Убрать
Регистрация
email:

Забыли?
Пароль:

Вконтакте  Facebook  Мой мир mail.ru  Одноклассники
Вход
Сайт газеты Вести города
Подписка на RSS ленту


Первая полосаО газете и сайте

Рубрики

БизнесБлицБюджетВ прокуратуреВопрос психологуГорода-деревни-мегаполисыГородская дума: Суть событийДайте жалобную книгуДети войныЖильё моёЗаписки отчаянной мамочкиЗнай нашихИспытано на себеИстория с Еленой МавлихановойКолонка юристаКриминфоКрупным планомКультураМалоэтажное строительствоНепреклонные годыО быломОдин день из жизни…Письма-звонки-визитыПривет с большой землиПутешествияРодителиСаров: инструкция по применениюСлово депутатуСлово за словоСпортСпроси священникаТвори доброФемины и политикаФотоконкурсХорошо сказаноЧтивоШколаЭкономика с Дмитрием ФайковымЯзык помощи

Номера

...архив...26 ноября 2014 (48)03 декабря 2014 (49)10 декабря 2014 (50)

Слово — читателю

Книга отзывовПоследние обсуждения
 

И душа становится чище

№ 15 от 11 апреля 2012   Знай наших  

Все-таки богата саровская земля талантами. Не перестаю восхищаться людьми, которые живут и творят в нашем городе. Вот и сегодня моими собеседниками стали уникальные мастера-иконописцы, члены Союза художников России Алексей и Александр Кузьмины.

Оба начали рисовать еще в подростковом возрасте: младший Алексей в 11 лет, старший Александр — в 13, и вот уже 26 лет они отдают все время любимой профессии. Оба закончили художественную школу, Мстерское художественное училище, которое бережно хранило традиции иконописи, несмотря на гонения большевиков. Начинали с лаковой миниатюры, участвовали в выставках. А года три назад братьев попросили помочь расписать храм в Дивееве, и с тех пор Кузьмины стали вплотную заниматься иконописью.

— Вы получили диплом художника лаковой миниатюры. Что вас сподвигло заниматься именно иконописью?

— Наша саровская земля, — говорит Александр. — Знакомые знали, что мы можем писать иконы, заказывали их для дома. А потом нас заметили и сказали, что нельзя пропадать такому таланту.

— Когда даришь икону, замечаешь, что это приводит людей в больший восторг, чем лаковая миниатюра, и мы поняли, что иконопись нужна на саровской земле и больше востребована, — дополняет брата Алексей.

— Какие чувства вы испытываете, когда пишете иконы?

— Душа становится чище, совсем по-другому ощущается окружающий мир после того, как напишешь икону, — отвечает Александр.

— Когда пишешь образ какого-либо святого, долго изучаешь его житие, пытаешься как бы слиться с ним, почувствовать его доброту, духовность, — продолжает Алексей. — Чтобы получился образ, на который будут смотреть люди и молиться ему, надо быть в этот момент духовно возвышенным. И еще — неинтересно писать то, чего не знаешь.

— Вот недавно Алексей писал для одного из уральских храмов икону покровителей животного мира — святых Флора, Лавра, Модеста и Власия. Раньше мы о них даже не слышали, пришлось изучать. Это достаточно редкая икона, и образов святых нет. И для того чтобы его создать, нужно максимально знать об этих людях.

— А каких заказов больше? Какая сейчас тенденция в иконописи?

— Очень мало художников, которые пишут в древнерусской манере. Из-за этого большинство современных храмов заказывают академическую живопись. Но есть такие батюшки, которые хотят, чтобы в их храме была именно древнерусская живопись. Сейчас мы пишем иконы для иконостаса храма святого Иова Многострадального на кладбище. Отец Лев Юшков (клирик прихода храма Всех Святых, помощник настоятеля. — Авт.) хочет, чтобы там была только древняя живопись.

— С чего у вас начинается работа?

— С молитвы. А если брать художественный процесс, но сначала создается эскиз. Потом по карандашным рисункам кистью на белом левкасе делается прорись и становится понятно, как будет смотреться композиция. Затем идет подбор цветов. При этом надо чувствовать краску, искать тона, полутона. Нельзя взять и просто подогнать цвет под роспись. Любая стадия имеет огромное значение, вплоть до опушки вокруг иконы. Она объединяет композицию, и без нее икона не смотрится в законченном виде. Это как рама у картины.

— Для меня всегда было загадкой, как иконописцы пишут лики. Мне кажется, это такая большая ответственность…

— Соблюдение канонов, конечно, важно, но если не вкладывать душу, лик получается неживой. Когда мы одновременно писали и миниатюры, и иконы, точно можем сказать, что иконы были не те. Вроде все умеешь, а не переключаешься на написание иконы. Порой смотришь на свои старые работы и думаешь — все бы сделал по-другому. Написание иконы — это как акварель: один раз ошибся, и все. Вот здесь, конечно, очень трепетная работа — ошибаться нельзя.

— Бывает, что заказчик недоволен вашей работой?

— Наоборот, все говорят спасибо и полностью нам доверяют. Есть люди, которые часто не понимают древнерусскую школу и заказывают «академку». Да, может быть, для обычного человека она более понятна, потому что образ максимально приближен к натуральному. А кто-то считает, что православная икона должна быть в написана только в древних традициях.

— Вам жалко расставаться со своими работами?

— Если пишешь для души и работа участвует в выставках, прощаться с ней очень тяжело. Но остаются же фотографии.

— Какая из работ вам наиболее дорога?

— Список со старинной иконы батюшки Серафима из храма Всех Святых, которая намолена годами и постоянно участвует в крестных ходах. Список находится в храме Иова Многострадального. Это большая редкость — работать с такой святыней.

— Где находятся иконы вашего письма?

— Вот скоро поедут на Урал, есть в Иванове, Костроме, Муроме. Сейчас расписываем иконостас в Урене и Арье на севере Нижегородской области. Работы хватает.

Алла Шадрина, фото из семейного архива Кузьминых

Опубликовано на сайте 17 апреля 2012

    Прокомментировать




Читайте также в рубрике Знай наших


Читайте также в номере № 15 от 11 апреля 2012

Все статьи в номере № 15 от 11 апреля 2012


Нет комментариев

Написать

Если вы зарегистрированы у нас, войдите на сайт.
Если у вас есть аккаунт в одной из социальных сетей, нажмите:
Вконтакте  Facebook  Мой мир mail.ru  Одноклассники
или введите
Ваше имя: