Первая полосаО газете и сайтеРубрикиБизнесБлицБюджетВ прокуратуреВопрос психологуГорода-деревни-мегаполисыГородская дума: Суть событийДайте жалобную книгуДети войныЖильё моёЗаписки отчаянной мамочкиЗнай нашихИспытано на себеИстория с Еленой МавлихановойКолонка юристаКриминфоКрупным планомКультураМалоэтажное строительствоНепреклонные годыО быломОдин день из жизни…Письма-звонки-визитыПривет с большой землиПутешествияРодителиСаров: инструкция по применениюСлово депутатуСлово за словоСпортСпроси священникаТвори доброФемины и политикаФотоконкурсХорошо сказаноЧтивоШколаЭкономика с Дмитрием ФайковымЯзык помощиНомера...архив...26 ноября 2014 (48)03 декабря 2014 (49)10 декабря 2014 (50)Слово — читателюКнига отзывовПоследние обсуждения | Родник Явленный — предания и легенды№ 9 от 29 февраля 2012 История с Еленой МавлихановойЯвление — 1) возникновение, начало существования; 2) в философии: проявление, выражение сущности, то, в чем она обнаруживается; 3) вообще всякое обнаруживаемое проявление чего-либо (толковый словарь С.И.Ожегова) Изучая историю родного края, пытливые умы открывают для себя новые места, богатые своим историческим прошлым и традициями. Есть в местной округе традиция: в выходные или православные праздники идут люди на родники нескончаемым потоком. Кто по религиозным соображениям, кто за физическим или душевным здоровьем, а кто-то просто на встречу с природой. Придут, окунут ладони в прохладные струи воды, зачерпнут ее и обязательно умоются. Ну а как ключевой водицы испробуют, так совсем в добром духе оказываются. Заряда бодрости и хорошего настроения хватает надолго. А если почувствуют, что стрессы и усталость свое берут, значит, пора опять на родники собираться. Богата наша округа родниками. Они всегда почитались в народе, обустраивались, с ними связывались события из жизни людей. Родник Явленный у села Кременки — одно из таких мест. Приблизительно в километре на юго-запад от села Кременки находится родник с чистейшей водой, который у местного населения получил название Явленный. Окружен он редкими березками, густым ивняком и душистой черемухой. Растет ее здесь видимо-невидимо. Знать, место для этого благодатное — солнечное, теплое, влажное. Родник этот — настоящее чудо природы, возникшее на суходоле за селом Кременки Дивеевского района. Прозрачная и удивительно вкусная вода его бьет из-под земли у левого берега реки Кременки и тут же, пробежав 6-7 метров, впадает в нее. В настоящее время родник Явленный весьма посещаемое и любимое народом место, которое облагорожено руками верующих. На ключе оборудована купальня, рядом установлен поклонный крест и табличка с преданием о явлении на этом месте преподобного старца Серафима. Всякому побывавшему здесь (в том числе и мне) становится ясно, что место это — уникальное. Среди местных жителей существуют две версии возникновения названия родника. Причем большинство опрошенных придерживается только одной из них. На сегодняшний день имя родника больше связывают с явлением в этих местах преподобного Серафима Саровского. Самое интересное в этом факте следующее. Путешествуя по родному краю, я обнаружила, что почти каждый посещаемый родник ближайшей округи города (например, на Хитром или на месте Курихинского монастыря) так или иначе связывается с именем Серафима Саровского. При этом достоверность многих утверждений, связанных с посещением этих мест Серафимом Саровским или его явлением, людьми воспринимается на веру, хотя исследования, проведенные музеем «Саровская пустынь», документально опровергают многие легенды. Первая версия происхождения названия родника связана с легендой о явлении Серафима Саровского жительницам села Кременки. Вот как описывается произошедшее чудо в одном из преданий о явлении Серафима на роднике за Кременками. Давно это было. Самые старые люди не назовут вам года. Шли женщины с покоса по пыльной июльской дороге, с лугов, которые когда-то принадлежали Саровскому монастырю. На плечах грабли, на них — плетеные лыковые кошели, в которых у кого яйцо осталось, у кого кусок черного хлеба, а кто и в короткий перерыв земляники для малых детей набрал. Белые платочки на глаза повязаны — хоть и вечер, а солнце печет жарко. Молчат женщины: за день все переговорили, все перепели, да и устали. Дорога в гору и в гору. Вот она пропетляла среди ржи и выбежала на пригорок, аккурат