Убрать
Регистрация
email:

Забыли?
Пароль:

Вконтакте  Facebook  Мой мир mail.ru  Одноклассники
Вход
Сайт газеты Вести города
Подписка на RSS ленту


Первая полосаО газете и сайте

Рубрики

БизнесБлицБюджетВ прокуратуреВопрос психологуГорода-деревни-мегаполисыГородская дума: Суть событийДайте жалобную книгуДети войныЖильё моёЗаписки отчаянной мамочкиЗнай нашихИспытано на себеИстория с Еленой МавлихановойКолонка юристаКриминфоКрупным планомКультураМалоэтажное строительствоНепреклонные годыО быломОдин день из жизни…Письма-звонки-визитыПривет с большой землиПутешествияРодителиСаров: инструкция по применениюСлово депутатуСлово за словоСпортСпроси священникаТвори доброФемины и политикаФотоконкурсХорошо сказаноЧтивоШколаЭкономика с Дмитрием ФайковымЯзык помощи

Номера

...архив...26 ноября 2014 (48)03 декабря 2014 (49)10 декабря 2014 (50)

Слово — читателю

Книга отзывовПоследние обсуждения
 

Город молчаливых людей

2010 избранное   История с Еленой Мавлихановой  

— …А где же город? — спросит приезжий человек.
— А вот он, город, и есть! — ответит ему возчик
и укажет на тот же дом старинной стройки.
Андрей Платонов «Город Градов»

На простой вопрос «Что такое Город?» можно ответить по-разному. И каждый ответ, даже молчание, имеет полное право быть верным. Архитекторы профессионально обрисуют генеральный план застройки, строители вспомнят о сроках ввода в эксплуатацию промобъектов и жилдомов, коммунальщики знают даже «начинку» всего построенного на земле и под землей, ну а далее — продолжите сами. Мы, жители города, все можем высказаться на сей счет по-своему, в зависимости от жизненных условий и шкалы ценностей каждого из нас. Можем, но иногда молчим. Нашему молчанию есть историческое оправдание.

С одной стороны, Саров — город науки, истории, культуры, с присущими только ему традициями. Город с мировым именем, он неповторим и уникален. Мы уже научились без устали транслировать эту мысль, как кулики на своей родине.

С другой стороны, Саров — город-«фантом», в течение последнего полувека он отсутствовал на картах России и в отечественной историографии. За это время будучи сверхсекретным оборонным объектом сменил множество названий-псевдонимов, пока не обрел свое историческое имя — Саров. Каждое имя нашего города: Кремлев, Москва-центр-300, Шатки-2, Приволжская Контора Главгорстроя СССР, База-112, Арзамас-75 или Арзамас-16 отражает определенный период его истории и культуры.

Город окутан легендами, мифами, небылицами. Саров, говорят, почти недоступен для непосредственного знакомства, не представлен широкому кругу российской и мировой общественности. Все же город более известен в народе как прославленный в XIX веке Саровский монастырь, где жил старец Серафим Саровский. Сюда и устремляются на поклон святыням, посещая именно уединенные в лесу серафимовы пустынки. Обязательны при этом посещения храмов на монастырской площади, здания которой начинают отсчет еще с XVIII века. Правда, гости города видят парадный фасад. И очень недолго. А что будет говорить подрастающая в городе наша смена, сегодняшние дети о месте обитания?

Вспоминаю свое детство. Нам в художке задали нарисовать свободную композицию «Мой город». Трудность таилась именно в выборе чего-то одного, главного среди многих сюжетов. В тему попадало буквально все: пейзажи и улицы, героика буден и романтика праздников, любые жанровые картинки и даже портреты. После мучительного перебирания тем, картинка нарисовалась такая: обычный весенний день в центральном сквере у фонтана. Фонтан еще тот, старый: трое красавцев — европеец, негр и азиатка дружно держат земной шар над головой. Сирень цветет. Люди, занятые кто чем: папы-мамы с колясками, пожилые отдыхают на тенистых скамеечках, старшенькие дети на велосипедах, а девочка-семилетка ловит бабочку на фоне серебристых водных струй.

Шли годы. Вместо того трехфигурного фонтана в сиреневой тенистости на солнцепеке возник другой — круглая и какая-то голая чаша. Хотя в целом мой образ города остался прежним — люди разных возрастов, от мала до велика, и все вместе. «И в спокойствии обыденного дня», — чуть было не приписалось лукаво…

«Зачем вдруг вздумалось делиться с уважаемыми читателями детскими воспоминаниями?» — спросят они. И правильно спросят. Затем, что мне повзрослевшей встретилось краткое, но очень емкое понятие города. Город (по Бенедикту Андерсону) — человеческое поселение со свойствами «воображаемой общности» — убежденности в том, что горожане имеют общие представления о культуре. Вы видите, что речь не о постройках вовсе, не о внешних формах, не о камнях. Речь о горожанах, об их убежденности, о какой-то воображаемой общности культурных представлений.

Итак, город — это мы. Как мы образовались? Городское сообщество было организовано из научной и рабочей элиты, представители которой набирались «поштучно» со всей страны. Но горожане искусственным образом были лишены возможности изучать прошлое своей территории, заявлять о себе (и себе!) во всеуслышание. «Вырванные» из естественно-исторического контекста жители, тем не менее осознавали себя «избранными» для выполнения государственных задач. В свое время меня поразило высказывание Владимира Михайловича Карюка: «Мы жили в городе, который воспринимался нами как что-то второстепенное, несущественное, как казенный поселок при заводе… Ученые, привлеченные к решению ядерных проблем, воспринимали его (город) как комфортный жилищный фонд, рассчитанный на время государственного задания, после которого они вернутся домой».

Вот так почти полувековое «умолчание» о самом существовании целого города, его прошлом и настоящем, создали к началу 90-х годов беспрецедентную ситуацию. Ее можно назвать «Город молчаливых людей» по образному выражению автора (под псевдонимом Умнов) первой открытой публикации в «Комсомольской правде» 1990 года, где черным по белому написали об Арзамасе-16 и его назначении. С того момента пошел новый отсчет времени Города — исторический. В одночасье стали востребованы вдруг некогда запретные фотоматериалы, описания, рассказы и воспоминания.

1990 год был не так давно, чтобы говорить об упорядоченном и сплошь пройденном историческом периоде городских изысканий. Но и сделано немало. Судите сами по фотоподборке разных времен.

Каждая часть городской застройки неповторима. Каждый уголок несет отпечаток своего времени. Одетый в дерево коттеджный поселок итээровский 40-х годов. С 1950 года застраивается поселок Боровой, ныне — улицы Гагарина (поначалу Л. Берии) и Пушкина. В 1961 году улица Сталина переименована в проспект Мира. На нем красуется здание кинотеатра «Октябрь» 1957 года постройки. За бывшим кинотеатром «Октябрь» — всеобщее излюбленное место прогулок и осовремененный сквер с фонтаном. В нем в 1982 году построено нынешнее здание городской администрации. Это центр города. Площадь Ленина — типичная советская площадь, выполнена в классическом стиле советского ампира. Кстати, этот архитектурный стиль унаследован всеми некогда закрытыми городами, поскольку они начинались с проектов одного секретного же института ГСПИ-11 в Ленинграде. Более того, города-братья закрытой десятки оказались близнецами, очень схожими именно такими центральными площадями с памятниками Ленину, стоящими перед Домами культуры им. Ленина. Правда, название у нас сейчас изменилось: Центр культуры и досуга ВНИИЭФ. Но памятники устояли — и Ленин, и барельеф Дзержинского на одноименной улице. Да и М.Горький, почти полвека простояв на монастырской площади возле драмтеатра своего имени, чуть передвинулся и оказался в хорошей компании стройного, классически выдержанного Дворца творчества школьников.

Солидные «сталинские» дома 50-х; простые «хрущевки» 60-х; высотные спальные районы 70-80-х; дома с улучшенной планировкой по программе ипотечного кредитования рубежа веков; главная торговая улица Московская, где в 2004-2007 годах построены Ледовый дворец и современные многоэтажные торговые центры — характерный облик наших городских районов. Соглашаюсь с образным выражением Алексея Подурца: «Архитектурный переход от девятнадцатого века во вторую половину века двадцатого осуществлен очень деликатно, резкого контраста между монастырскими постройками и поселком Боровым нет». Все же надо признать одно, несомненно, негативное обстоятельство. Планировка городов ЗАТО, несмотря на красоту его лучших образцов, губительно однообразна. Более того, буквально губительной она оказалась для древних памятников. Например, пострадало средневековое Саровское городище — уникальный вал в 1,5 км был срыт в 50-х годах при градостроительстве. Дальняя пустынка Серафима Саровского с 2000 года являет собой пример интернациональной стилизации. Надо признать, встает задача освобождаться от агрессивного интернационального и корпоративного стиля. Больше того, актуальная задача обеспечения новыми рабочими местами горожан вполне может быть решена именно при создании неповторимого образа города.

С чего же начать? В связи с этим вспомнилась мудрая мысль одного богослова, что «церковные здания нужны человеку как КОСТЫЛИ, с помощью которых он дойдет к храму своей души, сверкающей бОльшим нетленным сиянием, чем земной храм». Наверное, и нам следует обратиться в мир наших устремлений, пользуясь внешне видимыми образами как временными костылями. Можно и нужно взращивать новое ощущение города. Оно неизбежно связано с тремя возрастами нашего места, разными историческими пластами, разными событиями и постройками: город, монастырь, городище. Основой возрождения нас как городского сообщества может стать любое из составляющих понятия «город»: памятники истории; архитектурный облик и архитектурное наследие; ландшафты и достопримечательности; привлекательность и удобство городской среды; исконные и современные этнические традиции; местные ремесла и услуги; индустрия развлечений и спорт; субкультуры, в т.ч. и молодежные; традиции, кухня, праздники и ритуалы. Эх, работы хватит на века!

Главное, ребята, — сохранить нам тот ОБРАЗ жизни, ту духовную атмосферу, созданную лучшими людьми до нас. Почему бы для начала не проговорить проблемы города нам самим, горожанам? Благо есть нейтральная площадка для высказываний — страница газеты «Вести». Дорогие читатели, мы ждем ваших воспоминаний о прошлом, размышлений о настоящем и будущем. На простой вопрос «Что такое Город?» ведь можно ответить по-разному.

Историк, заведующая музеем «Саровская пустынь» Елена Мавлиханова

Опубликовано на сайте 21 июля 2010

    Обсуждение: 8




Читайте также в номере 2010 избранное

Все статьи в номере 2010 избранное

Читайте также в рубрике История с Еленой Мавлихановой

Все статьи в рубрике История с Еленой Мавлихановой


Комментарии

zigangir  #  21 июл’10, 21:51
Каждое имя нашего города: Кремлев, Москва-центр-300, Шатки-2, Приволжская Контора Главгорстроя СССР, База-112, Арзамас-75 или Арзамас-16 отражает определен¬ный период его истории и культуры.
У меня в паспорте, выданном в августе 65-го, мое место рождения значилось как "ст. Шатки-1", кроме того, добавлю в ваш список еще одно наименование нашего города — "Горький-150"

Главное, ребята, — сохранить нам тот ОБРАЗ жизни, ту духовную атмосферу, созданную лучшими людьми до нас

а, вот, как это сделать, я уже высказал на самой первой странице "Саровленда" общего форума
Ответить   Правка
ab90ab  #  22 июл’10, 09:00
сохранить не удасться — духовная атмосфера успешно просрана. возможно, так тому и быть. а вот создать другую, лучше прежней... вот над чем стоит подумать. ее, духовности, как-то категорически не хватает... именно в этом городе
Ответить   Правка
zigangir  #  ^  22 июл’10, 21:16
ab90ab, о духовности какого времени идет речь? Берию не вернешь, сталинскую дисциплину — тоже. Нет даже "важного задания партии и правительства". "Мавр сделал свое дело!" — город выполнил свое предназначение, а то, что осталось после нас, вполне, можно теперь называть "городищем". Две Славы досталось нашему Городу — духовная и научная. Нынешний образ жизни — мещанский, тут, уж, прославиться нечем, разве, что — забвением...
Елена Мавлиханова, сохранить, вернуть прошлый "образ жизни", значит вернуть Славу городу, но для этого нужны "достаточное состояние и сила необходимости". Есть ли сейчас "это" у города?
Ответить   Правка
VVV  #  ^  23 июл’10, 12:30
Слава невозможна без конкретного действия, если угодно — подвига. Что сейчас Саров может предложить миру? Какой поступок совершить? Риторические вопросы...

В конце концов, быть туристическим пунктом на полпути между Арзамасом и Саранском — довольно завидная участь для многих российских поселений.
Ответить   Правка
zigangir  #  23 июл’10, 19:40
Москва-центр-300,
Глаз режет такое написание. Правильно будет "Москва, Центр 300". Была еще одна "База-100" (Бескудниково), о "Шатки-2" откуда это?
Ответить   Правка
анонимно  #  25 июл’10, 08:56
zigangir, сначала о духовности. ясен перец что это не количество храмов (хотя, как меня уверяют многие знакомые, они полны — не протолкнуться! -во время служб, надо проверить). сейчас требуется совсем малое — если мы сами не ругаемся матом в общ местах, не кидаем мусор, не грубим, надеваем намордники на собак — не позволять это делать другим. заставлять власть работать. дергать их. че толку рассуждать о великой славе города, если соседи регулярно оставляют мусор рядом с домом, а 13летние дети спокойно пьют у нас на глазах пиво и курят, власти нам врут, а мы глотаем это глотаем глотаем еждневно.

теперь о база-100 и шатки-2. озадачу Мавлиханову, пусть объясняет...:)
Ответить   Правка
zigangir  #  26 июл’10, 06:53
Что делать... и кто виноват? Это уже не риторика.
Ответить   Правка
ab90ab  #  26 июл’10, 11:07
анонимно это была ab90ab :)
да вроде я все обозначила: не мочать, не быть равнодушными. а корить власть на кухне люой умеет
Ответить   Правка

Написать

Если вы зарегистрированы у нас, войдите на сайт.
Если у вас есть аккаунт в одной из социальных сетей, нажмите:
Вконтакте  Facebook  Мой мир mail.ru  Одноклассники
или введите
Ваше имя:

Если вы хотите ответить кому-то, нажмите ссылку "Ответить" под его комментарием. Другие советы