Убрать
Регистрация
email:

Забыли?
Пароль:

Вконтакте  Facebook  Мой мир mail.ru  Одноклассники
Вход
Сайт газеты Вести города
Подписка на RSS ленту


Первая полосаО газете и сайте

Рубрики

БизнесБлицБюджетВ прокуратуреВопрос психологуГорода-деревни-мегаполисыГородская дума: Суть событийДайте жалобную книгуДети войныЖильё моёЗаписки отчаянной мамочкиЗнай нашихИспытано на себеИстория с Еленой МавлихановойКолонка юристаКриминфоКрупным планомКультураМалоэтажное строительствоНепреклонные годыО быломОдин день из жизни…Письма-звонки-визитыПривет с большой землиПутешествияРодителиСаров: инструкция по применениюСлово депутатуСлово за словоСпортСпроси священникаТвори доброФемины и политикаФотоконкурсХорошо сказаноЧтивоШколаЭкономика с Дмитрием ФайковымЯзык помощи

Номера

...архив...26 ноября 2014 (48)03 декабря 2014 (49)10 декабря 2014 (50)

Слово — читателю

Книга отзывовПоследние обсуждения
 

Любовь к своим корням

№ 45 от 07 ноября 2012   Культура  

Что мы знаем о нашем соседе — Мордовии? То, что она «солнечная», в ней растут «вечнозеленые помидоры», есть заповедник, который доставил Сарову немало хлопот в огненном 2010-м году, а в конце августа 2012-го там отмечалось 1000-летие единения мордвы с народами Российского государства, и этот праздник приобрел общероссийский масштаб… Немногие вспомнят, что мордва наряду с финнами, шведами, норвежцами, эстонцами, венграми принадлежит к финно-угорской языковой группе, кто такой Степан Дмитриевич Эрьзя и какие этнические группы населяют эту маленькую республику. И уж совсем немногие знакомы с ее музыкальным фольклором. Что говорить, если мы и свои-то, русские народные песни не знаем?

А вот для художественного руководителя арт-фолк группы из Саранска «Морденс» (именно под таким названием впервые упоминаются мордовские народы в европейских исторических летописях), заслуженного работника культуры Республики Мордовия Юрия Алексеевича Буянкина мордовский фольклор — неисчерпаемый источник вдохновения и творчества. Недавно этот оркестр с большим успехом дебютировал в Художественной галерее на закрытии выставок мордовских художников.

Арт-фолк группа «Морденс» родилась в 2005 году и уже успела завоевать несколько гран-при на всероссийских музыкальных конкурсах, победила на международном конкурсе в Швеции, там же стала призером Международного конкурса культур малочисленных народов, который считается аналогом «Евровидения» среди современных исполнителей малых этнических групп. Оркестр неоднократно участвовал в международных фестивалях в Финляндии, Эстонии. Там, кстати, у «Морденс» есть свои фан-клубы, активисты которых не только коллекционируют записи любимого коллектива, но и специально приезжают на его концерты в соседние страны.

Музыку для «Морденс» пишет и аранжирует сам Буянкин, беря за основу древние этнические мелодии. В его композициях органически сочетаются разные музыкальные стили — фолк, прогрессивный рок, академический и народный вокал. И это делает старинную музыку ближе и понятнее, особенно молодежи.

— Вы — человек сравнительно молодой. Мысль заниматься мордовским фольклором пришла к вам давно? — Я попал в первый состав коллектива «Торама» (известный в России и за рубежом фольклорный профессиональный ансамбль, лауреат государственной премии Республики Мордовия. — Авт.), когда мне было 31. И мы стали кататься по мордовским селам, где в то время, в 90-е годы, были еще живы старушки, которые за столом, за рюмочкой пели многоголосные народные песни. И когда я это слушал, прошибала слеза. У меня на генетическом уровне проснулась настоящая любовь к своим корням (простите за слезы). А до этого я сильно увлекался прогрессивным роком — был фанатом «Пинк Флойд», «Лед Зеппелин», «Йес». Они вводили в свои аранжировки элементы кельтских песнопений. И мне безумно захотелось сделать что-то подобное, чтобы про мордву не говорили, что она — исчезающий народ. Я, как музыкант, хотел внести маленькую крупицу в то, чтобы мой народ сохранился. А это возможно только тогда, когда то, что ты делаешь, нравится людям. Думаю, людям нравится, поэтому я занимаюсь этим.

— Откуда вы берете материал?

— В нашей республике был этнограф Николай Иванович Бояркин, который в 50-60-х годах собрал столько материала, что его хватило на трехтомник «Памятники мордовского музыкального искусства». Там есть тексты и ноты, разложенные до семи голосов, причем каждый куплет отличается от другого. Ведь старушки, когда поют, импровизируют, но основа присутствует. И я отбираю самые красивые вариации, иногда объединяю, чтобы в композиции звучала не одна песня, а две-три. В последнее время объединяю даже мокшанские и эрзянские текстовки. И потом включается мой опыт и воспитание того прогрессивного рока. Но перед аранжировской мы всегда поем а капелла.

— Может, лучше так и петь — без инструментов?

— Таких коллективов у нас в республике предостаточно — и в столице, и в райцентрах. Они поддерживаются министерствами культуры, национальной политики, Поволжским центром культур финно-угорских народов. Мне хочется расшевелить мордовскую молодежь в деревнях, чтобы она «не оставались в лаптях», а мыслила в музыке по-современному.

— Можно ли таким способом воспитать патриотизм?

— Когда я был молодым, трудно было быть патриотом. Но чем становился старше и мудрее, тем острее понимал, что быть патриотом необходимо. Молодежь надо воспитывать на прекрасном (простите за нескромность). Я считаю своей малой родиной Мордовию (я сам мордвин-эрзя, у нас в коллективе две мокшаночки, один наполовину еврей, наполовину мордвин, так что у нас полный интернационал), а большой — Россию. Я бывал за рубежом и видел там псевдосвободу. Конечно, мы в чем-то отстаем от европейских стран, но по духовности они с нами не сравнятся.

— Кстати, как вас принимают за границей?

— У них вызывает восторг наш национальный мелодический колорит. Если бы мы копировали вчистую, то такого восприятия не было.

— Инструменты, которые вы используете, не аутентичные. Почему?

— В чистом виде народные инструменты очень трудно темперировать (точно установить высоту и количество тонов. — Авт.). Будоражит только кристально чистый звук. Когда поют аутентично в деревнях — это одно, а когда со сцены коллектив не строит — это недопустимо и слушать не хочется. Есть разные дудочки, которые вырезают из дерева, треугольные мордовские скрипки с конским волосом, которые почти не сохранились. Их практически невозможно хорошо настроить.

— Можно сделать электронный аналог…

— Да, можно, у кого есть время, знание и деньги. Я начинал с этого, но знал, что приду к электронике. Для меня очень важно, чтобы в республике был такой коллектив, как, например, в Белоруссии «Песняры». Но они ближе к эстраде, а мне хотелось, чтобы это была этно-арт-прогрессивная музыка. Если мне Бог дал такую способность, я занимаюсь тем, что нравится. Кроме того, нас поддерживают на республиканском уровне. Наш коллектив является структурным подразделением Мордовского государственного национального драматического театра.

— Вы приехали в Саров неполным составом?

— Да, всего нас двенадцать человек. Еще есть барабанщик, вторая пианистка, гитарист, две вокалистки и звукоинженер. Мы пока приехали с пробным концертом. Если вам понравилось, то можем привести музыкально-театрализованное представление и рок-оперу с участием академических оперных певцов, в том числе и моей супруги — заслуженной артистки Мордовии Елены Алышевой. В театрализованном представлении артисты играют обрядовые сцены в особых костюмах, и все понятно без перевода. А рок-опера посвящена 1000-летию объединения мордвы с народами России. Мне попалась сказка на моршанском языке. Там мордовский богатырь встречается с русской красавицей в чужих краях, спасает ее от колдовства, и они вместе возвращаются на родину, в Россию. И я понял — вот где объединение.

Что ж, саровчане, которым в тот вечер хватило билетов на концерт «Морденс», теперь знают о мордве и ее культуре чуть-чуть больше. А этот братский народ стоит того, чтобы знать о нем еще больше — ведь тысячу лет считать себя частью России и при этом не потерять свою самобытность, дано не многим. Поэтому ждем группу в гости снова!

Алла Шадрина, фото автора

Опубликовано на сайте 12 ноября 2012

    Прокомментировать




Читайте также в рубрике Культура

Все статьи в рубрике Культура

Читайте также в номере № 45 от 07 ноября 2012

Все статьи в номере № 45 от 07 ноября 2012


Нет комментариев

Написать

Если вы зарегистрированы у нас, войдите на сайт.
Если у вас есть аккаунт в одной из социальных сетей, нажмите:
Вконтакте  Facebook  Мой мир mail.ru  Одноклассники
или введите
Ваше имя: