Убрать
Регистрация
email:

Забыли?
Пароль:

Вконтакте  Facebook  Мой мир mail.ru  Одноклассники
Вход
Сайт газеты Вести города
Подписка на RSS ленту


Первая полосаО газете и сайте

Рубрики

БизнесБлицБюджетВ прокуратуреВопрос психологуГорода-деревни-мегаполисыГородская дума: Суть событийДайте жалобную книгуДети войныЖильё моёЗаписки отчаянной мамочкиЗнай нашихИспытано на себеИстория с Еленой МавлихановойКолонка юристаКриминфоКрупным планомКультураМалоэтажное строительствоНепреклонные годыО быломОдин день из жизни…Письма-звонки-визитыПривет с большой землиПутешествияРодителиСаров: инструкция по применениюСлово депутатуСлово за словоСпортСпроси священникаТвори доброФемины и политикаФотоконкурсХорошо сказаноЧтивоШколаЭкономика с Дмитрием ФайковымЯзык помощи

Номера

...архив...26 ноября 2014 (48)03 декабря 2014 (49)10 декабря 2014 (50)

Слово — читателю

Книга отзывовПоследние обсуждения
 

Мужские голоса — это драгоценность

№ 48 от 01 декабря 2010   Культура  

С 26 по 28 ноября в Сарове прошел пятый Всероссийский хоровой фестиваль духовной музыки «От сердца к сердцу». Уже четвертый раз в нем принимал участие единственный в мире хор физиков — мужской хор МИФИ. Коллектив, которому, несмотря на самодеятельный статус, есть чем гордиться за свою пятидесятилетнюю историю. За полчаса до открытия фестиваля мне удалось побеседовать с его руководителем и дирижером, заслуженной артисткой России Надеждой Малявиной.
Пресс-портрет: Надежда Васильевна Малявина — выпускница Московской консерватории, ученица прославленных мастеров русского хорового искусства К. Птицы и В. Соколова. В 1977 году поступает на работу в мужской хор МИФИ хормейстером, а в 1987 году становится его художественным руководителем. В 2007 году получает от патриарха Московского и всея Руси Алексия II церковную награду — орден святой равноапостольной княгини Ольги III степени. А в 2008 году указом Президента РФ Надежде Васильевне присвоено звание заслуженной артистки России.
— Надежда Васильевна, ваш коллектив давно вырос из рамок студенческих хоров. Между тем на конкурсах вас представляют как любительский. Не обидно?

— Нисколько. Во-первых, мы не ставим задачей становиться профессионалами. Во-вторых, любительский коллектив — самое подходящее название, поскольку все мы безумно любим дело, которым занимаемся. И очень гордимся, что нас приглашают выступать на профессиональных площадках. Недавно исполняли девятую симфонию Бетховена вместе с Российским национальным оркестром Михаила Плетнева на финальном гала-концерте его фестиваля, который проходил в Концертном зале им.П.И.Чайковского. Почти каждый год выступаем с каким-нибудь оркестром: пели патетическую ораторию Г.Свиридова, оратории «Заповеди блаженства» С.Франка и «Рай и Пери» Р.Шумана, рапсодию И.Брамса и торжественную увертюру «1812 год» П.Чайковского… Такие выступления повышают уровень хориста. Ведь два года назад этот студент даже не знал, что умеет петь! А сейчас стоит на одной сцене с лучшим оркестром страны!

— Я слышала, в академическом пении ощущается дефицит мужских голосов?

— Верно, их берегут, как драгоценность. Особенно это касается профессиональных хоров: мужчин не хватает. А наши как выйдут… Я иногда даже думаю, что они могут не петь — просто постоять (смеется).

— Можете похвастаться, что какой-то физик после вашего хора забросил науку и пошел поступать в консерваторию?

— Нет, профессию никто не сменил. Но некоторые музыкой серьезно заинтересовались. Борис Селезнев заканчивает МИФИ и параллельно учится в музыкальном училище при Московской консерватории. Еще пара хористов поступили в музучилище. Но это большая редкость. Потому что ребята приходят в МИФИ нацеленными на науку, это их основной выбор.
Мужской хор МИФИ — народный коллектив России, лауреат всесоюзных и всероссийских конкурсов и фестивалей, лауреат премии Ленинского Комсомола, лауреат международных конкурсов в Риге (Латвия), Туре (Франция), Ла-Валетте (Мальта). Хор создан в 1956 году. В его составе поют только физики — студенты и выпускники Московского инженерно-физического института.
— Традиционное мужское хоровое пение в России закладывалось в церковных хорах. И до 12 века на Руси не существовало другой музыкальной профессиональной культуры, кроме хоровой… Как и когда вы доросли до церковных произведений и в чем их исполнение со сцены отличается от исполнения в храме?

— Программа духовной музыки у нас появилась сравнительно недавно — с 1988 года. Ведь в советские годы она была под запретом. В консерватории мы изучали мессу Гайдна, реквием Моцарта, но нам не преподавали «Всенощное бдение» С.Рахманинова или литургию П.Чайковского. И когда эту музыку для нас, наконец, открыли, все за нее ухватились. Потому что это такой кладезь звучания! Истинно русская музыка! Чесноков, Рахманинов, Чайковский, Шведов, Кастальский… В общем, сейчас и представить трудно, как мы жили без этой красоты. Мы никогда не стремились петь на службе. На мой взгляд, самое большое достоинство хора в церкви — когда он незаметен. Люди пришли в храм помолиться и подумать о Боге. А красивая музыка в красивом исполнении от молитвы отвлекает. По крайней мере, меня. Поэтому я выбираю звучание со сцены, когда из музыкального произведения можно сделать шедевр. Хотя нам приходилось выступать и в храмах, но это было, скорее, исключение.

— Насколько я знаю, вас попросил об этом сам патриарх…

— Да. Самое первое выступление хора по его приглашению — это пятилетие интронизации Святейшего патриарха Алексия II, которое проходило в Большом зале консерватории. Потом пели на десятилетии интронизации, на 2000-летии Рождества Христова, юбилейном Архиерейском Соборе РПЦ, а также на освящении храма Христа Спасителя в 2000 году. Это был удивительный эпизод, я отношу его к золотым страницам истории нашего хора: во время обряда освящения храма мы шли и пели тропарь, а я выступала в роли регента.

— А как обстоят дела с современным репертуаром? Композиторы сейчас для хоров пишут?

— Пишут, но для мужских мало. Примерно половина нашего репертуара — это переложения со смешанного хора, которые я делаю сама. Хотя современные композиторы неоднократно доверяли нам право первого исполнения. На фестивале современной музыки «Московская осень» двадцать лет назад мы впервые исполнили кантату Юрия Евграфова «Лубок». Специально для нас написал несколько своих произведений Валерий Калистратов. Недавно включили в репертуар еще одно произведение Евграфова из его оратории «Осенний крик ястреба».

— Как вы относитесь к хору Турецкого?

— Безусловно, у него собраны музыканты высокого класса, которые заслуженно срывают аплодисменты, потому что способны спеть все: от классики до джаза. Но хором назвать этот коллектив нельзя. Несмотря на широчайший диапазон их вокала, это не хор, а хороший ансамбль.

— На ваш взгляд, сочетание академического хора и эстрады невозможно?

— Что такое эстрада? Это зрелищность, шоу, а не только подобранный популярный репертуар. А как соединить шоу и академический хор? Хотя у нас есть произведения, где мы двигаемся. Для сцены из оперы Римского-Корсакова «Майская ночь» даже делали режиссуру. Между прочим, из советских хоров наш стал первым двигаться на сцене. Прежний руководитель хора Эсфирь Моисеевна Рывкина — женщина-экспериментатор, очень талантливая и одержимая в хорошем смысле этого слова, — к 50-летию Советской власти сделала композицию-попурри из революционных песен, когда хористы передвигались по сцене. Критики ее тогда осуждали: как можно, это издевательство над академическим исполнением! А сейчас небольшие движения для хора в качестве эмоционального выражения — в порядке вещей. Но это не главное, понимаете? Когда кто-то беспристрастно слушает нас в наушниках, ему дела нет, двигаемся мы при этом или нет. Он просто чувствует, что произведение исполнено гениально.

— Вы — единственный в мире хор, состоящий из физиков. На каких конференциях атомной отрасли вам доводилось выступать?

— Самая запоминающаяся — это 50-я юбилейная сессия МАГАТЭ, которая проходила в 2006 году в Вене. Так совпало, что в тот год хор также праздновал пятидесятилетие. И бывший наш хорист Михаил Хорошев, который сейчас работает в Вене экспертом от Российской Федерации, немало поспособствовал, чтобы эти два юбилея совпали. Предложение открыть ядерную конференцию выступлением хора физиков всем очень понравилось. Я помню, были восторженные отзывы зарубежной прессы: писали, что «хор МИФИ задал хороший тон» и «русский голос теперь будет услышан». В тот же день мы получили приглашение от мэрии Вены выступить на центральной площади города.

— И что же пели перед главами ядерных держав?

— Кантату Моцарта на немецком языке и пару народных песен.

Беседовала Ольга Головнева

Фото Елены Пегоевой и из ресурсов Интернет

Опубликовано на сайте 01 декабря 2010

    Прокомментировать




Читайте также в рубрике Культура

Все статьи в рубрике Культура

Читайте также в номере № 48 от 01 декабря 2010

Все статьи в номере № 48 от 01 декабря 2010


Нет комментариев

Написать

Если вы зарегистрированы у нас, войдите на сайт.
Если у вас есть аккаунт в одной из социальных сетей, нажмите:
Вконтакте  Facebook  Мой мир mail.ru  Одноклассники
или введите
Ваше имя: