Первая полосаО газете и сайтеРубрикиБизнесБлицБюджетВ прокуратуреВопрос психологуГорода-деревни-мегаполисыГородская дума: Суть событийДайте жалобную книгуДети войныЖильё моёЗаписки отчаянной мамочкиЗнай нашихИспытано на себеИстория с Еленой МавлихановойКолонка юристаКриминфоКрупным планомКультураМалоэтажное строительствоНепреклонные годыО быломОдин день из жизни…Письма-звонки-визитыПривет с большой землиПутешествияРодителиСаров: инструкция по применениюСлово депутатуСлово за словоСпортСпроси священникаТвори доброФемины и политикаФотоконкурсХорошо сказаноЧтивоШколаЭкономика с Дмитрием ФайковымЯзык помощиНомера...архив...26 ноября 2014 (48)03 декабря 2014 (49)10 декабря 2014 (50)Слово — читателюКнига отзывовПоследние обсуждения | Спроси священника2010 избранное Спроси священникаВопрос Я еще только на пути к Богу, впервые задумалась об этом около года назад и поначалу рьяно взялась изучать каноны, но постепенно из-за недостатка времени, а может быть, и особого желания моя церковная жизнь, толком не начавшись, сошла на нет. Да еще на работу пришла сотрудница-мусульманка, и ее рассказы об исламе просто завораживают. Я бы хотела так жить, по установленным раз и навсегда в незапамятные времена обычаям. Ведь быть православным человеком женщине в наше время невозможно, не тот ритм жизни. Я с удовольствием бы сидела дома, занималась хозяйством, рожала и воспитывала детей. А в реальной жизни я — главный добытчик, и хотя мне очень хочется родить еще одного ребенка, позволить себе этого не могу, иначе моя семья останется почти без средств к существованию. Что мне со всем этим сумбуром делать? Екатерина, 35 лет Как видно из вашего рассказа, религиозная жизнь у вас началась рьяно, но не с того. Обратите внимание: то, что легло вам на душу в рассказе о мусульманстве, поначалу вы пытались разглядеть и в христианстве (изучение канонов). Вы пошли по естественному пути соблюдения внешней атрибутики. Каноничность, регламентированность, строгое исполнение и традиционализм являются краеугольным камнем многих религий. Принцип «делай то-то и то-то и получишь за это награду», привлекает своей простотой. Глядя на то, что христианство также традиционно (посты, одежда, молитвы) многие полагают, что это и есть самое главное. Это не так. У любого канона, правила, традиции, закона очень ограничено действие на проявление доброго в человеке. Закон существует не для того, чтобы вести человечество в рай, а для того, чтобы не дать ему опуститься в ад. Каноны, словно указывающие знаки дорожного движения, направляют человека к любви, но без свободы ее нет. Христианский Бог принял на себя царствовавший в человеке неотвратимо закон греха и через самопожертвование исправил, восполнил нравственный закон. Для христиан тщательное исполнение заповедей лишь открывает немощь (слабость) и дает осознание необходимости помощи. А ведь бывает и другое, когда при исполнении религиозных предписаний можно получить иной результат: самопревозношение и гордость — мать всех пороков. Человек нуждается не в награде, а в спасении. Сознание именно этого является главным в христианстве. В христианстве ответственность проистекает из свободы, любовь — из закона, понуждение — из немощи. Но то, что в мире сейчас нет нравственного порядка, очень беспокоит. Особенно тяжело женщинам. Тот ритм жизни, о котором вы говорите, мода на принцип «бери от жизни все», почти не оставляет женщине шанса осуществить ее главное предназначение — быть матерью. Подвиг материнства — это настоящее творчество женщины, в этом она всегда пребывает в союзе с Богом. Если у нее только один ребенок, с которого она сдувает пылинки, то в зрелом возрасте ее материнская любовь достанется собачке (которую она завела от скуки), или садовым цветочкам, заботиться о которых она будет непременно по-матерински. Что же касается средств к существованию, то ведь не в голод живем, и не в разруху. Парадокс нашей жизни заключается в том, что у самых состоятельных людей по одному ребенку в семье (и то средств не хватает). Конечно, с детьми себе многого не позволишь, зато при этом явно видно, что в нашей жизни главное, а что второстепенное. Впрочем, женщине, хоть и трудно в современной жизни, но при правильном подходе организоваться возможно, даже если она «главный добытчик». Вопрос Как вы относитесь к популяризации православия, его рекламированию как продукта (пример — выступления Ю.Шевчука и А.Кураева с лозунгами вроде «Если ты некрещеный — то ты попал!»)? Как вы вообще относитесь к так называемому православному року? Популярность — термин латинского происхождения, от слова «ПОПУЛЮС» — народ. В древних языках слово «народ» имеет несколько значений, и это не случайно. В одном варианте это нация, группа, объединенная одной идеей, в другом — толпа. И даже Церковь обозначается сходным по значению со словом «народ» термином. Популярность при нашем прочтении понимается как известность, распространенность в народе, которая не требует глубокого постижения. Популярность по смыслу термина и по определению непродолжительна и непостоянна, как слава людская (молва). Популярность обусловлена модой или вкусом, при этом вкус формируется специальной программой продвижения (рекламирования). Популярность того и иного предмета, идеи, дела или продукта заведомо откладывается в сознании людей, а точнее, народа, как нечто внешнее, поверхностное, способное вызвать максимум увлечений. Христианская вера объединяет людей, тогда как популярность свойственна народу. Все это к тому, что такая известность, или популярность, православию не нужна. Мало того, в годы перестройки модность или увлеченность православием была, но, на мой взгляд, не привела к качественному прорыву в России. Прошу прощения за то, что не могу прокомментировать означенный лозунг, поскольку не осведомлен. А вот насчет православного рока считаю, что его не существует, также как и рокового православия. Рок — самостоятельная культура со своими целями и средствами, и она не может быть даже выразителем православия. Я думаю, в рок-среде есть друзья православной Церкви, люди, которые, используя свою популярность, желают помочь христианской проповеди имеющимися у них средствами. Вопрос Сейчас много говорят о миссии Церкви, чтобы она взяла на себя функцию нравственного воспитания людей. Есть даже понятие «агрессивное миссионерство». Как вы думаете, готова РПЦ к такой роли — настойчиво нести в массы основные заповеди, приучать к православию? Анатолий, 46 лет Как мне видится, это очень широкая тема. Дорогой Анатолий, дело в том, что у Церкви всего лишь одна функция, если так можно выразиться — приводить людей к Богу. Человек — это целый мир и в тоже время в одном лице. В нем, в человеке, как и в окружающем мире, все очень сложно. Ни одному человеку, ни народу в целом формальные меры неприложимы. Было время, когда Церкви предписывалось государством выполнение функциональной роли — воспитание верных подданных государства. Церковь всем своим внешним устройством тогда не жила, а существовала, как винтик в государственной машине. Я имею в виду синодальный период истории российской Церкви. А вот когда по слову приветственной речи председателя по делам религий «Октябрьская революция освободила Церковь от пут царского самодержавия, и та получила возможность восстановить свое самоуправление и главу», полилась потоками кровь христианская от оружия вчерашних «воспитанников». Если человека не коснется Божья благодать, действие нравственных норм, муштры и закалки будет весьма непродолжительным. Говорить о демографической проблеме, об отсутствии патриотизма, о бескультурности общества нельзя абстрактно, не затрагивая тему вечности. Интересно, что преподавателям воскресной школы часто приходится встречаться с психологией людей, приводящих активных деток и рассуждающих примерно так: «Мы вам привели своего хулигана, а ваше дело его преобразить». Воспитание человека — это тяжкий крест, и каждый педагог знает, что воспитывать приходится прежде всего себя, а уж через себя и детей. Неправильно звучат слова от старших вроде «куда школа смотрит» и т.д., когда сами мы просто бездействуем. Чем может помочь школа или Церковь, когда папа целый вечер у ТВ, а мама мечтает и учит дочь, только как сделать успешную карьеру. Человек — цельное существо, мы учим его своей жизнью, что главное. Если Бога нет или Он далеко, то главное — это успех в этой жизни, тут мы за ценой не постоим. Тогда и нравственность остается лишь как функция. Итак, не функция, а цель, миссия Церкви — обрести человека для Бога, а остальное приложится. Это не просто слова, ведь нет истинно нравственного человека без Бога, нет любви без свободы, нет культуры без культа. Касаемо термина «агрессивное миссионерство», не вдаваясь в подробности истории и этимологии, стоит пояснить читателям кратко его суть. Речь идет не о приставании на улице, а о тщательном использовании всех сфер общественной жизни граждан для проповеди христианства. Это означает разговор с людьми на их языке, проповедь на «их территории». С рокерами — на рок-концертах и т.д. Католики уже это проходили… Есть, конечно, и положительный опыт, но применительно к нашей теме это все же не то. Масштабное миссионерство — это одно, а укоренение, на мой взгляд, совсем другое. Отвечая на поставленный вопрос, готова ли РПЦ нести заповеди в массы, думаю, что без вашей поддержки — НЕТ. И главное: Церковь имеет Богочеловеческую природу. Бог дал заповеди, чтобы они нас вели к Нему, но нет в них никакого действия и силы, если они не заживут в людях, во мне, в вас, как обрели силу в преп. Серафиме. А вот приучать к православию, прививать христианские ценности, формируя духовный иммунитет, есть святая обязанность Русской Православной Церкви. Вопрос Вам не кажется, что в настоящий момент в России сложилась нездоровая ситуация, когда церковь и государство находятся слишком близко друг к другу? Возможна ли вообще в нашей стране полная их взаимонезависимость? Алексей Юрьевич, 45 лет На мой взгляд, ничего такого нет. Постараюсь кратко обосновать. Прежде всего, необходимо разделять хорошие отношения представителей духовной и государственной власти или скажем, признание государством в лице Церкви авторитета, представляющего огромного число граждан, от близости структурной или правовой. Вообще вопрос очень сложный. Чтобы увидеть, что было в истории более тесное и конструктивное сотрудничество государства и Церкви, предлагаю кратко коснутся темы прав Церкви Римской империи. Это было государство с четко и рационально построенной юридической системой. С 313 года весь церковный клир вплоть до низших чинов был освобожден от муниципальных обязанностей и некоторых существенных налоговых обложений, как занимающийся общественным служением. В ряду судебных привилегий Церковь приобретала неподсудность епископа, освобождение священников от судебного допроса, в том числе пыток. Кроме этого, епископу как доброму пастырю, вменялась обязанность быть третейским судьей, а также право печалования (ходатайства). Храмам законодательно устанавливалась неприкосновенность и возможность политического убежища. К IX веку также сформировалась традиция обязательного венчания для признания законности брака. Можно по-разному относиться к предложенным примерам. Полезны ли были эти или другие привилегии для Церкви? Вопрос труден в том числе из-за сложного восприятия Церкви как общественно полезного института или «спасительного корабля». Сейчас Православная Церковь для государственной власти юридически остается как одно из прочих религиозных объединений, в числе своих обязанностей имеющая преподавание «основ православной культуры». Возвращаясь к вопросу, возможна ли полная независимость государства и Церкви. Думаю, не больше, чем у людей, живущих по соседству. Византийское государство, осознав себя христианским, не перестало быть веротерпимым, и свобод и прав для других религий было никак не меньше, чем в современном российском государстве. Однако самой важной привилегией Церкви в государстве Константиновской и постконстантиновской эпохи было как раз невмешательство государства в церковные дела. У нас в России у Церкви и государства, на мой взгляд, сейчас общая озабоченность — духовное здоровье общества. В этом направлении и должно происходить сотрудничество. Вопрос Православию в России больше 10 веков. Благодаря этой вере русский народ преодолевал многие невзгоды, побеждал в войнах. И при всем при этом одной из главных особенностей России всегда, все 10 веков, было пьянство и праздность. В библии сказано, что Бог посылает людям испытания, но и дает силу их преодолевать. Выходит, русским людям он этой силы бороться с соблазном дал недостаточно? Или дьявол слишком силен в нашей стране? Татьяна, 37 лет Прежде всего, дьявол силен в той стране, где о его кознях и действии уже не имеют никакого понятия, но творят его волю без оглядки на то, что написано в библии и заложено в совести. Задача врага человеческого рода представить грех в цивилизованной обертке. Ложь скрыть за свободой слова, корысть представить как похвальное стремление успеху, извращение — как своеобразие и т.д. В тех географических широтах, где грех, помноженный на свободу, творит себе цивилизацию, там дьяволу напрягаться не стоит, — работает его четко отлаженный механизм. Да, русскому народу Господь даровал многие победы, и давались они не легко. Наш народ, возможно, из-за исторической борьбы напрочь лишен таланта «правильно» развлекаться и отдыхать. Однако этот талант свойственен только духовно сильному народу, находящемуся в глубине генетической памяти в постоянном трезвении. В характере такого народа заложено приобретение даже от поражения, тем более, если оно лишь земное. Ведь разумен тот человек, который способен покаяться, а не тот, кто маскирует свой порок. Это русскому человеку, мой взгляд, не всегда удавалось. Зато наивность принятия навязанных извне отрицательных качеств поражает. Весьма трудно сравнивать народы по части праздности, а вот по поводу алкоголизма как национальной черты русских можно поговорить предметно. Миф, что русский мужик издревле был горьким пьяницей, ничего общего с действительностью не имеет. Существуют статистические данные по этому поводу. Например, в конце XIX века Россия была на девятом месте в Европе по употреблению алкоголя на душу населения. К началу XX века уровень потребления составлял 3 л спирта на человека в год. В Советском Союзе в 50-х годах люди пили алкоголя в семь раз меньше, чем в США, в 3 меньше, раза, чем Англии, в 10 раз меньше, чем во Франции. В 80-х годах прошлого века после отмены «сухого закона» употребление возросло до 11 литров на человека, к 1996 году до 16 литров, сегодня эта цифра достигла до 18 л. Так что много пить русский человек стал совсем недавно. Можно возразить, припомнив бичевание порока пьянства в русской классической литературе, но ведь обличение и есть задача писателя-гения как пророка своего отечества. Кому-то остается выгодным представление русского человека как потомственного, а значит, традиционного пьяницы и разгильдяя. Вопрос Моя свекровь параллельно с Библией ищет правду жизни в Фен-шуе, верит в реинкарнацию и прошлые цивилизации. А в последнее время увлеклась заговорами и приметами, кормит домового грибами, гадает и приучает к этой ереси дочь. Жизнь у нее — наперекосяк, вечно больные дети, безденежье, но никаким уговорам бросить заниматься ерундой и обратиться к священнику не поддается: говорит, что одно другому не мешает. Наталья К сожалению, эта ситуация очень даже типична. Современные условия жизни с глобальным лозунгом «бери от жизни все» действует и на религиозную сферу. Безразборчиво участвуя в разных религиозных практиках, человек просто разрушает иммунитет целостности и душевного равновесия. Религия в переводе «связь» — связь с Богом. В Христианстве связь с Богом через Жертву Христову. Православный верующий в Церкви получает благодатную помощь в борьбе с грехом, без которой невозможен путь в Небесное Царство. Другие религии, содержащие названные вами учения, говорят совсем о другом. Учение фен-шуй — китайская традиция, изначально — ритуал правильного положения вещей и предметов при захоронении человека. В результате изменений традиции то, что считалось полезным для мертвых, стало полезным и для живых. Фен-шуй сообщает, как надо располагать дом, вещи таким образом, чтобы миновали неприятности и не покидало счастье. Корни этой системы находятся в плоскости народного суеверия и оккультных практик. Православная Церковь резко осуждает увлечением фен-шуем как пагубное и отвлекающее от дела спасения души. Идея реинкорнации — неоднократного перевоплощения, также чужда христианству, которое говорит о чрезвычайной ценности неповторимости каждой личности человека и его нравственная ответственность. Заговоры, приметы, гадания — все это в лучшем случае отвлекает, а в худшем открывает занимающемуся этим «черный ход» в потусторонний мир, где нас встречают под разными видами духи зла. К сожалению, такая удивительная, беспринципная неразборчивость современных людей в вопросах веры происходит от желания во чтобы то ни стало приобрести рай телу, а не душе, от желания подчинить Бога, да и любую сверхъестественную силу для получения земного благополучия. Эта религия самая практичная, очень понятная и близкая каждому человеку, религия, обещающая телу рай — здесь и сегодня. Многие и в церковь приходят исключительно за освящением яиц и куличей на Пасху и освященной водой на Крещение. Видимо, в самом человеческом естестве коренится желание получения от религии чего-то внешнего, удобного для нашего комфорта. При этом образ духовной борьбы, добродетели, таинства превращаются в просто красивые традиции. Отцы Православия говорили: «Отдай кровь, чтобы принять дух». В основе христианской жизни лежат любовь и вера, добрые дела, аскеза (пост, воздержание). Христианский путь идет через нравственное совершенствование: «Будьте совершенны, как Отец Ваш Небесный совершенен есть». Этот путь предполагает напряжение жизненных сил, здесь уже не до примет и заговоров. Вот мы кратко разобрались в том, «мешает ли одно другому». Теперь о главном: как защитить себя и родных. Необходимо самим вести более внимательную жизнь, взять за правило молиться всей семьей, конечно, исповедаться и причащаться Св.Таин. С любовью молиться за духовное состояние вашей свекровушки и в минуты расположения, помолившись, мягко, по-христиански, говорить об ответственности нас всех за душевное здоровье наших детей. Опубликовано на сайте 01 июня 2010 Читайте также в рубрике Спроси священника
Читайте также в номере 2010 избранное
Комментарии
НаписатьЕсли вы хотите ответить кому-то, нажмите ссылку "Ответить" под его комментарием. Другие советы |