Первая полосаО газете и сайтеРубрикиБизнесБлицБюджетВ прокуратуреВопрос психологуГорода-деревни-мегаполисыГородская дума: Суть событийДайте жалобную книгуДети войныЖильё моёЗаписки отчаянной мамочкиЗнай нашихИспытано на себеИстория с Еленой МавлихановойКолонка юристаКриминфоКрупным планомКультураМалоэтажное строительствоНепреклонные годыО быломОдин день из жизни…Письма-звонки-визитыПривет с большой землиПутешествияРодителиСаров: инструкция по применениюСлово депутатуСлово за словоСпортСпроси священникаТвори доброФемины и политикаФотоконкурсХорошо сказаноЧтивоШколаЭкономика с Дмитрием ФайковымЯзык помощиНомера...архив...26 ноября 2014 (48)03 декабря 2014 (49)10 декабря 2014 (50)Слово — читателюКнига отзывовПоследние обсуждения | Былое: «К Концепции истории Сарова»№ 48 от 30 ноября 2011 О быломАрхитектор, журналист и писатель Андрей Николаевич Балдин в очерке-размышлении «К концепции истории Сарова» отмечает любопытные историко-географические особенности нашей родины: «…Пока эти схемы, счет измерений на пальцах, попутные анимации (Москва проснулась, заглянула за Оку, остановилась в нерешительности) — носят характер предварительный. Но за ними кроется некая важная сущность, нуждающаяся в положительном пояснении. Москва «оживает» или «засыпает» вследствие процесса объективного: так суммируются характерные для эпохи предпочтения, способы видения и рефлексии по поводу увиденного. Образы пространства весьма действенны; ментальная матрица или социокультурная (здесь сакральная) константа, продуцирующая эти образы, действенна вдвойне. Это ее действие необходимо рассматривать последовательно и внимательно; без учета этого действия многое в истории Сарова останется не расшифровано, в виде набора замкнутых «капсул», отрезков истории, не имеющих между собой внятной связи. Итак, новые миссионеры перешли «запретную» границу Оки. Точнее, они отодвинули границу двух миров вглубь Мордвы, от Мурома до Сарова. Теперь по Сарову прошла граница пространств, — на разломе верований и культур возник Саровский монастырь. Уже в силу этого его начало было конфликтно. Но в данном случае, в дополнение к понятному внешнему (языческому) отторжению, монастырь оказался в поле внутреннего (христианского) спора. За спиной Сарова спорили две столицы, старая и новая, Москва и Петербург. Не просто две политические партии — два образа мысли, два больших стиля, два конфликтных образа пространства воевали между собой. Эхо этой борьбы докатывалось до Сарова довольно скоро. Тем более, что к нему было привлечено постоянное (не всегда афишируемое) внимание центра. Это важный акцент, возвращающий нас к рассуждению о значимости духовной составляющей в истории Сарова. Саровский монастырь, в известной мере наследуя исчезнувшей финской столице, удерживал центр обширной территории, не совпадающей своими границами с общей нарезкой губерний. Теперь это был православный духовный центр, заместивший, закрывший собой древний языческий. Это учитывали в Петербурге и Москве, потому и следили за происходящим в обители с возможным вниманием. Считалось, что в Саровском монастыре действует «Академия русского монашества»; ее выпускники были востребованы по всей России…» Подготовила Е.Мавлиханова Опубликовано на сайте 02 декабря 2011 Читайте также в рубрике О былом
Читайте также в номере № 48 от 30 ноября 2011Все статьи в номере № 48 от 30 ноября 2011Нет комментариев Написать |