Первая полосаО газете и сайтеРубрикиБизнесБлицБюджетВ прокуратуреВопрос психологуГорода-деревни-мегаполисыГородская дума: Суть событийДайте жалобную книгуДети войныЖильё моёЗаписки отчаянной мамочкиЗнай нашихИспытано на себеИстория с Еленой МавлихановойКолонка юристаКриминфоКрупным планомКультураМалоэтажное строительствоНепреклонные годыО быломОдин день из жизни…Письма-звонки-визитыПривет с большой землиПутешествияРодителиСаров: инструкция по применениюСлово депутатуСлово за словоСпортСпроси священникаТвори доброФемины и политикаФотоконкурсХорошо сказаноЧтивоШколаЭкономика с Дмитрием ФайковымЯзык помощиНомера...архив...26 ноября 2014 (48)03 декабря 2014 (49)10 декабря 2014 (50)Слово — читателюКнига отзывовПоследние обсуждения | Красота по-городецки№ 41 от 12 октября 2011 Города-деревни-мегаполисыУ Городца такой вид, словно пригожий ремесленник собирается на гулянье: сапоги начищены, рубаха подпоясана, за спину гармошка перекинута, а на голове — картуз нарядный, самое броское украшение в этот выходной день. Ну а правда, вы не замечали, что города — это люди? Москва — избалованная барыня, ее характер меняется каждые полчаса — вот она прихорошилась, вот сурова так, что не подойдешь, а вот рюмочку приняла и стала добрая-добрая. Питер — конечно, щеголь, франт, как сейчас говорят — мажор, Ялта — барышня в ажурных перчатках с таким же зонтиком… Впрочем, не так уж много в России городов, имеющих свое лицо. Городец, конечно, всякому запомнится. К щербатым пятиэтажкам лучше не заглядывать — только разочаруешься. Зато деревянная композиция так хороша, что будешь ходить-разглядывать домики часами. Совсем древние подслеповато щурятся махонькими оконцами непонятного предназначения в неожиданных местах, другие, поновее, раскрашены в самые неожиданные цвета. Каждое окошко домика, даже захудалого, в ожерелье резьбы. Этим деревенских, да и городских владельцев одноэтажных пятистенков не удивишь — присмотритесь, проезжая, к домикам Арзамаса, Дивеева, Глуховка, даже Цыгановки — очаруетесь! Эти бы наличники отмыть, как в Городце, да окна пластиковые вставить — будет загляденье. Удивительно другое — дымники! Визитная карточка Городца, на мой вкус, именно эти металлические украшения на печные трубы. Видать их издалека. Ну ладно если они старые, слегка поржавевшие — понятно, остались издревле на этом домике. Так нет! Сегодня редкий дом не украшен абсолютно новым дымником — блестящим, выполненным с такой выдумкой, что стоишь-разглядываешь, налюбоваться не можешь. Из чисто утилитарного прмспособления гасить искры, летящие из печной трубы, и спасать дом от пожара, дымник стал настоящим произведением искусства. Вот корона, вот самовар, вот жар-птица, вот кошечка выгнула спинку, вот лебеди переплелись шеями, вот лошадки скачут, а вот и рыбки плывут. Творения из оцинковки у городчан в почете, а изготовлением занимаются Виктор и Иван Галибины. Нам, жителям идентичных квартир, никогда не украсить снаружи свои дома так самозабвенно. Хоть распиши их снизу доверху, хоть поменяй все окна на пластик, посредственную архитектуру вряд ли удастся спрятать. А у городчан получается, но не только потому, что живут здесь люди с золотыми руками, у жителей самих есть желание что-то такое забабахать, чтобы все соседи и гости города изумлялись: «Ничего себе!» Почетом и уважением пользуются резчики Валерий и Михаил Зеленины. Это их работами украшен Город мастеров, выросший на берегу Волги пару лет назад. Из-под их резцов выходят деревянные шедевры, которые можно увидеть и в музеях, и просто на улице. Национальные мотивы, выполненные знаменитой городецкой глухой резьбой, включают в себя разных сказочных существ, в том числе невиданную раньше нами русалку. Она же птица-сирин, она же оберег, она же «фараонка». Половину женской сущности и анатомии можно изучать по этим птичкам-рыбкам, летающим-плавающим на воротах Города мастеров. Потому что у каждой особы своя собственная грудь — своего размера, округлости, даже какой-то степени эротичности — насколько позволяет дерево, разумеется. Прелестницы улыбаются, подмигивают — прямо-таки заманивают посетить музей. Однако разочарование от этого визита столь велико, что понимаешь — даже знаменитым городецким пряником туда больше не завлечь… Вот уже несколько лет, как из Городца старательно мастерят столицу туризма Нижегородской области. Впечатление, что городок заселен музейными тетеньками. Все знают эту особую касту говорящих нараспев дам. Они плотно заселили старую часть города, бродят не только по своим зальчикам, но и на улицах и чередуются с детьми. Мужчин в Городце почти не видно, хотя в каждом музее есть свой молодой человек. Некоторые из них горячи, и видно, что беззаветно любят свое дело, у других вид туристов, видимо, вызывает зуд. Совсем, совсем не все готовы к статусу музейной столицы. В том же Городе мастеров эти самые мастера настолько замучены туристами (которых, в принципе, в будний осенний день не так уж много), что это навевает на размышления — а оно им вообще надо? Какая мотивация быть любезным может быть у музейного работника Жени, юного гончара, скороговоркой рассказавшего за 30 секунд о своем ремесле? Или у тетушки, раскрасившей при нас ножку деревянного гриба кисточкой? Вот если бы музей был частным, и деньги шли не в непонятно какую казну, а в карман кустарям, было бы иначе? Или это в нас бродит дух навсегда вытравленного почти сто лет назад раба? Ну не будут угождать вам музейщики, улыбаться приветливо, на вопросы отвечать подробно просто потому, что не приучены. Что они, турки что ли, в самом деле? Это на Средиземноморье мы ездим за сервисом, а здесь Родина щедро поит нас не березовым соком, а прохладным малосольным гостеприимством. За неплохие, в общем-то, деньги. Резчик Михаил Валерьевич Зеленин, имеющий не только золотые руки, но и свое собственное мнение, посетовал, что чаще всего слышит вопрос от туристов: как долго он изготавливает ту или иную вещь? А как тут посчитаешь минуты, часы? Это здесь, напоказ, он вынужден водить резцом по дереву, а вдохновение — такая вещь, что один раз выкинул бы к черту эту поделку, а в другой сидишь за полночь — не отпускает работа Мастера… Михаил погрустил с нами по поводу отсутствия в Городце такой, казалось бы, понятной и необходимой вещи, как Школа мастеров. На слесарей учат, на парикмахеров учат, на механиков учат, а на резчиков по дереву, по металлу, по городецкой росписи — нет. Специального профтехучилища, где обучали бы ремеслам, нету в Городце, а как же дальше без него? Ну а пока мастера не перевелись на Руси, любоваться плодами их вдохновения можно в других музеях. В «Доме графини Паниной» местные реконструкторы — не просто непонятные ряженые молодые люди, а чутко разбирающиеся в истории родного края юноши и девушки, причем в ансамбле с музейщиками. В доме графини десятки утюгов, безмены, наряды модниц позапрошлого века. Кроме юбок и кофточек, здесь лежат перчатки самых разных видов. По этой детали определялось благосостояние барышни, ведь менять она их могла до шести раз в день! Как, впрочем, и ее обеспеченный кавалер. А вот шаль с золотною вышивкой передавалась из поколения в поколение и о ее владелице знала вся округа — в ценной вещи действительно были золотые нити. В музее пряников чудесный экскурсовод Татьяна расскажет секреты мастерства этого пряного печева, в музее добра узнаете, что такое фунфырик, чекушка, мерзавчик, шкалик и сколько надо выпить, чтобы быть «под мухой». В музее самоваров лучше заплатить за экскурсию — иначе вам не расскажут об этой дивной и многогранной емкости. А рассказать есть о чем — здесь демонстрируется более 400 штук! Нельзя не сказать