Убрать
Регистрация
email:

Забыли?
Пароль:

Вконтакте  Facebook  Мой мир mail.ru  Одноклассники
Вход
Сайт газеты Вести города
Подписка на RSS ленту


Первая полосаО газете и сайте

Рубрики

БизнесБлицБюджетВ прокуратуреВопрос психологуГорода-деревни-мегаполисыГородская дума: Суть событийДайте жалобную книгуДети войныЖильё моёЗаписки отчаянной мамочкиЗнай нашихИспытано на себеИстория с Еленой МавлихановойКолонка юристаКриминфоКрупным планомКультураМалоэтажное строительствоНепреклонные годыО быломОдин день из жизни…Письма-звонки-визитыПривет с большой землиПутешествияРодителиСаров: инструкция по применениюСлово депутатуСлово за словоСпортСпроси священникаТвори доброФемины и политикаФотоконкурсХорошо сказаноЧтивоШколаЭкономика с Дмитрием ФайковымЯзык помощи

Номера

...архив...26 ноября 2014 (48)03 декабря 2014 (49)10 декабря 2014 (50)

Слово — читателю

Книга отзывовПоследние обсуждения
 

О былом

№ 52 от 28 декабря 2011   О былом  

«Вернемся во времена молодого Серафима, миссионера и гражданина. «Петербургское» духовное завоевание Мордвы, и с нею всего Поволжья, было акцией в высшей степени противоречивой. Обозначился масштабный ментальный и культурный разлом в духовном организме империи, который со всей силой сказался во время пугачевщины. В логике этого сюжета появление преподобного Серафима выглядит как ключевое действие православной миссии в Мордве. Серафим предстает победителем — духовным строителем, сумевшим превзойти хозяев леса, побороть их, обратить в пространство. С этим связана всероссийская, а затем вселенская слава его имени, его положения в первом ряду русских святых.

Таким был второй этап последовательного сюжета, путешествия русской столицы вглубь собственной страны. Условно, в качестве предварительного обозначения позиций, этот второй этап можно назвать «петербургским», имперским.

Также необходимо отметить определенное двоение цивилизационного приема в отношении Мордвы: модуль, характер, самый стиль, в котором действовали здесь поочередно Москва и Петербург, были показательно различны. «Действовали поочередно»: проясняется ритм столичного движения, обнаруживаются несовпадающие смыслы различных стадий экспансии, и вместе с тем прочитывается ее направленный общий ход.

Еще о преподобном Серафиме, о его помещении в истории. Мы не просто наблюдаем новый облик преподобного (молодой, «ампирный» Серафим — горожанин-курянин-киевлянин: это уже некоторое приобретение, обогащение его устоявшегося образа «лесного человека») — важно также то, что Серафим, умерший в 1833 году, хронологически весь укладывается в рамки петербургского этапа саровской миссии.

Следующий этап начался двумя десятилетиями позже, после Серафима — это была принципиально иная эпоха. В противовес предыдущей Москвы, петербургской, ее можно обозначить как окончательное воцарение Москвы в Сарове. Петербург сделал свое дело, отвоевал центральный (потаенный) участок у финского леса, — теперь на нем расположилась так долго этого ожидавшая Москва. (Волхвы были потеснены; не так далеко — в глубине леса на территории ядерного центра есть урочище Кереметь, где по версии саровских краеведов была тайная мордовская кумирня. Лес был жив; древний потаенный центр продолжал действовать)».

А.Балдин

Опубликовано на сайте 29 декабря 2011

    Прокомментировать



Читайте также в рубрике О былом

Все статьи в рубрике О былом

Читайте также в номере № 52 от 28 декабря 2011

Все статьи в номере № 52 от 28 декабря 2011


Нет комментариев

Написать

Если вы зарегистрированы у нас, войдите на сайт.
Если у вас есть аккаунт в одной из социальных сетей, нажмите:
Вконтакте  Facebook  Мой мир mail.ru  Одноклассники
или введите
Ваше имя: