Первая полосаО газете и сайтеРубрикиБизнесБлицБюджетВ прокуратуреВопрос психологуГорода-деревни-мегаполисыГородская дума: Суть событийДайте жалобную книгуДети войныЖильё моёЗаписки отчаянной мамочкиЗнай нашихИспытано на себеИстория с Еленой МавлихановойКолонка юристаКриминфоКрупным планомКультураМалоэтажное строительствоНепреклонные годыО быломОдин день из жизни…Письма-звонки-визитыПривет с большой землиПутешествияРодителиСаров: инструкция по применениюСлово депутатуСлово за словоСпортСпроси священникаТвори доброФемины и политикаФотоконкурсХорошо сказаноЧтивоШколаЭкономика с Дмитрием ФайковымЯзык помощиНомера...архив...26 ноября 2014 (48)03 декабря 2014 (49)10 декабря 2014 (50)Слово — читателюКнига отзывовПоследние обсуждения | Какая страна — такая и песня№ 7 от 16 февраля 2011 КультураНеделю назад завершился фестиваль авторской песни «Зимородок-2011». Конкурс собрал не только сотни начинающих музыкантов со всей страны, но и знаменитых поэтов-песенников, великих мастеров бардовской пенсии. Мы пообщались с художественным руководителем московского Центра авторской песни Александром Костроминым: — Впервые я приехал на фестиваль в 1996 году, получается, в этом отмечаю небольшой, но приятный душе и сердцу юбилей — 15-летие нашей дружбы с «Зимородком». Оглядываясь назад, могу сказать: многое изменилось за эти годы. Тогда фестиваль проходил в «Березке», а там ведь недалеко расположено Дивеево. И это, скажу я вам откровенно, оказывало на нашу «точку» мощное энергетическое воздействие. Однажды с нами произошел весьма забавный случай. В то время мы увлекались игрой под названием «материалистический солипсизм». Смысл ее в том, что если хорошо подумать и представить себе что-либо, то оно как бы материализуется. И вот как-то раз, возвращаясь из Дивеева в «Березку», мы решили материализовать автобус, поскольку желания, а главное, сил идти дальше больше не было. И что вы думаете, только мы нарисовали себе в уме автобус, как появился. Сказать, что мы с ребятами были в шоке, значит, ничего сказать. — Что изменилось за эти 15 лет, что вы бываете на «Зимородке»? — Уровень комфорта проживания повысился в десятки раз. Тогда двадцать человек жили в комнате, рассчитанной на шестерых. Койки выносились, на полу стелили коврики, и ребята штабелями укладывались в спальниках. Такой групповой образ жизни имел, конечно, свои неудобства, но, тем не менее, этот походный быт невероятным образом сплачивал всю команду. Это была романтика в чистом виде. А сейчас что? Все разбредаются по своим комнаткам и сидят там сычами. Ужас! — Если сравнивать молодых участников «Зимородка» тех лет и ребят, которые приезжают сегодня, что превалирует — творческий прогресс или музыкальная деградация? — Эволюционные изменения, разумеется, есть. В первую очередь хочу отметить, что в последнее время на «Зимородке» появилось немало рока. Лично для меня рок-музыка — это явление непонятное, но оно, тем не менее, есть. Рок-музыка, как правило, не любит Слово, и поэтому возникают некоторые трудности с его использованием. Хотя некоторым музыкантам это удается. Авторская же песня, по природе своей, всеядна. Она и с роком справляется, и с блюзом. А уж джаз, как свободное музицирование, легко подчиняется Слову. Отмечу неутешительные тенденции последних десятилетий: ребята-исполнители забывают о слове. Молодежь, приезжающая на фестиваль, больше удовольствия получает теперь от звука. Взять, к примеру, такую простую вещь, как дискотека. В конце 90-х мы даже и помыслить не могли о том, что на «Зимородке» устроят дискотеку. А сейчас пожалуйста, — отрывайся на танцполе, сколько душе угодно! Такие вещи, на мой взгляд, разжижают сознание. Людям, попавшим на «Зимородок», не стоит забывать о том, что это, в первую очередь, фестиваль самодеятельной песни, а не дворовая тусовка. Раньше ведь в корпусах ночами под гитару пели. Сейчас все это поутихло. С появлением дискотеки петь перестали. Это произошло в одно и то же время. Это не значит, что одно вытекает из другого, возможно, есть другие причины. Но то, что одно с другим как-то связано — бесспорный факт. — Что можете сказать о музыкальной культуре нашего общества? — Видите ли, мы сейчас переживаем такой исторический этап, который отражается и в музыке. Какая страна — такая и песня. Это нормально. Есть углубленные в себя одиночки, которые сидят по своим конурам, имеется и попса — легонькая музыка по верхам, которая абсолютно не загружает мозги. А золотой середины нет. Песни, которые объединили бы всех, сейчас не создают. — Почему? — А время такое. Наш социум разобщен. Налицо — типичная атомизация общества. Каждый сидит в своей норе, получает нужную ему информацию через интернет, там же заводит новые знакомства, общается. Вот и получается, что житейской потребности в объединении с кем-то просто нет. С социологической точки зрения это чудовищно. Атомизация — это ужасная вещь, страшнее атомной войны. Все же не стоит забывать, что человек — это существо социальное. А у нас сейчас происходит его рассоциализация. Расчеловечивание человека, по сути. Отсюда и проблемы с песней: общество не порождает ее для себя. — В каком состоянии находится сейчас авторская песня? Есть ли у нее будущее? — Отвечу так: рассуждать о настоящем и будущем авторской песни глупо, ибо человечество пока еще не определилось, что же такое авторская песня. — А лично вы определились? — Для меня это форма литературы, звучащая поэзия, в которой слова и музыка образуют некое целое. Они дополняют друг друга. — Как вы думаете, есть ли у нас потребность в Визборах и Высоцких? Судя по музыкальным пристрастиям нашей молодежи, авторская песня точно не входит в число их любимых музыкальных направлений. — Неправда! Вот взять хотя бы «Зимородок». Здесь же каждый год собираются сотни ребят, которые глубоко и серьезно занимаются поэзией, пишут красивую музыку. Эти люди серьезно, не побоюсь этого слова, озабочены проблемой высказывания. Они хотят быть услышанными. — Ну хорошо, вот вы общались на своих мастерских с ребятами: слушали их музыку, разбирали тексты. Как оцениваете творения этих юных дарований? — Для этого возраста это вполне хороший уровень. Музыкальная статистика той же возрастной группы, скажем, лет сорок назад была ничуть не лучше в художественном смысле. Плохих песен писали много и тогда. Есть тут, правда один нюанс: сорок лет назад люди писали песни для друзей и пели их вместе с друзьями, а сейчас народ творит либо для себя, либо для «пипла». А «пипл», как известно, у нас все схавает: и плохое и хорошее, и нужное и ненужное. И вот над этим стоит задуматься. Екатерина Борискова, фото Полины Аношиной Опубликовано на сайте 16 февраля 2011 Читайте также в рубрике Культура
Читайте также в номере № 7 от 16 февраля 2011Все статьи в номере № 7 от 16 февраля 2011Нет комментариев Написать |