Убрать
Регистрация
email:

Забыли?
Пароль:

Вконтакте  Facebook  Мой мир mail.ru  Одноклассники
Вход
Сайт газеты Вести города
Подписка на RSS ленту


Первая полосаО газете и сайте

Рубрики

БизнесБлицБюджетВ прокуратуреВопрос психологуГорода-деревни-мегаполисыГородская дума: Суть событийДайте жалобную книгуДети войныЖильё моёЗаписки отчаянной мамочкиЗнай нашихИспытано на себеИстория с Еленой МавлихановойКолонка юристаКриминфоКрупным планомКультураМалоэтажное строительствоНепреклонные годыО быломОдин день из жизни…Письма-звонки-визитыПривет с большой землиПутешествияРодителиСаров: инструкция по применениюСлово депутатуСлово за словоСпортСпроси священникаТвори доброФемины и политикаФотоконкурсХорошо сказаноЧтивоШколаЭкономика с Дмитрием ФайковымЯзык помощи

Номера

...архив...26 ноября 2014 (48)03 декабря 2014 (49)10 декабря 2014 (50)

Слово — читателю

Книга отзывовПоследние обсуждения
 

Художник из Дульдурги

№ 36 от 05 сентября 2012   Культура  

С московским художником-импрессионистом Бато Дугаржаповым саровские ценители современной живописи познакомились два года назад, когда Бато вместе с коллегами — художниками галереи «Арт-Яр» приехал в Саров с выставкой в рамках проекта «Территория культуры Росатома».

Бато — один из известнейших импрессионистов России. Постоянный участник выставок «Арт-Манеж», «Арт-салон в ЦДХ» и выставок Московского союза художников, членом которого он является. Постоянно экспонируется в ряде галерей России, Франции, США, Англии.

30 августа в Доме ученых в душевной и дружеской атмосфере, которая рождается, когда встречаются старые добрые друзья, открылась персональная выставка Бато Дугаржапова. Из более чем ста полотен, которые привез с собой художник, на стенах холла Дома ученых комфортно разместились почти шесть десятков работ. Остальные так и остались запечатанными. Но их смогли увидеть все желающие — весь вечер в Доме ученых на мониторах шел показ картин Бато. А сам он не выпускал из рук черный маркер и рисовал дружеские шаржи на всех желающих.

В числе работ, представленных в Доме ученых, — совсем свежие, буквально только что из-под кисти мастера. Этим летом Бато не поехал в свои любимые вдохновляющие места — Гурзуф и Академическую дачу Репина, а вместе с единомышленниками отправился в Тунис, в Бизерту. Этот город в Северной Африке — легенда, часть русской истории. Именно здесь в 1920 году пришвартовались тридцать три корабля Императорского Черноморского флота, ушедшие из Севастополя с русскими эмигрантами на борту.

— В их числе была восьмилетняя девочка Анастасия Ширинская, которая стала хранительницей памяти о России для нескольких поколений эмигрантов, — рассказывает Бато. — Ее называли «мадам учительница», и она умерла совсем недавно в возрасте 97 лет. Сегодня одну из площадей, на которой, кстати, находится православный храм, власти Бизерты переименовали в честь Анастасии Ширинской. И, насколько я знаю, это единственная площадь во всей Северной Африке, которая носит имя русской женщины. Разве я мог отказаться от предложения побывать в Тунисе и работать здесь с натуры?

Бато увлечен сейчас идеей различных видов зрения художника. К примеру, глядя на предмет прямо, невозможно рассмотреть его истинный цвет. Надо повернуть голову и глянуть на что-то другое. И тогда боковым зрением увидишь то, что не разглядел прямым. Собственно, эта новая теория и спасла его от ожога сетчатки в Тунисе. Солнце там палит немилосердно, так что один из художников действительно заработал ожог. Ну а еще и то, что Бато работает быстро. Это осталось с тех пор, как он несколько лет провел во Франции в 1990-х годах.

— После падения «железного занавеса» в Европе и США появился бешеный спрос на работы советских художников, — вспоминает Бато. — На аукционах продавали десятками и сотнями картины наших мастеров: и классиков, и современников. Спрос надо было удовлетворять. Вот тогда и пригласили во Францию несколько русских художников (и меня в том числе), чтобы они работали на потребу европейским ценителям искусства. Помню, что я писал до 60 картин в месяц!

Может, эти несколько лет каторжного труда и закалили характер Бато. Недаром его друзья, архитектор Дмитрий Серебряков и художник Константин Сутягин, называют Бато «несущей опорой». По аналогии с деталями дома. Мол, есть декоративные люди по фронтону, есть люди — вентиляционные люки и даже люди — проходные комнаты. А вот Бато — уроженец небольшого забайкальского села Дульдурги — несущая опора. Вспоминают, что в Бизерте на одного из заслуженных художников на пляже напали собаки. Все смотрели растерянно, а Бато сразу побежал его спасать. Или тот самый православный храм на площади Ширинской — без слез не взглянешь, купол провалился. Кто поможет? Да конечно Бато! Он уже здесь: считает и диктует, что нужно для ремонта, и сам пропадает целыми днями, ремонтируя и реставрируя. Или вот история: если доведется побывать в храме Христа Спасителя, встаньте под центральным куполом и запрокиньте голову. Там, слева, головы херувимов, которые написал Бато. И получил награду от самого Патриарха всея Руси, но сам об этом ни за что не расскажет: разве дело в награде?

Выставка Бато Дугаржапова в Доме ученых будет работать весь сентябрь. А сам он непременно обещает вернуться в Саров, такой тихий городок, умиротворяющий и вдохновляющий после московской суеты и шума…

Елена Трусова, фото Анны Лебедевой

Опубликовано на сайте 10 сентября 2012

    Прокомментировать




Читайте также в рубрике Культура

Все статьи в рубрике Культура

Читайте также в номере № 36 от 05 сентября 2012

Все статьи в номере № 36 от 05 сентября 2012


Нет комментариев

Написать

Если вы зарегистрированы у нас, войдите на сайт.
Если у вас есть аккаунт в одной из социальных сетей, нажмите:
Вконтакте  Facebook  Мой мир mail.ru  Одноклассники
или введите
Ваше имя: