Первая полосаО газете и сайтеРубрикиБизнесБлицБюджетВ прокуратуреВопрос психологуГорода-деревни-мегаполисыГородская дума: Суть событийДайте жалобную книгуДети войныЖильё моёЗаписки отчаянной мамочкиЗнай нашихИспытано на себеИстория с Еленой МавлихановойКолонка юристаКриминфоКрупным планомКультураМалоэтажное строительствоНепреклонные годыО быломОдин день из жизни…Письма-звонки-визитыПривет с большой землиПутешествияРодителиСаров: инструкция по применениюСлово депутатуСлово за словоСпортСпроси священникаТвори доброФемины и политикаФотоконкурсХорошо сказаноЧтивоШколаЭкономика с Дмитрием ФайковымЯзык помощиНомера...архив...26 ноября 2014 (48)03 декабря 2014 (49)10 декабря 2014 (50)Слово — читателюКнига отзывовПоследние обсуждения | Вечер в кругу физиков№ 42 от 19 октября 2011 Культура14 октября Театр драмы открыл очередной, 63-й сезон премьерой спектакля «Физики» по одной из самых титулованных пьес швейцарского драматурга Фридриха Дюрренматта в постановке засл. арт. РФ Виктора Тимофеевича Арсеньева. Обращение к Дюрренматту в год 65-летия ядерного центра вполне логичен. И, на моей памяти, драматургический материал для такой необычной театральной аудитории, как физики-ядерщики, выбран впервые. Хотя пьеса «Физики» для многих театралов в особых представлениях не нуждается. Написанные в 1962 году, когда уже были испытаны не только сахаровская «слойка», но и «кузькина мать», а мир находился буквально в шаге от Карибского кризиса, «Физики» были поставлены, кажется, на подмостках всего мира. Ничего удивительного: Дюрренматт поставил вопрос о нравственной ответственности ученых за собственные открытия. Второе рождение пьеса пережила в начале 80-х годов прошлого века, в момент накала «холодной войны» двух супердержав. Тема остается актуальной до сих пор: мировую общественность будоражат то биологи с их экспериментами по клонированию животных и клеток человека, то кибернетики и математики с их андронным коллайдером, то химики… Каждое открытие поднимает один и тот же нравственный вопрос: использовать достижение во благо человечества или для наживы? В чьи руки попадают уникальные разработки? Чем обернется для нас очередное открытие? Действие пьесы разворачивается… в частном сумасшедшем доме с романтичным умиротворяющим названием «Вишневый сад». Доктор Матильда фон Цанг присматривает за богатыми пациентами. Но особого внимания заслуживают трое обитателей — физиков, эдаких милых безобидных сумасшедших, один из который считает себя Исааком Ньютоном, второй Альбертом Эйнштейном, а третий, Иоганн Мебиус, разговаривает каждый вечер с царем Соломоном. Они были бы вполне образцовыми пациентами, если бы по очереди не убили своих сиделок… Дюрренматта неслучайно называли мастером психологической прозы: он тонко строит взаимоотношения героев. Да и сам сюжет «Физиков» завернут лихо, при том, что детектив перевернут с ног на голову: вот они, убийцы, известны с самого начала… Но мотивы! Мало того, сам Дюрренматт причислял свою пьесу к… комедии! Пусть социальной, но все же! Режиссер-постановщик В.Т.Арсеньев поставил «Физиков» как трагикомедию, в очередной раз прибегнув к гротеску — все причудливо, фантастично и чрезмерно. Вкупе со сценографией засл. раб. культуры РФ художника-постановщика Владимира Ширина время действия — 60-е годы прошлого столетия — становится неважным, условным. В постановке уместно и с толком использованы и световые эффекты, и музыкальное сопровождение, удачно вплетены и танцевальные номера. Однако режиссерский выбор в пользу гротеска, на мой взгляд, ослабил финал. У Дюрренматта он и так пессимистичен — настоящей сумасшедшей в этом доме скорби оказывается именно владелица санатория, и она-то и есть тот нечистоплотный делец, который в погоне за наживой, используя открытия своих вполне адекватных физиков, и может уничтожить мир. В гротесковом звучании финал превратился в нечто в лучших традициях «Бэтмена» или «Супергероя»… В главных ролях заняты ведущие мастера сцены — Максим Солнцев (Эйнштейн), Андрей Рудченко (Исаак Ньютон) и Руслан Шегуров (Иоганн Мебиус). Режиссерский расчет оказался верным: три крепкие актерские работы, и хотя у Руслана центральная роль, но никто не тянет одеяло на себя, и зритель видит ансамблевую игру, слаженное трио. Роль доктора Матильды фон Цанг исполняет засл. арт. РФ Эмма Ивановна Арсеньева. Исполняет блестяще: умно, иронично, тонко, так что зритель, незнакомый с драматургическим материалом, никогда не заподозрит в ее героине сумасшедшую, желающую захватить власть над миром. Год из года не устаешь поражаться актерскому мастерству Эммы Ивановны, разным граням ее таланта, она никогда не изменяет своему вкусу, не подстраивается под публику — напротив, всегда переманивает ее на сторону своих героинь, даже если они далеки от лучших образчиков женских натур. И хотя «Физики» в постановке В.Т.Арсеньева не открывают публике новых имен, не говорят новое слово в искусстве, но это ладно скроенный и крепко сшитый спектакль, с которого вы не уйдете с ощущением зря проведенного вечера. А уже на этой неделе саровская публика увидит еще одну премьеру — спектакль «Примадонны» по пьесе К.Людвига в постановке рыбинского режиссера А.Неробова… Елена Трусова, фото предоставлено театром драмы Опубликовано на сайте 21 октября 2011 Читайте также в рубрике Культура
Читайте также в номере № 42 от 19 октября 2011Все статьи в номере № 42 от 19 октября 2011Нет комментариев Написать |