Убрать
Регистрация
email:

Забыли?
Пароль:

Вконтакте  Facebook  Мой мир mail.ru  Одноклассники
Вход
Сайт газеты Вести города
Подписка на RSS ленту


Первая полосаО газете и сайте

Рубрики

БизнесБлицБюджетВ прокуратуреВопрос психологуГорода-деревни-мегаполисыГородская дума: Суть событийДайте жалобную книгуДети войныЖильё моёЗаписки отчаянной мамочкиЗнай нашихИспытано на себеИстория с Еленой МавлихановойКолонка юристаКриминфоКрупным планомКультураМалоэтажное строительствоНепреклонные годыО быломОдин день из жизни…Письма-звонки-визитыПривет с большой землиПутешествияРодителиСаров: инструкция по применениюСлово депутатуСлово за словоСпортСпроси священникаТвори доброФемины и политикаФотоконкурсХорошо сказаноЧтивоШколаЭкономика с Дмитрием ФайковымЯзык помощи

Номера

...архив...26 ноября 2014 (48)03 декабря 2014 (49)10 декабря 2014 (50)

Слово — читателю

Книга отзывовПоследние обсуждения
 

Я — из племени Водной Птицы

№ 39 от 26 сентября 2012   Культура  

Все, кто побывал 20 сентября на этой встрече в Художественной галерее, уж точно не ушли равнодушными. В этот день в рамках праздника, приуроченного к 1000-летию единения Мордовии с народами России, здесь состоялась выставка заслуженного художника Мордовии, дважды лауреата Государственной премии Республики Мордовия Андрея Алешкина.

Я не ошибусь, предположив, что огромное впечатление произвела на собравшихся личность самого гостя, больше часа державшего слушателей завороженными. Настолько интересно и откровенно рассказывал Андрей Степанович о мифах и легендах своего народа, делился воспоминаниями о своих предках из «племени Водной Птицы», как называют финно-угорские народы.

Андрей Алешкин — человек многогранный. Художник, исследователь, этнограф, профессор кафедры искусства интерьера архитектурно-строительного факультета Мордовского госуниверситета, художественный руководитель ансамбля «Морденс», а в прошлом — вице-президент Международного фонда развития культуры финно-угорских народов, председатель Союза художников. Он снимал кино, ставил радио-спектакли, успел послужить чиновником в правительстве Республики Мордовия и даже стал автором государственного флага Мордовии.

— Мордовия дала мне очень многое. У меня была возможность остаться в Санкт-Петербурге, где я учился в художественном училище и в художественной академии. (Кстати, он блестяще ее окончил, его дипломную работу даже выдвинули на соискание золотой медали Академии художеств СССР, а пейзажи с третьего курса покупали музеи. — Авт.) Но я поехал на родину своих предков.

Поехал, чтобы найти путь, как писать о своем народе, о его истории и самобытной культуре. Алешкин стал настоящим этнохудожником. Собирая фольклор, выезжая в этно — и археологические экспедиции, он все глубже и глубже погружался в мир культуры своих предков.

Экспозиция «Мой древний мордовский народ», представленная в Сарове, включает более ста произведений живописи и графики, и эти работы можно отнести к одному из течений современного искусства — этнофутуризму.

К примеру, серия «Торпинге» (Время меча) — два десятка работ, изображающих только мечи. Это холодное оружие времен викингов, которое было найдено археологами на территории Мордовии. Полуистлевшие от времени клинки, полурассыпавшиеся рукояти, но как много они могут рассказать внимательному и восхищенному взгляду исследователя.

— В рамках современных границ Республики Мордовия мои друзья-археологи выкопали четыре фактории викингов, — увлеченно рассказывает Андрей Степанович. — Раньше по этим землям проходил Великий шелковый путь, так что викинги в наших лесах были не редкость. Вот Улфберт, который я изобразил (переводится как «Крепость Волка») — меч королевский. Их вообще найдено в мире только три. Вы можете себе представить, насколько это удивительно: как он попал в леса Мордовии? Как переплелись и оказались связаны между собой истории двух народов?

Следующая серия работ написана на основе мифов и легенд. Например, иллюстрации к мордовскому эпосу «Масторава» (Мать Земля). За основу автор взял старинное зеркало с мордовским орнаментом, которое, вероятно, могло храниться в деревенской семье, где умели гадать. Сюжеты эпоса словно проступают сквозь это волшебное стекло — где-то замутненные и треснутые, где-то — ясные и отчетливые. Через это зеркало зритель становится как бы наблюдателем событий, которые отображают верования и дух целого народа. Зеркало — проводник в глубинный мир, связующее звено между настоящим и прошлым.

А с одной из работ была связана интересная история.

— Десять лет я работал в правительстве Республики Мордовия по вопросам национальной политики. Принес в кабинет одну из своих новых работ — «Тюштя», она тоже представлена сегодня на выставке, — вспоминает Андрей Алешкин. — И вот идет по коридору мой хороший знакомый Николай Иванович Меркушкин, тогда уже глава Республики. Я приглашаю его посмотреть картину. На ней изображен один из героев мордовского эпоса «Масторава» пахарь Тюштя, которого мокшанские и эрзянские люди выбрали себе на княжение. Тюштя долго не соглашался, и три раза подходили к нему люди и просили, пока он не стал их государем. Посмотрел Николай Иванович и спрашивает: «А в чем же смысл?» И я объяснил, что менталитет мордовского народа на этом и строится: первое лицо должен сперва много спрашивать, и только потом браться за меч власти.

Видимо, урок был усвоен правильно. Потому что во время своей второй инаугурации глава Республики, положив руку на Конституцию, пятым пунктом произнес слова народной мудрости: сперва спрашивать, а потом браться за меч власти.

«Быть честным к своим предкам», — вот, пожалуй, основной постулат творчества этнохудожника. Эта честность давала свои плоды, порой, в совершенно невероятных проявлениях.

— Я всегда думал, что рисую для умной и интеллектуально просвещенной публики. Но однажды с удивлением узнал, что у меня есть и другой зритель, — рассказывает А.Алешкин. — Как-то в магазине в Саранске ко мне подошла женщина и призналась, что с сыном дважды посетила мою выставку. «Почему же дважды?» — удивился я. «Сын попросил еще раз сходить, он был в восторге». Этому ребенку было всего семь лет. Я понял, что не обязательно быть образованным, чтобы воспринимать это. Душа должна быть по-детски открыта. И тогда память предков откроется даже непосвященному. Я очень хочу дать вам ключ к ее пониманию.

Ольга Головнева, фото автора

Опубликовано на сайте 30 сентября 2012

    Прокомментировать




Читайте также в рубрике Культура

Все статьи в рубрике Культура

Читайте также в номере № 39 от 26 сентября 2012

Все статьи в номере № 39 от 26 сентября 2012


Нет комментариев

Написать

Если вы зарегистрированы у нас, войдите на сайт.
Если у вас есть аккаунт в одной из социальных сетей, нажмите:
Вконтакте  Facebook  Мой мир mail.ru  Одноклассники
или введите
Ваше имя: