Убрать
Регистрация
email:

Забыли?
Пароль:

Вконтакте  Facebook  Мой мир mail.ru  Одноклассники
Вход
Сайт газеты Вести города
Подписка на RSS ленту


Первая полосаО газете и сайте

Рубрики

БизнесБлицБюджетВ прокуратуреВопрос психологуГорода-деревни-мегаполисыГородская дума: Суть событийДайте жалобную книгуДети войныЖильё моёЗаписки отчаянной мамочкиЗнай нашихИспытано на себеИстория с Еленой МавлихановойКолонка юристаКриминфоКрупным планомКультураМалоэтажное строительствоНепреклонные годыО быломОдин день из жизни…Письма-звонки-визитыПривет с большой землиПутешествияРодителиСаров: инструкция по применениюСлово депутатуСлово за словоСпортСпроси священникаТвори доброФемины и политикаФотоконкурсХорошо сказаноЧтивоШколаЭкономика с Дмитрием ФайковымЯзык помощи

Номера

...архив...26 ноября 2014 (48)03 декабря 2014 (49)10 декабря 2014 (50)

Слово — читателю

Книга отзывовПоследние обсуждения
 

Небо становится ближе

№ 16 от 17 апреля 2013  

Об этом не хочется думать, об этом считается почти неприличным говорить. И когда рано или поздно в жизни каждого из нас случаются в первый раз похороны, мы чувствуем себя беспомощными, как потерявшиеся дети. А между тем похороны — это такая же наша повседневность, как роды или свадьба. И по тому, как хоронят мертвых, можно понять, как изменились живые.

Раньше и сейчас

В какой момент, например, перестали в Сарове забирать покойных на ночь перед похоронами домой? Когда перестали выставлять крышки гроба к дверям подъезда? Когда с улиц исчезли похоронные оркестры? Помню, в детстве о том, что где-то похороны, возвещали на все окрестные улицы знакомые и всем понятные звуки Шопена — протяжные трубы, глухое буханье ударных. И мы, дети, обязательно бегали смотреть. Вставали в сторонке и ждали: вот-вот сейчас толпа взрослых разомкнется, и... Но тут все обычно зажмуривались, как по команде. Потому что — страшно.

По той же причине мимо крышки гроба, выставленной у дверей подъезда, старались пробежать как можно скорее, с закрытыми глазами и даже — задержав дыхание. Это было, как ни странно, счастливое время, когда можно было от души дрожать, слушая страшилки про покойников — мы тогда еще не знали, что бояться надо живых...

— Нет, сейчас домой привезти покойного редко кто просит, — говорит Кирилл, хозяин одного из городских салонов ритуальных услуг. — Боятся, наверное, люди. Обычно привозим к подъезду для прощания, а кто-то прямо в морге прощается — и сразу на кладбище.

Да, понять людей можно — помимо банального страха перед неизбежностью смерти, есть и практические соображения. Дома наши, подъезды, лестничные марши и клетки совсем не приспособлены для выноса гроба — в лифте-то покойного не повезешь! Говорят, был случай (а может, и не один), когда тело в гробу обкладывали подушками и обвязывали веревкой, как посылку. А что делать, если спуск по лестнице просто экстремальный, в особо «удобных» местах гроб приходилось поднимать почти вертикально? Из двух зол выбирают меньшее.

«Ну, и к чему так мучиться?» — спросят здравомыслящие. Но мне кажется, вопрос в другом: почему раньше все так «мучились»?

Почему некоторые «мучаются» до сих пор?..

— Считается, что три дня после смерти душа находится рядом с телом, — говорит Светлана, год назад похоронившая отца. — Вот я себе представила: как ему там, в морге, в холоде, среди чужих людей? Как вообще можно там оставить своего родного человека? Как не привезти домой, к близким, в родные стены?!

Однако настоятель православного прихода храма святого праведного Иова Многострадального отец Лев (Юшков) не столь строг к «незабиральщикам»:

— Ночным бдением над телом усопшего, чтением Псалтыри мы выражаем свою любовь и уважение к нему. Но никого не надо упрекать — к сожалению, иногда условия действительно не позволяют это сделать.

А вот к другому «нововведению» саровских похорон — отпеванию некрещеных покойных — церковь относится однозначно отрицательно: этого делать нельзя!

В тренде

Сейчас на повестке дня другая беда — православные традиции похорон частенько пытаются пристегнуть и в дело, и не в дело, по принципу «кашу маслом не испортишь». Ну, а как иначе назвать отпевание некрещеного человека?

Следованием моде или искренним непониманием, что ничего эта «процедура» не даст — просить отпущения грехов и Царствия Небесного Церковь может только для рабов Божьих. А на «всякий случай» — это обман и себя, и священника...

И если мы и действительно считаем себя православными, воцерковленными верующими, то тогда надо бы идти во всем до конца. К примеру, ставить на могиле не памятник с фотографией, а крест с указанием имени и дат рождения и смерти, и не в изголовье, а в ногах, распятием к могиле — чтобы, дождавшись Воскресения, усопший мог встать, взять свой крест и пойти. И не ходить на кладбище в Пасху, и не ставить на могилы рюмки, и не...

В последнее время крестов на саровском кладбище стало резко больше. Но осознанные это решения или опять — дань моде, вряд ли можно с точностью сказать. Мы прочно застряли где-то на распутье между православием, язычеством, практическими соображениями и убеждением «все так делают». Какая жизнь, такие и похороны...

До чего техника дошла

В принципе, обращаться в фирму ритуальных услуг — это право, но никак не обязанность родных умершего. Желаете сэкономить? Не вопрос!

— Можно, теоретически, купить гроб, привезти на кладбище на своей машине, самим выкопать могилу, — говорит Кирилл. — Но это, конечно, только теоретически. А на деле сейчас работники похоронного бюро все берут на себя — от морга до кладбища и поминального обеда.

Прошло время пьяных могильщиков, которые то отказывались копать без бутылки, то закапывать без стакана. Даже не очень давний саровский скандал по поводу того, что муниципалы вдруг перестали пускать на городское кладбище автобусы и катафалки частных похоронных контор, — и это уже начало забываться. Пускают сегодня всех, делают все. Даже похоронный оркестр при желании можно «достать» — в театре, ДК, дивизии или совете ветеранов. Как говорится, любой каприз за ваши деньги. Ну, а кто сегодня работает за так? «Бесплатно» — это похороны по гарантированному перечню или социальное пособие на руки — четыре с половиной тысячи рублей. Вот только одна копка могилы зимой стоит около пяти тысяч...

— Зимой копать могилу — лопатой не обойдешься, «отбойниками» работаем, земля-то промерзает на метр и больше. В эту зиму со всей округи нам в Саров звонили — из Дивеева, Арзамаса — выкопайте, ради Бога, мол, наши никто не берутся! — говорит Кирилл. — Можно, конечно, трактор с ковшом пригнать и — вперед. Но я считаю, это уж как-то не по-человечески совсем. Человек руками должен такое дело делать. А то рассказывали случай, что вот как-то копали «боб-кэтом» могилу, жена покойного увидела и заплакала: неужели в этой воронке ему лежать?

Ничего личного, только бизнес

Когда у людей горе, часто отходят на второй план и хозяйственность, и практичность, и рассудительность. И это очень удобно с точки зрения похоронного бизнеса — кто первый схватил, тот и сыт. За покойными идет настоящая охота — клиента надо брать, не отходя… от морга.

Так и делают: дежурят, хватают буквально под руки — в полуобморочном состоянии авось и не вырвется. А тех родственников умершего, кого упустили у дверей морга, «отлавливают» уже по телефону. Какому телефону? Да обычному, домашнему...

Ксения несколько месяцев назад хоронила маму:

— Вечером мамы не стало, а в восемь утра следующего дня мне позвонили домой буквально с таким текстом: «Здравствуйте! Мы — такие-то. У вас горе, мы вам соболезнуем и готовы взять на себя заботу о вашем покойном...» Если учесть, что я уснула в шесть утра, ответ мой был совсем невежливым...

«Слив» информации о новых покойниках — на большой земле уже давно обычное дело. Ну, а мы чем хуже?

— Это еще что! — качает головой Кирилл, — бывает так, что «спасители» звонят со своим: «У вас горе…», а семья еще не знает, что человек умер — из больницы сообщить не успели. Ну, дальше, конечно, шок, обморок...

Бизнес, конечно, есть бизнес — но как все-таки не хочется,чтобы лезли жадным руками в свежее горе незнакомые люди... Неужели кто-то соглашается?

— Конечно, многие даже благодарят за предложенную помощь, — уверяет Кирилл, — когда человек в растерянности от горя, любой оказавшийся рядом с вопросом: «Вам помочь?» воспринимается подчас как спаситель. Сколько бы он за это «спасение» ни попросил. Это потом уже, успокоившись, люди, бывает, с удивлением узнают — на одну и ту же вещь и услугу цены могут сильно различаться.

Вместо эпилога

Да, умереть — это тебе не в магазин сходить, заранее-то не выберешь, где получше или подешевле.

— Да почему же, — возражает Кирилл, а сотрудники его салона почему-то начинают улыбаться. — Ходил к нам тут один старичок, долго ходил — то покров купит в гроб, то крест на могилу, то венок. Мы не выдержали, поинтересовались — кому это вы так несрочно покупаете? Себе, говорит. Ну, мы тоже, как и вы сейчас, удивились. А что, говорит старичок, особенного? У моей родни в Мордовии у всех чемоданы с похоронным наготове стоят...

Я тоже невольно улыбнулась: надо же, как, оказывается, можно думать о собственной смерти — без страха, спокойно, аккуратно складывая в узелок похоронное «приданое». Наверное, за правильную жизнь это дается — умение думать о смерти...

Елена Мельцас

Опубликовано на сайте 24 апреля 2013

    Прокомментировать




Читайте также в номере № 16 от 17 апреля 2013

Все статьи в номере № 16 от 17 апреля 2013


Нет комментариев

Написать

Если вы зарегистрированы у нас, войдите на сайт.
Если у вас есть аккаунт в одной из социальных сетей, нажмите:
Вконтакте  Facebook  Мой мир mail.ru  Одноклассники
или введите
Ваше имя: