Первая полосаО газете и сайтеРубрикиБизнесБлицБюджетВ прокуратуреВопрос психологуГорода-деревни-мегаполисыГородская дума: Суть событийДайте жалобную книгуДети войныЖильё моёЗаписки отчаянной мамочкиЗнай нашихИспытано на себеИстория с Еленой МавлихановойКолонка юристаКриминфоКрупным планомКультураМалоэтажное строительствоНепреклонные годыО быломОдин день из жизни…Письма-звонки-визитыПривет с большой землиПутешествияРодителиСаров: инструкция по применениюСлово депутатуСлово за словоСпортСпроси священникаТвори доброФемины и политикаФотоконкурсХорошо сказаноЧтивоШколаЭкономика с Дмитрием ФайковымЯзык помощиНомера...архив...26 ноября 2014 (48)03 декабря 2014 (49)10 декабря 2014 (50)Слово — читателюКнига отзывовПоследние обсуждения | Последний интеллигент театра№ 52 от 29 декабря 2010 КультураЭтот номер мобильного телефона можно удалить из своего мобильного. Но рука не поднимается, хотя я знаю, что трубку уже некому поднять. 22 декабря из жизни ушел заведующий литературной частью нашего театра драмы, заслуженный работник культуры РФ Адольф Данилович Шевцов. У него богатый послужной список. Но лично я познакомилась с Адольфом Даниловичем в 1993 году, когда стала писать о постановках драматического театра. Это был период Бориса Смбатовича Меликджанова, очередной расцвет нашей труппы. В то время как другие театры страны мучительно искали свой творческий путь в новых реалиях, наш умело сочетал в своем репертуаре и классические постановки, и авангардные. В Саров ехали режиссеры, обладающие неповторимым почерком: Владимир Салюк, Юрий Клепиков, Анна Трифонова… За сезон труппа успевала выпускать до восьми премьер, и каких! Зал был полон! Благодаря Адольфу Даниловичу мы, журналисты, смогли пробросить свой информационный мостик. Я привыкла слышать его приветливый голос в телефонной трубке: «Мы рады пригласить вас на пресс-конференцию…» Без него прессу приглашают рассылкой по электронке, не особо волнуясь, дошло ли письмо до адресата. Журналистов встречал в фойе служебного входа. Всегда в хорошем расположении духа, вежливый, внимательный. Каждая пресс-конференция, посвященная предстоящей премьере, — с непременным участием Адольфа Даниловича. Он вводил нас в курс дела: что за драматург, какая пьеса, как видели материал те или иные режиссеры. Полезный ликбез. И на мои рецензии, порой достаточно жесткие и непредвзятые, не обижался. Куда страшнее, если о премьере и писать не хочется. Я любила заходить в его кабинет в старом здании театра, где вдоль стен стояли высокие стеллажи с пьесами. Сидела в продавленном кресле, угощалась чаем, пока Адольф Данилович мне, начинающему журналисту, рассказывал о театральных новинках и советовал почитать мемуары известного режиссера или актера. Как мне потом пригождалось прочитанное вовремя интервью! Актеры называли Адольфа Даниловича за глаза «последним интеллигентом театра». Пророческие слова. Такие люди сегодня — честные, совестливые, тактичные, — штучный товар. В эпоху, когда нравственные притязания подменяются денежными, цель оправдывает средства и «кто у власти, тот и прав», трудно соблюсти свои принципы, не замараться, не продаться. Адольф Данилович сохранил свое лицо. А театр, похоже, нет. Искра тлела долго. Чтобы понять всю боль Шевцова, надо увидеть цепочку событий, страшную в своей последовательности. Но описывать ее я не буду. Тяжело. Противно. Болезнь настигла Адольфа Даниловича, когда ему сообщили, что в с 1 января 2011 года администрация театра в его услугах больше не нуждается. Правильно, зачем театру завлит? У нас курс на оптимизацию штата. Это пусть в больших городах завлитов держат, а саровский обойдется. Что ж, увольняют многих. Так бывает. Но бывает по-человечески, а бывает иначе… Когда Адольф Данилович уже лежал в больнице при смерти, администрация театра прислала ему уведомление о грядущем увольнении. Шевцова от этой оплеухи не уберегло ни звание заслуженного работника культуры, ни занесение его имени в «Энциклопедию почетных жителей Нижегородской области», ни награды за высокий профессионализм, ни уважение горожан. Глядя на эту ситуацию, я думаю, что у наших чиновников высокие должности ассоциируются с «кодом бессмертия». Как в компьютерной игрушке. Они почему-то полагают, что должность и высокая зарплата гарантируют им долгую счастливую, а главное бесконечную жизнь. Что они никогда не станут старыми и не потеряют своего «могущества». Что система, которую они так растят и пестуют, никогда не раздавит катком их жизнюшки, потому что, потеряв власть, они станут обезличенным «народом», «жителями Сарова», часто бесправными и еще чаще беспомощными перед лицом системы. Я не злой человек, но от таких историй мне очень хочется, чтобы однажды один чиновник, который публично отчитывается о роскошном благоустройстве города, плелся бы пешком, с клюшкой, на подагрических ногах по зимнему городу после снегопада, как рядовой житель Сарова, по нечищеным дворам, скользким, заметенным по колено. А другой на одре болезни получил бы уведомление об увольнении. А третьего выкинул бы на улицу преемник, которого он долго воспитывал, вкладывал в него свою тощую душу, учил, что люди — быдло, а главное — эффективное освоение казенных средств. Чтобы, обессиленный неравной борьбой, увидел, как ученик превзошел учителя. Хочу, чтобы было по справедливости. По народной пословице: «Как аукнется — так и откликнется». А код бессмертия — настоящий — у таких, как Адольф Данилович Шевцов. Настоящие театральные люди — актеры и зрители — будут помнить его всегда как человека исключительной порядочности, честности. Как интеллигента и прекрасного семьянина, воспитавшего замечательных дочерей. Как человека, любившего театр и людей, работающих в нем. Вас, Адольф Данилович, многие не просто уважали — любили. Я верю, что любовь и по смерти жива. Вечная вам память. Елена Трусова Опубликовано на сайте 29 декабря 2010 Читайте также в рубрике Культура
Читайте также в номере № 52 от 29 декабря 2010
Комментарии
НаписатьЕсли вы хотите ответить кому-то, нажмите ссылку "Ответить" под его комментарием. Другие советы |
режиссёром-постановщиком.
Хорошое было время. А может это просто ностальгия по молодости?
Однозначно можно утверждать. что такого откровенно-циничного отношения чиновников, к интеллигенции, да и ко всему, что их бездарные жизни окружает, о которых пишет уважаемый автор, в те времена не имело места.
Спасибо автору за статью.
Статья правдиво отражает изменившиеся реалии и абсолютно точно оценивает личность Адольфа Шевцова.
Он был действительно интеллигентом. Хочется верить не "последним"... Иначе беда..
МБ.