Первая полосаО газете и сайтеРубрикиБизнесБлицБюджетВ прокуратуреВопрос психологуГорода-деревни-мегаполисыГородская дума: Суть событийДайте жалобную книгуДети войныЖильё моёЗаписки отчаянной мамочкиЗнай нашихИспытано на себеИстория с Еленой МавлихановойКолонка юристаКриминфоКрупным планомКультураМалоэтажное строительствоНепреклонные годыО быломОдин день из жизни…Письма-звонки-визитыПривет с большой землиПутешествияРодителиСаров: инструкция по применениюСлово депутатуСлово за словоСпортСпроси священникаТвори доброФемины и политикаФотоконкурсХорошо сказаноЧтивоШколаЭкономика с Дмитрием ФайковымЯзык помощиНомера...архив...26 ноября 2014 (48)03 декабря 2014 (49)10 декабря 2014 (50)Слово — читателюКнига отзывовПоследние обсуждения | Былое: Андрей Николаевич Балдин «К концепции истории Сарова»№ 45 от 09 ноября 2011 О быломПредлагаем вашему рассмотрению размышления архитектора-градостроителя Андрея Николаевича Балдина «К концепции истории Сарова»: «…Саровский центр был, пожалуй, крупнейшим из всех известных финских поселений в этой части России. В дальнейшем мы можем наблюдать два «зеркальных» сюжета: рост и развитие Москвы, ее преображение в результате включения в общее культурное и политическое пространство Руси, — и существование вне этого пространства, в характерном герметическом состоянии ее заокского оппонента Сарова. Далее обе столицы, Москва и «минус-Москва», подпадают под влияние Орды (обеим были посвящены отдельные военные акции ордынцев). При этом Москва в определенном смысле выиграла в результате сложного диалога с Ордой; находясь в зоне ее влияния, она постепенно выдвинулась в качестве русской столицы. В то время как правобережный центр после монгольского разорения XIII века, по сути, прекратил свое существование. (Есть версия, что на его месте располагался татарский город Сараклыч. Однако эта версия имеет столько же доказательств, сколько опровержений. Следы этого города-фантома разбросаны по обширной окрестности Сарова.) Так или иначе, по сравнению с растущей Москвой это место оставалось показательно-пусто. При этом Москва как будто помнила о существовании древнего Сарова; ее отношение к нему, ко всему обширному «зазеркалью» за нижней Окой можно определить как молчаливое и осторожное наблюдение. В дальнейшем, освободившись от Орды, двинувшись в своем росте далеко за исходные пределы, Москва последовательно обходила эту территорию: не военная — Мордва была завоевана давно, — но духовная русская миссия не распространялась на эти заповедные места. По-прежнему Ока в своем среднем течении представляла собой некую важную (внутреннюю) границу страны; Москва только заглядывала через нее. Главным ее наблюдательным пунктом был Муром. Муром и теперь узнаваем в роли русского форпоста — высокий левый берег смотрит на восток далеко поверх обширного мордовского «моря». Здесь важно отметить не просто внешнюю симметрию, не одно только историко-географическое сходство двух этих мест, но их скрытое ментальное родство. Москва в средние века оставалась в значительной мере языческим городом…» Подготовила Е.Мавлиханова Опубликовано на сайте 11 ноября 2011 Читайте также в рубрике О былом
Читайте также в номере № 45 от 09 ноября 2011
Нет комментариев Написать |