Первая полосаО газете и сайтеРубрикиБизнесБлицБюджетВ прокуратуреВопрос психологуГорода-деревни-мегаполисыГородская дума: Суть событийДайте жалобную книгуДети войныЖильё моёЗаписки отчаянной мамочкиЗнай нашихИспытано на себеИстория с Еленой МавлихановойКолонка юристаКриминфоКрупным планомКультураМалоэтажное строительствоНепреклонные годыО быломОдин день из жизни…Письма-звонки-визитыПривет с большой землиПутешествияРодителиСаров: инструкция по применениюСлово депутатуСлово за словоСпортСпроси священникаТвори доброФемины и политикаФотоконкурсХорошо сказаноЧтивоШколаЭкономика с Дмитрием ФайковымЯзык помощиНомера...архив...26 ноября 2014 (48)03 декабря 2014 (49)10 декабря 2014 (50)Слово — читателюКнига отзывовПоследние обсуждения | Язык до волхвов доведет2010 избранное ЧтивоС X века Россия считается православной христианской страной, хотя на ее обширной территории помимо последователей христианства, ислама, буддизма и других мировых религий есть и приверженцы иных мировоззренческих традиций. О религиозных пристрастиях современных россиян расскажет саровчанин, кандидат исторических наук, доцент исторического факультета Нижегородского государственного педагогического университета Роман Шиженский, который является руководителем областного Совета молодых ученых и межфакультетской лабораторией по изучению материальной и духовной культуры и межконфессиональных связей народов Поволжья «ЛиК». Сфера его научных и околонаучных интересов весьма специфическая — изучение современной российской этнической религиозности, другими словами — язычников. Кроме того, Роман интересуется историей Древней Руси, мифологией индоевропейских народов, и своими знаниями он готов поделиться с читателями. В гости к волхву С конца 80-х годов прошлого столетия в нашей стране начался так называемый религиозный ренессанс, и общество, изголодавшееся по духовной пище, обратило свои взоры как на традиционные (мировые) религии, так и на целую массу всевозможных деноминаций, сект, неокультов, религиозных обществ. По мнению ученых, большинство новых религиозных движений пришло к нам с Запада и Востока, и деятельность некоторых из них не сводима лишь к духовному служению. Зачастую за стандартным набором обмана в виде «псевдорелигиозной мишуры» скрывается образ врага-«буржуина», вербующего отряды «мальчишей-плохишей», продающих Родину за банку варенья и пачку печенья. Однако грозные времена миновали, безумство 80-90–х кануло в Лету, и наши соотечественники в основном определились в своих религиозных пристрастиях. В первые числа миллениума мне в руки попал один из многочисленных справочников по изучению современной религиозной жизни России. К большому удивлению, я обнаружил в издании тематический раздел, посвященный современному русскому язычеству. Авторы очерка приводили десятки фамилий и имен лидеров приверженцев многобожия, названия языческих общин, объединений и союзов. Но ведь любой историк, да и вообще человек с законченным образованием (школьным, средним и тем более высшим) прекрасно знает, что от многобожия (политеизма) верховная власть на Руси отказалась еще во времена князя Владимира Святославича. Сам Владимир вначале был ярым сторонником язычества (еще бы — одних наложниц и жен сколько!), даже провел религиозную реформу, но потом резко опомнился, взялся за ум и принял христианство. Было это в X веке. Сейчас на дворе XXI столетие, и что же, славянское язычество живо? А не очередная ли это акция иностранных мессионеров, пытающихся сбить честных, но не слишком подкованных в религиозных вопросах россиян? Итак, начнем с недавних событий. Этой зимой я взял интервью у одного из идеологов русского язычества волхва Велимира (Н.Н.Сперанского). В обычной жизни вне религии Николай Сперанский — рядовой житель подмосковного Троицка, кандидат физико-математических наук, физик-ядерщик, сумевший, несмотря на тяжелые времена реформ, сохранить любовь к науке. В сакральной (священной, тайной) жизни Велимир — создатель и старейшина официально существующей с 1997 года религиозной языческой группы «Коляда Вятичей», входящей с 2002 года в международное общественное движение «Круг Языческой Традиции». Он автор нескольких работ по русскому родноверию, редактор газеты этнического возрождения «Дерево Жизни». Встреча могла и не состояться, в дело как обычно вмешался господин случай в лице одного из общинников «Коляды вятичей» Мезгиря (Алексея Потапова). Именно Алексей после предварительных переговоров — «кодов доступа» — передал телефон Николая. Кстати, подобные предосторожности вовсе не характеризуют современных язычников как адептов некой закрытой секты, тайного ордена посвященных, просто критерий доверия к «научникам» и журналистам, интересующимся «этникой», с середины 80-х резко снизился. Для большинства исследователей в современном язычестве главное — быстро обнаружить сенсационный материал: политическую ориентацию родноверов («естественно», националистическую), ритуальную составляющую («естественно», сатанинскую или привнесенную из вне)… Ради интереса студенты по изучению материальной и духовной культуры провели своеобразный эксперимент. Используя в качестве источника материалы новостных полос сети Интернет, всего за год нового тысячелетия они посчитали, что более 70% сообщений, посвященных проблеме современного политеизма, посвящены поиску в среде неоязычников элементов криминала, политического противостояния и тому подобного. Этим отчасти и объясняется нежелание религиозных традиционалистов раздавать интервью на право и налево, официально регистрироваться в надлежащих органах. Так или иначе, я договорился о встрече и прибыл в Троицк по указанному адресу. Дом и квартиру нашел без особого труда, и после обычного набора приветствий в виде выяснения цели интереса язычеством, обмена литературой, поиска общих знакомых, постановки вопросов внутри проблемы, приступил к сбору так называемого «полевого материала», вооружившись вопросником, диктофоном и фотоаппаратом. Комната Велимира представляла собой «Русь языческую в отдельно взятой квартире». На стенах — картины на заданную тематику руки самого Николая, в углу — красном — своего часа дожидаются изображения переносных чуров хранителей (статуэтки богов), на стенах покоятся всевозможные ковши, братины, выполненные в древней новгородской технике плетеной резьбы, восстанавливаемой хозяином квартиры. Особого упоминания заслуживают и бубны, используемые волхвом в обрядовой практике. Справедливости ради надо отметить, что именно Николай Сперанский первым в русской родноверческой среде начал использовать данный музыкальный инструмент в религиозных церемониях. Вопросы, на которые я предложил ответить волхву «Коляды вятичей», были обкатаны на представителях других языческих объединений и касались в основном общей характеристики исследуемого явления. — Что такое язычество в вашем понимании? — Язычество — широкое понятие, включающее в себя мировоззрение, образ жизни, бытовые навыки, систему ценностей и верование. Ключевым во всем этом является следование коренной традиции своих предков. При этом я понимаю, что традиция предков не является традицией каких либо мировых религий. — К какому направлению в современном язычестве вы себя относите? — Условно говоря, современное язычество можно представить в виде птицы. Ее правое крыто — это эксцентричная молодежь, опирающаяся на идеи национально-политического характера. Создается впечатление, что правое язычество не ставит задачи духовного развития. Правые не склонны к религиозному поиску и не имеют обыкновения создавать наработки в области язычества, а являются лишь его эксплуататорами. Среди них развиваются военные культы, в которых существенное место занимают силовые состязания. Истинные язычники собраны в центре движения. Они осознают и формулируют языческие истины, а не только эксплуатируют их. Идеология центра примерно такова: язычество есть национальная русская вера, и ее задача — поддерживать правильную жизнь русского человека на своей земле и противостоять инородным культурным и религиозным влияниям. При этом главное — жить самому по традиции и объяснять ее другим. В обществе, живущем в согласии с богами, Мировое Зло, с которым готовятся бороться правые, просто не сможет удержаться. Существуют язычники левого крыла. Это гармоничные личности, желающие и способные вписаться в общество и заработать на его к ним доверии. Именно поэтому их книги легче всего издаются. Левые характеризуются тем, что занимаются язычеством отвлеченно от жизни своего народа. Часто они перемешивают традиции различных народов и выдают их за русскую веру. Так, например, поступил лидер инглистов Патер Дый (А.Хиневич — эзотерик из Омска). Левые выдумывают славянские руны и сочиняют фэнтэзи. Среди левых полно двоеверцев, соглашательски настроенных по отношению к христианству. Помимо правых, левых и центра, в язычестве есть тыл. Это группы и отдельные люди, использующие языческие образы в прикладной деятельности. Это резчики, художники, писатели, скульпторы, экологи и другие. Тыл — это и традиционные фольклорные коллективы, понимающие свое творчество как языческое. Есть и совсем глубокий тыл — колдуны российской глубинки, бабушки, собирающие травы и знающие поверья своей деревни. Они, как правило, не догадываются, что они язычники. Наконец, есть авангард. Это движения, тяготеющие к индийскому язычеству. Это так же и молодежные движения в стиле книг английского писателя Дж.Толкиена. Это и поклонники скандинавских богов, (Тора Одина, Фреи, и т.д.). У них многое идет от игры, от личного эзотерического поиска. Я отношу себя к центру движения… Вслед за весьма интересной конструктивной беседой и чаепитием Велимир предложил посетить одно из священных мест общины — капище богини Лады, основанное 20 декабря 2008 года. После непродолжительной и весьма тяжелой прогулки по зимнему лесу по колено в снегу волхв только по ему понятным приметам вывел меня на небольшую полянку, в центре которой возвышалось изваяние богини и располагался алтарь для приношений. По мнению язычников, Лада — одна из главных богов, оберегающих Россию. Молчаливое созерцание «рукотворно-природного храма» прервал снегопад, обрушившийся с вековых деревьев, окружавших языческое место силы. «Ладушка здесь. Извини нас, матушка, что с пустыми руками», — прокомментировал данное явление Николай, и после непродолжительной паузы мы поспешили «в цивилизацию»… Спустя два часа я был в Москве. Погрузившись в подземку, вспоминал встречу с Велимиром и думал: «Так что же такое современное язычество? Что привлекает молодежь и людей старшего возраста в этом новом религиозном движении? Мечты о чем-то далеком? Возможность хотя бы на время, на несколько часов, уйти от проблем глобального техногенного мира? Огромное количество вопросов и минимум ответов в виде разнополюсных точек зрения научного сообщества, представителей церкви и самих адептов движения. Понятно пока только одно — русскому язычеству XX века без малого 50 лет, и значит, это кому-то нужно…» Роман Шиженский, фото автора (апрель 2010) Опубликовано на сайте 01 апреля 2010 Читайте также в номере 2010 избранное
Читайте также в рубрике ЧтивоВсе статьи в рубрике ЧтивоКомментарии
НаписатьЕсли вы хотите ответить кому-то, нажмите ссылку "Ответить" под его комментарием. Другие советы |
ОСЕНИНЫ
Возрожденная из пепла,
Гей, языческая Русь!
Вера русская окрепла
В душах. К капищу я мчусь.
Бубен гулок, бубен яро
Призывает и поет.
Волхв кружИтся, волхв ударит
В бубен и народ зовет:
Гей вы, русичи, мы ныне
Поклонимся мать-земле,
Световиту, Осенине.
Пироги уж на столе -
В горку сложено так много:
Пиру быть, но чередом
Пирожок, конечно, богу
Мы вначале поднесем.
Осенина, Осенина!
Госпожа, будь к нам щедра
В дарах осени, корзины
Дай грибов, не будь хмура!
Вкусным сбитнем Световиту
Пирожок дадим запить:
Бог, возьми нас под защиту,
Чтобы жить нам — не тужить!
А в сторонке вон молодки
(Древний их наряд красив)
Репетируют на сходке,
Как читать речитатив.
Осенина, Осенина,
Госпожа, будь к нам добра!
Пусть наполнятся корзины,
Дай нам всякого добра.
Развели костер священный
Вокруг водят хоровод
И под треск в огне поленьев
Славят предков и свой род.
В сентябре летят в край южный
Журавли, и им в укор
Сотворен из веток дружно
Был журавль — и в костёр!
Осенина, Осенина
Урожай нам сохрани.
Чтоб от плесени не сгинул,
Из ковша вина хлебни.
И обряд идет чин-чином,
Ковш со сбитнем по рукам,
Громко славят Осенину,
И поют хвалу богам.
Слышит их лишь лес дремучий,
Что раскинулся вокруг,
Да трава, сухие сучья.
Город божеству не друг.
Там иные интересы:
Деньги, банки, суета
И повсюду власть прогресса.
Тот мечтаньям не чета.
Как забытые обряды
Обрели свой блеск опять?
Прост ответ, причем не надо
На веревочке гадать.
Рос в лесу, пока не срублен,
Дуб могучий сотни лет.
Из него тот самый бубен
Сделан, в этом и секрет.
Слышал древние напевы,
Слышал песни он волхвов,
Под ним юноши и девы
Русских славили богов.
Потому в его звучанье
Эхо древних голосов
И подсказка, в назиданье
Чрез века, заветных слов:
Осенина, Осенина,
Чтим твою мы красоту.
Дай нам полные корзины
И вдобавок к ним мечту!