Первая полосаО газете и сайтеРубрикиБизнесБлицБюджетВ прокуратуреВопрос психологуГорода-деревни-мегаполисыГородская дума: Суть событийДайте жалобную книгуДети войныЖильё моёЗаписки отчаянной мамочкиЗнай нашихИспытано на себеИстория с Еленой МавлихановойКолонка юристаКриминфоКрупным планомКультураМалоэтажное строительствоНепреклонные годыО быломОдин день из жизни…Письма-звонки-визитыПривет с большой землиПутешествияРодителиСаров: инструкция по применениюСлово депутатуСлово за словоСпортСпроси священникаТвори доброФемины и политикаФотоконкурсХорошо сказаноЧтивоШколаЭкономика с Дмитрием ФайковымЯзык помощиНомера...архив...26 ноября 2014 (48)03 декабря 2014 (49)10 декабря 2014 (50)Слово — читателюКнига отзывовПоследние обсуждения | Хорошо в деревне летом№ 31 от 03 августа 2011 ЧтивоДеревня — это у бабушки. Она тебя не будит рано, но ты все равно просыпаешься, потому что впереди много дел. Повозиться в малиннике, непременно перевернув привязанную на пузо кружку для ягод, насобирать лечебной ромашки, чтобы дедушка сдал ее в аптеку и что-нибудь купил тебе на честно заработанный рубль, поссориться с подружками, покататься на велосипеде, залезть на дерево в свой шалаш и выпасть оттуда… Тебе шесть лет, и ты еще не знаешь, что это лето в деревне ты будешь помнить всю жизнь. И сегодня романтики в деревне достаточно. Если выбрать не самую глухую, например, Ичалки, впечатлений хватит надолго — быть может, на всю зиму. Деревня растянулась по обе стороны речки Пьяны. Течение быстрое, но — мелко, вдоволь поплавать не удастся. Особо бесстрашные прыгают со старого деревянного моста, потому что только здесь реально не разбить голову о дно. Это «глубокое» место рядом с новым мостом, около колокольни. Местную достопримечательность видать издалека, да и простоит она еще долго, не меньше века точно, потому что раньше строить умели. В зной в воде околачиваются и люди, и звери — недалеко, выбрав место в тени моста, охлаждает молоко корова. «Смотри — мумука», — безошибочно определяет парнокопытное молоденькая мамаша с годовалым младенцем. Судя по купальнику и макияжу, она городская. Дачников в Ичалках летом много. Понять, кто местный, а кто — нет, просто: аборигены здороваются. Причем первыми. Саровчанам, по телефону в ответ на приветствие говорящим «да» или «ага», очень не повредило бы прогуляться по вежливой деревне… Здесь не дома, а избы и горницы. Здесь не улица, а «порядок», и каждый обитает в своем маленьком мирке с особым именем. Мы — в ПодборкЕ, а есть еще Грошиха, Лебедиха, Подъелки, Рожок. Вот, извините за выражение, во Вшивке беднота перевелась, а скверное название осталось. Совсем захудалых домишек и нет почти, каждый за счет приезжающей летом родни вытягивается, подновляется, а то и становится совсем неузнаваемым. Глухие заборы ставить особо не принято, так что теперь всеобщему обозрению представляются сокровища огородного дизайна. Не знаю, какие журналы проповедуют стиль «а-ля хламьё», но считаются, похоже, эти чьи-то конструкторские решения последним писком моды. Соль в том, что нужно достать из чуланов все, что готовилось к выбросу, но жалелось, и украсить этим приусадебное хозяйство. У кого-то за прохожими наблюдают с лавок огромные игрушки (с ними-то все ясно — в квартирах это лишний пылесборник), у большинства перевернутые тазики превращаются в грибы, а строительные каски — в божьих коровок. С особой творческой жилкой подошли к своей фазенде одни горожане, усадив на стул у дома чучело мужчины в натуральную величину. Пугаешься. Но и это еще не все: на вырытом прудике — мостик, а на нем — кукла производства восьмидесятых, страшненькая, и… с удочкой. Не все эти придумки я увидела именно в Ичалках, но и здесь огородного креатива хватает. Аборигены городских не поддерживают и думают: чем бы ни тешились, лишь бы на машинах по селу не гоняли. Но правда состоит в том, что если бы не дачники, неизвестно, в каком состоянии было бы село… У ичалковских свои традиции в домоустроении. Вот, например, в соседней Смирновке нет кладовых, а здесь есть. Кладовая — это не комнатка в доме, а домина без окон чуть поодаль, даже за палисадником. Приземистое строение со стенами в полметра толщиной в разгар лета самое то место для отдыха. Здесь всегда прохладно, а потому гостей предпочитают отправлять на ночевку сюда. Построены кладовые из кирпича-камня известковой породы. И взяты — правильно, из знаменитых ичалковских пещер. Ичалковский Бор находится на высоте 140 м над уровнем моря и выше реки Пьяны на 25-42 м. Известковые отложения появились здесь аж 180 млн лет назад, а мощность их — несколько десятков метров. В общем, не на одну кладовую хватит. Неясно, берут ли ичалковские жители разрешение на добычу известняка, но мы их «сдавать» не будем. Для туриста Ичалковский Бор самый что ни на есть экстремальный рай. В карстовых логах, провальных ямах есть холодные, теплые, ледяные пещеры, светлые и темные залы филигранно сотворенной правильной формы. Это природа постаралась. Люди постарались иначе: дали названия пещерам: Кулева Яма, Теплая, Старцева Яма, Большая Холодная, Безымянная. Кулева получила свое название «в честь» скинутых в нее кулем самоубийц, а в Старцевой долго проживал дедушка-мудрец. Но это все преданья старины глубокой. А современные Ичалки содержат весь набор цивилизации. В культурно-духовном центре села библиотека с выходом в Интернет, сельсовет, фельдшерский пункт, почта, двухэтажная школа и магазины. Церкви в Ичалках нет. Зато есть бар! Пусть не ресторан, но досуг здесь скрашивают не только и не столько местные, а приезжие. Постучать босоножками в придорожную пылюку под любой из принесенных самим собой дисков — это ли не экзотика! Рядышком на остановке горячо обсуждают проходящих мимо дачниц пьяные мужики. Обижаются, что на них не обращают внимания. Зато им не обделен наш сосед дядя Вася. У дяди Васи запой. Не исключено, что он длится месяц. Дядя Вася неровно стоит, поддерживая себя нашим забором, и ставит нас перед фактом. Скоро мы потеряем: «Пятьдесят! — кошелек открывается, — семьдесят! — и наконец милостивое, — «ладно, давай сто!» — рублей. Отказать нельзя — не по-соседски. Сегодня он снова напьется и будет наматывать на кулак нервы жены, чтобы к ночи с громкими криками выбросить ее вещи из дома… Общероссийская беда последних двадцати лет — пьянство, лишило сельчан даже всегдашнего атрибута — скотины. На подворьях нет хлевов, где хрюкали-мычали-блеяли кормильцы и утешители. На все село осталось всего восемь «мумук», парное молоко можно прикупить по 80 рублей за трехлитровую банку. Остальные коровки — упитанные, красивые, собраны в приличное стадо. Я насчитала больше восьмидесяти голов! Держат молочную ферму… два пришлых брата-армянина. Как говорится, без комментариев. Кто сказал, что в деревне скучно? Кроме концертов, регулярно утраиваемых дядей Васей, здесь есть коза Фроська. Буквально за одну понюшку табаку (а Фроська знатная курильщица, вернее, поедательница сигарет) коза с удовольствием встает на задние копыта. Почти что цирк! А напоследок перескажу историю названия села. В 1652 году царь Иван IV предпринял третий, решающий поход на Казань. Маршрут проходил через приволжские поселения. Иван Васильевич имел возможность увеличить численность своего войска в пути следования, поэтому рать шла широким фронтом, рядом передвигались продовольственные обозы. Без проводников войско обойтись не могло. Они указывали наиболее безопасные пути передвижения. Лучшие из проводников были поощрены царем за верную службу. В числе таковых был мордвин Ичалка. Национальная принадлежность местного проводника к мордве объясняется довольно просто. Долгое время мордва лучше ориентировалась в непроходимых припьяновских лесах, чем новые русские поселенцы.Так местный мордвин стал проводником одной из групп войска Ивана IV, который за доброе усердие получил от грозного царя поощрение — его именем стало называться село на реке Пьяна. В Мордовии тоже есть село Ичалки, возможно, это связано с начальным и конечным пунктом одного и того же проводника. Елена Бабинова, фото автора, история села взята из книги «Память поколений» Опубликовано на сайте 04 августа 2011 Читайте также в рубрике ЧтивоВсе статьи в рубрике ЧтивоЧитайте также в номере № 31 от 03 августа 2011
Комментарии
НаписатьЕсли вы хотите ответить кому-то, нажмите ссылку "Ответить" под его комментарием. Другие советы |
потом окажется, что в бедах села виноваты "лица кавказской национальности"