходить на голове — вот что мне в голову взбредет, то они и будут делать. А в опере так не получится. Надо помнить, что артисты поют, что им нужно держать дыхание и что если в опере нет идеальной работы вокалистов, то и смысла в ней нет.

— Страха не было, когда брались за «Свадьбу Фигаро»? Опера известная, выдержала множество трактовок, неизбежны сравнения…

— Никакого страха не было. Был «брейнсторм» — как сделать так, чтобы не получилось заштамповано и не перевернулось с ног на голову? Режиссура в опере часто страдает именно от того, что, с одной стороны, каждый пытается сделать такой спектакль, какого еще не было, и в случае особого усердия переворачивает классическую трактовку с ног на голову. А с другой стороны, желание сохранить классический вид тормозит развитие жанра, и, на мой взгляд, оперы в этой части отстают от драмы лет на десять. И это действительно трудная задача для режиссера — сделать свежо и четко в рамках имперского жанра.

— А у вас еще и эдакий концертный вариант, когда весь реквизит и декорации должны, что называется, умещаться в один походный чемодан…

— Минимализм сценографии иногда следствие нехватки средств. А иногда становится режиссерским кредо. Питер Брук недаром говорил, что для его театра достаточно одного коврика и двух актеров. Для оперы это правило тоже применимо. Можно, конечно, нагромоздить два этажа декораций, но на их фоне артисты могут потеряться. Прелесть театра в том, что вот — живой человек, с богатой палитрой эмоций, и — живая музыка, гениальная, хорошо спетая, хорошо сыгранная. И не надо мне тогда «замка графа Альмавивы», и зрителю не надо. Вместо него — безграничность воображения и обаяние исполнителя.

Мне очень нравится принцип Питера Брука. В театре Покровского я ставил спектакль в абсолютно пустом пространстве. Все, что было на сцене, — белый экран и пять чемоданов.

— «Село Степанчиково» тоже будете решать в стиле минимализма?

— Ну уж не будем раньше времени продавать все секреты! Над постановкой я работаю вместе с вашим художником-постановщиком Владимиром Николаевичем Шириным, который сегодня был на «Свадьбе Фигаро». Макет сцены уже готов и мне очень понравился. Вашему театру с таким великолепным художником повезло.

— Достоевский, как известно, пьес не писал. Соответственно, требуется инсценировка. Возьмете готовую или будете делать свою?

— Свою. Тут есть нюанс. У меня два варианта — пригласить драматурга, который напишет «пьесу по мотивам», разложит диалоги автора, допишет что-то свое и так далее или сделать инсценировку именно прозы Достоевского. Прозы, к которой я не добавлю ни одного своего слова. Задача сложная, но интересная — найти в прозе игровую составляющую. И второй вариант, на мой взгляд, правильный. Вот если я сяду писать пьесу, то вряд ли справлюсь — я не драматург, я режиссер.

— Раскладку по ролям уже наметили?

— Мне привезли несколько дисков с вашими спектаклями, которые я внимательно отсмотрел. К примеру, «Вассу» Виктора Тимофеевича Арсеньева и «Звонок из прошлого». И вот так, кинематографически, и выбирал актеров.

— Вам, как молодому режиссеру, с кем удобнее работать: с молодежью или старшим поколением?

— Никакого значения это не имеет. Молодежь более психологически пластична, зато у старшего поколения опыт. Мне довелось ставить спектакль с Ириной Алферовой, и то, как работает Ирина Ивановна, произвело на меня сильное впечатление. И все хорошо сочетается: Алферова умеет работать, молодые хотят работать. И актерская сущность — она не зависит от возраста. Бывало и по-другому, когда я сталкивался с «актерской клиникой». И вот тут приходилось быть жестким, проявлять режиссерскую власть. Так что если есть правильное понимание профессии, то с актерами мы всегда договоримся.

— Что же, Денис, удачи вам! И ждем к нам, в Саров.

Елена Трусова, фото Елены Пегоевой

Опубликовано на сайте 09 июня 2011

    Прокомментировать




Читайте также в рубрике Культура

Все статьи в рубрике Культура

Читайте также в номере № 23 от 08 июня 2011

Все статьи в номере № 23 от 08 июня 2011


Нет комментариев

Написать

Если вы зарегистрированы у нас, войдите на сайт.
Если у вас есть аккаунт в одной из социальных сетей, нажмите:
Вконтакте  Facebook  Мой мир mail.ru  Одноклассники
или введите
Ваше имя: