Убрать
Регистрация
email:

Забыли?
Пароль:

Вконтакте  Facebook  Мой мир mail.ru  Одноклассники
Вход
Сайт газеты Вести города
Подписка на RSS ленту


Первая полосаО газете и сайте

Рубрики

БизнесБлицБюджетВ прокуратуреВопрос психологуГорода-деревни-мегаполисыГородская дума: Суть событийДайте жалобную книгуДети войныЖильё моёЗаписки отчаянной мамочкиЗнай нашихИспытано на себеИстория с Еленой МавлихановойКолонка юристаКриминфоКрупным планомКультураМалоэтажное строительствоНепреклонные годыО быломОдин день из жизни…Письма-звонки-визитыПривет с большой землиПутешествияРодителиСаров: инструкция по применениюСлово депутатуСлово за словоСпортСпроси священникаТвори доброФемины и политикаФотоконкурсХорошо сказаноЧтивоШколаЭкономика с Дмитрием ФайковымЯзык помощи

Номера

...архив...26 ноября 2014 (48)03 декабря 2014 (49)10 декабря 2014 (50)

Слово — читателю

Книга отзывовПоследние обсуждения
 

Былое: А.Н. Балдин «К Концепции истории Сарова»

№ 50 от 15 декабря 2011   О былом  

Наш земляк, архитектор, журналист, писатель Андрей Балдин в своем размышлении «К концепции истории Сарова» отмечает, что литературное явление «Старого Арзамаса» непосредственно и символически связано с этим местом, как форпостом (городской культуры) России. И продолжает: «…здесь может начаться развернутое отступление на тему участия деятелей русской культуры в судьбе Сарова и окрестностей.

Несомненно, в формате комплексного исследования, которого требует исторический феномен Сарова, необходимо рассмотреть свидетельства Николая Карамзина, Дмитрия Блудова, Александра Пушкина, Льва Толстого и многих других наблюдателей, в свое время посещавших эти места. Здесь достаточно отметить, что все они, каждый на свой лад фиксировали ощутимый духовный и культурный разлом между двумя разно говорящими и верующими мирами, христианским и языческим). Восстание Пугачева обозначило эту внутреннюю границу наиболее резко и отчетливо. После Пугачевских потрясений Российская империя ускорила культурную и духовную экспансию в центре «запретной» территории Мордвы.

Именно в этот момент (декабрь 1778 г.) в Саров приходит Прохор Мошнин, будущий великий святой Серафим Саровский. Его появление в это время и в этом месте было закономерно: церковь участвовала в мероприятиях Петербурга, укреплявшего после смуты имперские устои. Серафим был ее представителем: вместе со строителями Екатерины он обустраивал (христианское) пространство среди языческого леса. Важно отметить его маршрут: он пришел из Киева. Прохор был родом из Курска, там же получил духовное образование, после чего в Киеве был благословлен на духовную миссию в Сарове. Кстати, он был не первый курянин, отправленный в подобную «командировку». К тому моменту этот монашеский маршрут сложился вполне.

Так продолжался тот цивилизационный сюжет, в результате которого русская столица смогла перейти за окский сакральный предел. Серафим с самого начала выступал как миссионер, участник общего просветительского проекта, носитель городского пространства, которое вместе с новой Москвой транслировали в глубину России Киев и Петербург. Это важное дополнение к традиционному образу святого. Обычно Серафим воспринимается как представитель леса, отшельник, ищущий уединения от города, живущий «против города». На деле он выступил в свое время как креститель леса, киевлянин, человек эпохи классики и ампира, действующий и молящийся «за город»…»

Подготовила Е.Мавлиханова

Опубликовано на сайте 15 декабря 2011

    Прокомментировать



Читайте также в рубрике О былом

Все статьи в рубрике О былом

Читайте также в номере № 50 от 15 декабря 2011

Все статьи в номере № 50 от 15 декабря 2011


Нет комментариев

Написать

Если вы зарегистрированы у нас, войдите на сайт.
Если у вас есть аккаунт в одной из социальных сетей, нажмите:
Вконтакте  Facebook  Мой мир mail.ru  Одноклассники
или введите
Ваше имя: