Убрать
Регистрация
email:

Забыли?
Пароль:

Вконтакте  Facebook  Мой мир mail.ru  Одноклассники
Вход
Сайт газеты Вести города
Подписка на RSS ленту


Первая полосаО газете и сайте

Рубрики

БизнесБлицБюджетВ прокуратуреВопрос психологуГорода-деревни-мегаполисыГородская дума: Суть событийДайте жалобную книгуДети войныЖильё моёЗаписки отчаянной мамочкиЗнай нашихИспытано на себеИстория с Еленой МавлихановойКолонка юристаКриминфоКрупным планомКультураМалоэтажное строительствоНепреклонные годыО быломОдин день из жизни…Письма-звонки-визитыПривет с большой землиПутешествияРодителиСаров: инструкция по применениюСлово депутатуСлово за словоСпортСпроси священникаТвори доброФемины и политикаФотоконкурсХорошо сказаноЧтивоШколаЭкономика с Дмитрием ФайковымЯзык помощи

Номера

...архив...26 ноября 2014 (48)03 декабря 2014 (49)10 декабря 2014 (50)

Слово — читателю

Книга отзывовПоследние обсуждения
 
Рюрик, Синеус, Трувор

Сокол, сеньор и трубадур, или Проблема ономастикона первых русских князей

2010 избранное   Чтиво  

Проблема выбора имени стояла перед человечеством всегда. В современной России вспомогательная историческая дисциплина, изучающая все многообразие личных имен — ономастика (буквальный перевод с греческого — искусство давать имена) представлена во всем своем многообразии и великолепии.

Толпы молодых мам и пап сломя голову бегут в книжные магазины, ларьки «союз печати» в поисках перекидных календарей, справочников и пособий, стараясь наградить свое будущее чадо самым-самым, самым-самым красивым, надежным, «денежно и здоровье-подкрепленным» именем. Отсюда целая когорта не благозвучных для славянского слуха греческих, византийских, еврейских, германских и других имен.

Не надо забывать, в России пока еще принято награждать человек одним именем, в отличие скажем от Китая, сохраняющего моду на так называемые «молочные имена» меняющиеся в последствии как зубы на коренные или Русь — времен двоеверия, когда даже князья имели два имени — языческое и христианское. Имя человек меняет крайне редко. Поэтому призываю все здравомыслящее русское население при выборе имени для своего потомства руководствоваться в первую очередь исторической и семейной традицией, ведь славянского у нас в стране осталось и так очень мало… Более 90% россиян при имянаречении не учитывают специфику «крови и почвы».

После столь грустного начала возникает закономерный вопрос: «А где же можно пополнить свои знания по русскому ономастикону?». В источниках дорогие, в источниках! Благо наши летописи и архивы сохранили и донесли до нас частичку изначальной «русскости». Если же Вам лень штудировать наше богатое письменное наследие в качестве запасного варианта можно использовать опыт наших восточнославянских братьев — белорусов и украинцев, сохранивших в отличие от нас, большое количество славянских имен, оригинальные, «автохтонные» названия календарной системы и не только.

Будучи прошлой весной, во время одного из новых праздников в Киеве я поразился одному обстоятельству: молодежь Украины с восторгом и гордостью носит национальную одежду — «вишиванки» (вышитые рубашки), сарафаны и др. Практично, удобно, исторично! А теперь перенеситесь в Россию Матушку на День России, (день независимости россиян от России). Что Вы увидите: свалку мирового ширпотреба от великой китайской стены до трущоб Бруклина. Но вернемся к нашему главному вопросу.

Итак, имя играет, и играло весьма важную роль, как в жизни рядовых членов социума, так и его элиты. Попробуем же приоткрыть завесу тайны над тремя важнейшими именами нашей начальной истории, именами трех братьев — основателей древнерусской государственности — Рюрике, Синеусе и Труворе. При написании данной статьи я обратился за помощью к своему глубокоуважаемому «шефу», Евгению Васильевичу Кузнецову, доктору исторических наук, профессору, настоящему русскому патриоту. Данной проблематикой Евгений Васильевич занимается давно, посвятил «братьям» целый очерк в монографии «Славяне и русы: очерки по истории этногенеза» и, безусловно, является ведущим специалистам по исследуемому вопросу в Нижегородском регионе. Добро от доктора было получено и я выношу на суд читательской аудитории результаты проделанной работы.

По поводу происхождения этих имен написаны сотни статей и десятки монографий. Разнообразные в деталях гипотезы ученых сводятся к двум основным принципиальным позициям касаемых определения родины князей а, следовательно, и их этнического происхождения. Один исследователи склонны искать «alma mater» Рюрика с братьями в Скандинавии, точнее, в центральной Швеции, другие, отстаивают тезис о прибытии легендарной тройки с берегов южной Балтики, точнее, современной северной области федеративной республики Германии.

Наиболее настойчиво внедряется в массовое сознание через научную и что наиболее страшно учебную литературу первая точка зрения о скандинавском (либо германском) происхождении братьев. Следует отметить что эта, так называемая «норманская теория» господствует в отечественной историографии с XIX века и ее становление связанно с именем придворного историографа Александра I митрополитом киевским Евгением Болховитиновым. Церковный иерарх предложил российскому императору как ему казалось научно бесспорную и весьма идеологически привлекательную точку зрения, согласно которой для блага России последней следует управлять немцам. Так, якобы, было в IX веке, и так обстоит дело и в веке XIX.

Напомним, что Александр I по крови принадлежал, конечно, к немцам. Подтверждение тому его генеалогия: бабушка императора — Екатерина — немка, ее супруг Петр Федорович — наполовину, сын Екатерины — Павел Петрович — был женат на немецкой принцессе и т.д. и т.п. Однако, с первых шагов норманизм встретил достойный отпор в рядах русской научной интеллигенции (упомянем хотя бы М.В. Ломоносова)стремящейся несмотря на всевозможные баррикады добраться до широких масс интересующихся. Советская историография вообще пыталась снять проблему происхождения князей элементарным путем. Государство создают не люди, принадлежащие к правящей элите, оно возникает в силу объективных причин (к примеру — классового общества).

В настоящее время (как впрочем, и в предыдущие столетия) норманская теория весьма политизирована. Ну, скажите, кто из мирового сообщества захочет, чтобы у русских был порядок в истории, хотя бы в истории? Правильно, НИКТО! Поэтому возникают толпы переписчиков, уточнителей ставящих свои эксперименты в первую очередь на образовании, на школьном образовании. Не лишним становится и приятно шелестящий бумажный конвертик, протягиваемый вам добрым дяденькой из-за кордона, поездочка на стажировочку, издание в престижном журналике…

Следует отметить, что скандинавские языки не могут раскрыть значение рассматриваемых имен и норманисты вынуждены интерпретировать последние как неправильно переведенные скандинавские словосочетания. Кроме того, в североевропейских источниках отсутствует и легенда о призвании братьев. Попробуем, категорически отвергая скандинавскую версию генеалогии братьев высказать свои догадки по поводу ономастики первых русских князей.

Начнем с того, что имя Рюрик в латинской форме Ruricius являлось обычным, широко распространенным в поздней римской империи. Знакомство лишь с малой частью томов знаменитого «Корпуса латинских надписей» позволяет без большого труда найти пять «тезок» балтийского Рюрика в среде клириков западной Галии, офицеров римской армии и даже среди членов администрации африканской провинции Ливия. Следовательно, имя весьма древнее по своей природе и точно определить его значение в настоящее время достаточно сложно, однако, следует заметить, что западные славяне переводили на свой язык имя «Рюрик» как «Рарог» то есть «Сокол». Отсюда и знаменитая эмблема Рюриковичей — пикирующий сокол, неверно трактующаяся украинскими националистами как некий трезуб. Для интереса, сходите в любой продуктовый магазин, купите кетчуп с характерным названием «украинский» и посмотрите на крышку несущую изображение родового знака, тотема, княжеского рода Рюриковичей — сокола-рарога.

Разгадка имени «Синеус» так же лежит не в скандинавских или славянских диалектах, а все на том же «западе» — в латинском языке и произошедших от латинского романских языках Европы. Общеизвестно вежливое обращение «сеньор», некоторые знают что древние римляне называли старика — «сенекс», специалистам знакомы тексты псковских летописей в которых тройка братьев начинается не с имени Рюрика, а с имени Синеус. Все выше сказанное позволяет предположить, что Синеус был старшим из братьев. Старшим по возрасту, общественному положению? Подтверждением чему и служит его имя. Вообще, Синеусу надо уделить значительно больше внимания. К примеру, до сих пор открытым остается вопрос, почему земли по берегам Белого озера никогда не входили в состав владений Новгорода Великого? Сохранились указания на то, что у старшего брата Рюрика были потомки и что они как раз и владели обозначенным регионом. Вообщем, белых пятен в истории предостаточно.

Имя Трувор переносит нас на север Франции феодального времени (XII-XIII вв.), где нарицательное Трувор обозначало лирического поэта. Значение всеми известного термина «трубадур» и «трувор» одинаковы — изобретатель, выдумщик. Человек счастливо что-то находящий. Таким образом, Трувор — счастливый искатель трофеев (военных — ?) и по значению его имени и по результатам его исторической деятельности. Оним третьего из братьев сохранился в названии города Трубеш (Трубеж), позднейший Трубчевск и фамилии правивших там князей — Трубецких.

Рассуждая о далеком прошлом нашей Родины, следует учитывать то обстоятельство что влияние западноевропейских народов в раннем средневековье было значительно богаче и мощнее контактов славянского населения с равным или даже отстающими в культурном развитии этносами северной Европы.

Безусловно, высказанная гипотеза не только не приближает, а наоборот, даже отдаляет исследователей от раскрытия тайны основателей древнерусского государства. «Историческая прозрачность» онимов Рюрик, Синеус и Трувор ставит новый, более сложный вопрос: Так кем же «по национальности» являлись благородные братья, куда уходят их этнические корни? Однозначного ответа нет, а знакомства с многочисленными версиями займет не один год Вашего драгоценного времени уважаемый читатель. Закончить наше небольшое путешествие по древней и современной ономастике хочется на положительной ноте, благо повод радоваться есть — самосознание и самоопределение возвращаются к славянскому населению России, уже 5% жителей нашей страны предпочитают традиционные, русские имена западным и восточным заимствованиям. От всей души поздравляю соотечественников данным зачином и надеюсь, что данный процент в скором времени только возрастет!

Опубликовано на сайте 16 июня 2010

    Прокомментировать




Читайте также в номере 2010 избранное

Все статьи в номере 2010 избранное

Читайте также в рубрике Чтиво

Все статьи в рубрике Чтиво


Нет комментариев

Написать

Если вы зарегистрированы у нас, войдите на сайт.
Если у вас есть аккаунт в одной из социальных сетей, нажмите:
Вконтакте  Facebook  Мой мир mail.ru  Одноклассники
или введите
Ваше имя: