Убрать
Регистрация
email:

Забыли?
Пароль:

Вконтакте  Facebook  Мой мир mail.ru  Одноклассники
Вход
Сайт газеты Вести города
Подписка на RSS ленту


Первая полосаО газете и сайте

Рубрики

БизнесБлицБюджетВ прокуратуреВопрос психологуГорода-деревни-мегаполисыГородская дума: Суть событийДайте жалобную книгуДети войныЖильё моёЗаписки отчаянной мамочкиЗнай нашихИспытано на себеИстория с Еленой МавлихановойКолонка юристаКриминфоКрупным планомКультураМалоэтажное строительствоНепреклонные годыО быломОдин день из жизни…Письма-звонки-визитыПривет с большой землиПутешествияРодителиСаров: инструкция по применениюСлово депутатуСлово за словоСпортСпроси священникаТвори доброФемины и политикаФотоконкурсХорошо сказаноЧтивоШколаЭкономика с Дмитрием ФайковымЯзык помощи

Номера

...архив...26 ноября 2014 (48)03 декабря 2014 (49)10 декабря 2014 (50)

Слово — читателю

Книга отзывовПоследние обсуждения
 

Пушкин в «картинках»

№ 11 от 13 марта 2013  

Нужна ли физику — лирика? «Безусловно!», — убеждены заведующая библиотекой СарФТИ НИЯУ МИФИ Елена Юткина и ее сотрудники. И свое убеждение они доказывают делом.

5 марта в библиотеке СарФТИ прошло очередное, необычное для технического вузамероприятие — библиогостиная «Кисть, вдохновленная пером», посвященная 180-летию издания романа в стихах «Евгений Онегин» отдельным томом. Слава Богу, еще ни один физик или математик в нашей стране не прошел мимо Пушкина, а многие даже могут с честью продолжить цитаты «Моя дядя самых честных правил» или «Я вам пишу, чего же боле...». Но чего же «боле»? И как заинтересовать технарей сугубо литературным материалом? Решение было найдено точное и оригинальное — поговорить о романе под особым углом, анализируя и рассматривая многочисленные иллюстрации «Евгения Онегина».

Такой рассказ-ретроспективу представила вниманию слушателей-зрителей гостья встречи Наталья Згодько, заведующая отделом редкого фонда Центральной городской библиотеки им. В.Маяковского.

Профессия книжного иллюстратора сегодня тихо умирает — бытует такое мнение. И действительно, сейчас разве что в детских книжках много «красивых картинок», а «взрослую» литературу вроде бы к чему иллюстрировать. Пестрые обложки «карманного чтива» не в счет... Есть, конечно, исключения, но они, как водится, только подтверждают правило. Тем интереснее узнать, что было время, когда каждый художник-иллюстратор стремился не просто «нарисовать» прочитанное, а осмыслить и даже переосмыслить, и стать своего рода соавтором прозаика и поэта. Да, да, в том числе и соавтором самого Александра Сергеевича, «солнца русской поэзии», который, как известно, «наше все»...

Одиннадцать вариантов иллюстраций «Евгения Онегина» прошли перед глазами участников библиогостиной, одиннадцать имен художников-иллюстраторов. Честно признаться, имен по большей части незнакомых. Но тем радостнее было узнавание — ведь иллюстрации-то «Евгения Онегина» хоть раз в жизни видел каждый, кто брал в руки академическое издание Пушкина! Вот нарядные, словно со старинной конфетной коробки, печальная Татьяна и кокетливая Ольга, и томный Ленский, и байронически задумчивый Онегин — это, оказывается, иллюстрации Елены Самокиш-Судковской, салонной художницы, последовательницы модернизма в живописи. А вот нарочито небрежные графика Николая Кузьмина — почти «наброски», повторяющие манеру «рисунков на полях» самого поэта, воздушно-бестелесные и в то же время по-бытовому острые. А знаменитые черные фигуры на белом фоне? Открытием стало не только имя их автора — Василий Гельмерсен, выдающийся человек своего времени, энциклопедически образованный, полиглот, заведующий бывшей дворцовой библиотекой Николая II, в 1937 году расстрелянный в лагерях. Открытие — это и сама техника выполнения иллюстраций. Оказывается, силуэт вырезают из черной бумаги сразу, без намеченного контура — можно сказать, по наитию, «рисуют» ножницами. Мастерство нужно высочайшее и вдохновение необыкновенное: тогда очаровательные «кружевные» фигуры размером чуть больше этикетки со спичечного коробка, которые сегодня хранятся в Эрмитаже, будут жить и вызывать восхищение даже сто лет спустя, во времена, когда, казалось бы, совсем уже не нужны иллюстрации для «взрослых» книг...

А когда Наталья Александровна закончила свой рассказ, когда погас экран проектора, когда были заданы все вопросы и получены все ответы, можно было просто подойти к стенду и взять в руки книги, в том числе и изданные много-много лет назад, перелистать пожелтевшие страницы, ощутить этот необыкновенный, ни с чем не сравнимый запах. Запах времени.

И какая разница — физик ты или лирик? Главное, что в этот вечер все, кто собрался в библиотеке СарФТИ — студенты, преподаватели, сотрудники института — узнали то, что могли бы и не узнать никогда. И ощущение было такое, словно каждому вручили подарок. Неожиданный и приятный.

А вообще — все только начинается. Есть еще идеи, есть энтузиазм, есть благодарные слушатели, а значит — будут еще библиогостиные, интересные встречи, неожиданные темы. Тем более что и с «Маяковкой» у библиотеки СарФТИ налажено тесное и плодотворное сотрудничество-содружество. Так что — до встречи...

Е.Мельцас, фото автора

Опубликовано на сайте 14 марта 2013

    Прокомментировать




Читайте также в номере № 11 от 13 марта 2013

Все статьи в номере № 11 от 13 марта 2013


Нет комментариев

Написать

Если вы зарегистрированы у нас, войдите на сайт.
Если у вас есть аккаунт в одной из социальных сетей, нажмите:
Вконтакте  Facebook  Мой мир mail.ru  Одноклассники
или введите
Ваше имя: