Первая полосаО газете и сайтеРубрикиБизнесБлицБюджетВ прокуратуреВопрос психологуГорода-деревни-мегаполисыГородская дума: Суть событийДайте жалобную книгуДети войныЖильё моёЗаписки отчаянной мамочкиЗнай нашихИспытано на себеИстория с Еленой МавлихановойКолонка юристаКриминфоКрупным планомКультураМалоэтажное строительствоНепреклонные годыО быломОдин день из жизни…Письма-звонки-визитыПривет с большой землиПутешествияРодителиСаров: инструкция по применениюСлово депутатуСлово за словоСпортСпроси священникаТвори доброФемины и политикаФотоконкурсХорошо сказаноЧтивоШколаЭкономика с Дмитрием ФайковымЯзык помощиНомера...архив...26 ноября 2014 (48)03 декабря 2014 (49)10 декабря 2014 (50)Слово — читателюКнига отзывовПоследние обсуждения | Былое: А.Балдин о духовной миссии№ 51 от 21 декабря 2011 О былом«…Постепенно обнаруживает себя сквозной сюжет саровской истории, хроника столичного роста, постепенного продвижения центра страны в противостоящую этому центру глубину провинции. Это движение можно трактовать как поэтапное завоевание Москвой своего древнего сакрального (финского) оппонента, или представить себе более приземленный сюжет, — постепенное освоение территории, закрытой в силу природных обстоятельств. В том и в другом случае это история духовной миссии, обладающая своей спецификой, для анализа которой предстоит существенно обновить инструментарий исторического исследования. Пока можно отметить очевидное: смену цивилизационного приема, качественный переход в форме и содержании миссии, который состоялся на рубеже XVII-XVIII вв. и который позволил Москве сделать принципиально важный шаг за Оку, в глубину леса. В Новое время, когда вслед за Москвой христианскую миссию поддержали «пространствообразующие» центры — Киев и Петербург — Россия смогла сделать этот шаг, заняла духовный центр мордвы, чем была подготовлена почва для появления фигуры преподобного Серафима Саровского. Такого Серафима, которого мы знаем мало, — просветителя, миссионера, устроителя христианского пространства. Так строится ось истории, обозначенная исходной финской рифмой «Москва-Мордва», — один за другим нанизывающая разрозненные саровские сюжеты. (Это не означает исключительности Сарова или его реального равенства с Москвой. Русской столице по мере продвижения вглубь материка противостояли многие духовные и культурные центры. Москва и Петербург разрушали или поглощали, так или иначе трансформировали их, — каждая из подобных историй может претендовать на уникальность и особый подход в исследовании. Саров лишь один из таких центров. Его отличают природная закрытость места, близость к Москве и позднейший режим «совершенной секретности», превративший эти места в белое пятно на исторической карте России. Саров уникален в первую очередь как объект гуманитарного исследования. Осколки его истории сохранены в «первозданном» состоянии; они по-прежнему противостоят друг другу — одно их наблюдение весьма поучительно.) Вернемся во времена молодого Серафима, миссионера и гражданина. «Петербургское» духовное завоевание Мордвы, и с нею всего Поволжья, было акцией в высшей степени противоречивой». А.Балдин Опубликовано на сайте 22 декабря 2011 Читайте также в рубрике О былом
Читайте также в номере № 51 от 21 декабря 2011
Нет комментариев Написать |