к тому месту, где в ложбинке родник журчит. Встали они все вдруг разом и повернули головы к склону. Возле ракиты показалась им фигура. Присмотрелись, и вправду — стоит старичок, в одеянии монашеском, волосы седые, длинные, борода такая же. Стоит, а сам рукой машет, женщин подзывает. Подошли те поближе и видят: монах-то и не на пригорке стоит, а как бы парит над родниковой водой. И не монах это, а батюшка — Преподобный Серафим. Пали женщины на колени, а Серафим подошел к передней, крестным знамением осенил и тихо, ласково произнес: — Знаете ли вы дивеевскую канавку? — Знаем, отче, — отвечали перепуганные женщины. — По ней каждую ночь совершает свой ход Владычица, — произнес преподобный, и светлые слезы потекли из его глаз, да так обильно, что стали бисером падать на родниковую гладь. — Прежде чем пройти по канавке, Владычица этой водой свое пресветлое, свое премудрое лицо умывает. — Смотри-ка, радость моя, — тронул он за плечо одну из женщин. Взглянула та на водное зеркало, а вода зарябила, закружила мелкими колечками. Стали они в большие круги расходиться, а затем вода и вовсе успокоилась. Увидела женщина в падающих лучах солнца на родниковой глади знакомый с детства по иконе лик. И от родника пошел по ложбинке прохладный воздух. Каждого лица он коснулся, омыл усталые глаза: будто и не было тяжелого сенокосного дня. Очнулись женщины и видят: опять по родниковому зеркалу круги расходятся, а от пригорка, с которого говорил с ними преподобный, только голубоватое облачко к небу поднимается. Подивились женщины чуду, вернулись в деревню и рассказали о необыкновенном видении остальным. С тех пор стали местные жители на родник заглядывать чаще — кто водицы испить, а кто просто помолиться. В основном эту историю знают и рассказывают современные жители села. Но местные старожилы помнят другое предание, в котором описывается явление Пресвятой Божьей Матери. И связанно оно с другими событиями. Вот как историю о случившемся рассказывают в народе. Давно это было. На месте нашего села небольшое поселение было. Леса кругом глухие росли, дичи, пчел полно водилось. Через селение река протекала, Кременка. Рыбы в ней было — руками ловили. Жили все в добром соседстве, не бедствовали. Кто со стороны приходил, тем помогали хозяйством обзаводиться. Но случилась однажды страшная засуха. Река обмелела, потом совсем высохла. Даже в колодцах пропала вода. Звери ушли из леса. Птицы от жары падали на землю. Люди умирали от голода и жажды. Те, кто мог еще двигаться, решили уйти к большой реке, которая протекала в нескольких десятках верст от наших мест. Я так думаю, что это или Сатис, или Мокша. Трудно было пуститься в путь изможденным, измученным людям. На краю села жила вдова. Мужа ее медведь задрал на охоте. Осталась Марья одна с малолетними детьми. Самому малому был годик. Дети таяли на глазах. Вот из-за них и решила Марья идти к реке. Вышли еще затемно, пока солнце не взошло и не опалило землю своими огненными лучами. На руках несла Мария младшенького, а остальные ребятишки еле-еле плелись следом. С большим трудом дошли они до другого края деревни, туда, где и поныне заросли черемухи. Присела Мария на пригорок, а дети упали рядом. Смотрит она на своих кровиночек сухими глазами и даже слезами оросить не может их лиц: высохли слезы. Подняла мать глаза к небу и пролепетала сухими, потрескавшимися губами: — Владычица Небесная, помоги. Не за себя прошу, за детей. И не смогла потом женщина вспомнить, то ли во сне, то ли наяву появилась перед ней Богородица и говорит: — Встань, Мария. Посмотри вокруг. Собрала Мария последние силы, встала. Да как же она раньше этого не заметила? Вся трава кругом была выжжена, а здесь, на пригорке, ярко зеленела. Листья на деревьях пожухли, как поздней осенью, а черемуха стоит веселая, нарядная, как ранней весной. И земля прохладная, словно после дождя. Легла Мария на землю, прислушалась, и показалось ей, будто под землей ручеек звенит, переливается. Растормошила Мария детей, подняла, а сама слова вымолвить не может. Только начала она землю руками разрывать, все пальцы в кровь изодрала. Детишки вначале ничего не могли понять, а потом догадались, стали помогать матери. И вот появилась первая капелька. А потом вода, свежая, чистая, выбилась из пригорка, и зазвенел в зарослях черемухи хрустальный родник. Возродилась жизнь в деревне. А Мария поселилась в заброшенной избушке недалеко от родника, который люди назвали Явленным. В Кременках бытует еще одна легенда о происхождении названия этого родника. Рассказывают, что в XVII веке, накануне сражения разинцев с царскими войсками, появился в незамутненной воде родника лик Божьей Матери, скорбящей по всем, кому придется сложить здесь, в Кременках, свои головы. 9 октября 1670 года у села Кременки произошла кровавая битва. Под натиском регулярных войск не обученные воинскому искусству разинцы дрогнули. Многие бросились наутек. Но не все. Большой отряд восставших укрепился во дворе стольника Андрея Замятина и решил биться до конца. Приступом склонить их к бегству не удалось. Не имела успеха и артиллерия. Тогда двор был подожжен. После этого некоторые повстанцы, прорвав окружение, бежали, а часть разинцев погибла в огне. В три часа дня на помощь бившимся крестьянам в Кременки из окрестных селений подоспел отряд в 2000 человек. Но помощь опоздала. Тогда прибывшие решили напасть на обоз правительственных войск. Однако к этому времени из села уже была выведена часть подразделений, которые и вступили во вторую битву у обоза. Про этот бой Юрий Долгорукий сообщал царю: «Ратные люди всех воровских казаков тех побили, а живых на тех боях взяли 50 человек, да 10 знамен». Немалые потери понесли и правительственные войска: многие ратники были ранены, в том числе и подполковник Василий Вшеславцев. Особой грамотой из дворца полковому воеводе Юрию Долгорукому и воеводе Федору Леонтьеву была выражена похвала. В тот день, со слов местных жителей, воды речушки Кременки были красного цвета от человеческой крови. Лишь к утру следующего дня омыл родник погибшим кровавые раны, после чего их погребли в братской могиле. Драматизм событий, произошедших в Кременках, давно забыт. О них помнят немногие, да и те вспоминают время от времени. И хотя явление лика Божьей, матери предшествовало явлению Серафима Саровского, людское сознание преломило два этих предания в пользу последнего. Личность преподобного Серафима Саровского сыграла свою решающую роль в определении самой распространенной причины названия родника, которую приводят местные жители. Если сравнить первое и второе предание, то можно увидеть некоторое их сходство. Оно заключается в следующем: действующие лица в легендах находились в состоянии крайнего утомления и измождения, им очень хотелось пить. Спасло их от этого состояния появление чудесного видения, оно стало залогом душевного подъема и возрождения. И как символ исцеления от бед и напастей выступает родник, которому люди дали громкое имя — Явленный. По склону глинистого оврага возле Кременок ключей бьет множество, но ни один из них не имеет своего имени. А этот имеет. Местные жители хранят легенды, связанные с происхождением названия этого родника, передавая их, как бесценный дар, из поколения в поколение. К Явленному роднику спешат люди — и взрослые, и маленькие. Он поил своей ни на что не похожей водой людей многие столетия. Да и поить будет каждого, кто сюда придет. Хочется отметить одну замеченную мною особенность в легендах: явления происходили в конце тяжелого буднего дня перед людьми, которые пребывали в состоянии крайней усталости души и тела или накануне битвы, предвещавшей пролитие большой крови. Все происходило в минуты беспросветного отчаяния. Вода родника приносила людям не только удивительные видения, но и смывала людскую боль и страдания. Таким образом, название родника Явленный связано с явлениями людям в этих местах святых в сложные периоды их жизни, отсюда и название родника. В последние годы родник Явленный стал православной святыней и местом паломничества. Я считаю, что он заслуживает охраны не только как памятник природы и православная святыня, но и как объект, имеющий историческое значение. Ведь до сих пор в районе родника и реки Кременки находят следы крестьянских восстаний под предводительством Степана Разина — это наконечники от копий и стрел, гири на веревках, топоры, изъеденные временем. В статье использованы материалы исследовательско-краеведческой работы Яны Косяк. Руководитель работы — С.Г.Александров. Фото Е.Бабиновой Опубликовано на сайте 01 марта 2012 Читайте также в рубрике История с Еленой Мавлихановой
Читайте также в номере № 9 от 29 февраля 2012
Нет комментариев Написать |