несколько слов об удивительном человеке, великом коллекционере и благотворителе, Николае Федоровиче Полякове. Руководитель управления ФНС России по Нижегородской области, собирать предметы быта он начал, как говорят о нем земляки-городчане, с детства. Накопленное добро передал в несколько муниципальных музеев Городца совершенно бесплатно. Пряники, резьба — это еще не все. Городецкая роспись — это сцены посиделок, прогулок, ухаживания. Лица круглы, позы вычурны — сразу видно, здесь живут здоровые добрые люди. Такими сценками украшены не только посуда, панно, но и особый вид народного русского творчества — прялки. Вернее, их донца. Длинными зимами мужья доводили донца до совершенства, а когда они не использовались по прямому назначению, висели на стене избы как картины. Что характерно, населен был Городец людьми не только ремесленного, но и купеческого, торгового склада. Оказывается, у староверов, населяющих городок, в чести богатство всяческое, честно заработанное. Если совсем просто — быть бедным им было, как бы это помягче выразиться, совестно. Поэтому им не стыдно было и доски для пряников вырезать, и сами пряники по ним раскатывать… Один прянишник, например, которому маманя жениться не давала, очень тосковал по любви и вырезал на досках разные послания типа «Кого люблю, того дарю». Городец на Волге был основан Юрием Долгоруким в 1152 году. В начале XIII столетия Городец был главным военным форпостом Владимиро-Суздальской Руси, местом не только сбора русских полков для походов в низовье Волги, но и дипломатических переговоров с народами Поволжья. Лишь бурное развитие Нижнего Новгорода, поднявшегося на более выгодном месте Дятловых гор при слиянии Оки и Волги, изменило положение Городца — он потерял значение пограничного города-крепости.Городец дважды разоряли монголо-татары, но он возродился благодаря застройке детинца и посада, а также Феодоровского монастыря. Отсюда русские посольские миссии отправлялись с дарами в Орду. В 1256 году отсюда «поеха в татары» Александр Ярославович Невский, здесь же осенью 1263 года он умер, приняв перед кончиной схиму. Есть версия, что его отравили в Орде. С Городцом связана жизнь другого прославленного полководца — Владимира Андреевича, князя Серпуховского. Уже в девятилетнем возрасте он возглавил полк во время конфликта великих князей, а позже отстоял данный ему во владение Городец, а затем и Москву. К концу семнадцатого века в Городце насчитывалось 550 крестьянских дворов. Это был «мужской» город — четверть населения составляли бобыли, занимающиеся ремеслами. В 1775 году город достался утратившему свое влияние фавориту Екатерины II графу В.Г.Орлову. Он не очень дорожил своим приобретением, распродавая городчан как в розницу, так и оптом. Его жена завещала большую слободу своей дочери, которая вышла замуж за графа Панина. Сегодня утрачены такие ремесла, как процветавшие в XVII веке бортничество, кузнечное дело, мыловарение. Здесь жило множество кузнецов, каменщиков, плотников. А пряников выпекалось столько, что весной сотни барж уходили отсюда на Нижегородскую ярмарку. В XVIII-XIX вв. Городец заработал славу местного центра судостроения. Так, в навигацию 1845 года ушло 163 судна. Город часто горел, несколько раз выгорая дотла.* В Городец стоит съездить даже не из-за музеев или истинно русской архитектуры. Просто взглянуть на нашу самую красивую реку — Волгу, вобрать ее в себя всем сердцем и припрятать в душе до поры… Где-то здесь, возможно, сиганула с обрыва лучвтемномцарствекатерина… И что ей не жилось в такой-то красоте? Елена Бабинова, фото автора, история взята из книги Н.Ф.Филатова «Городец на Волге XII-XIX веков» Опубликовано на сайте 13 октября 2011 Читайте также в рубрике Города-деревни-мегаполисы
Читайте также в номере № 41 от 12 октября 2011
Нет комментариев Написать |