Первая полосаО газете и сайтеРубрикиБизнесБлицБюджетВ прокуратуреВопрос психологуГорода-деревни-мегаполисыГородская дума: Суть событийДайте жалобную книгуДети войныЖильё моёЗаписки отчаянной мамочкиЗнай нашихИспытано на себеИстория с Еленой МавлихановойКолонка юристаКриминфоКрупным планомКультураМалоэтажное строительствоНепреклонные годыО быломОдин день из жизни…Письма-звонки-визитыПривет с большой землиПутешествияРодителиСаров: инструкция по применениюСлово депутатуСлово за словоСпортСпроси священникаТвори доброФемины и политикаФотоконкурсХорошо сказаноЧтивоШколаЭкономика с Дмитрием ФайковымЯзык помощиНомера...архив...26 ноября 2014 (48)03 декабря 2014 (49)10 декабря 2014 (50)Слово — читателюКнига отзывовПоследние обсуждения | Спроси священника№ 9 от 29 февраля 2012 Спроси священникаУ нас у всех — верующих или нет, всегда много самых разных вопросов о вере, православии, об обрядах и традициях Русской церкви. Отвечать на наши вопросы любезно согласился о.Сергий (Скузоваткин) Что для церкви означает словосочетание, понятие «свободный человек»? Алексей, 31 год Это, конечно, очень широкий вопрос. Тема неисчерпаемая. При поверхностном рассмотрении и даже в рамках церковного взгляда это тема целого богословского труда или философского трактата. Но все-таки мы можем кратко сказать и пояснить некоторые аспекты этого вопроса. Начать надо с того, что человек, прежде всего, не обладает бытийной свободой, т.е. свободой жить или не жить, родиться или не родиться. В этом человек не свободен. Здесь мы должны понять, что жизнь дает Бог и нас действительно не спрашивают, хотим мы появиться на свет или нет. Личность начинает жить, когда имеет выбор. Быть личностью или не быть — этого вопроса мы не решаем. Восстание против этой несвободы — самоубийство. Это восстание против Бытийной свободы Бога оборачивается трагедией, ведь смерть не освобождает таким образом от страданий, а усугубляет их в загробном мире. Для Церкви также важен вопрос свободы внешней: как ее понимать. Волен ли человек в своих действиях или нет, это очень важно. Если он несвободен или ограничен в передвижении, то, конечно, творчески личность страдает. Но в конечном смысле эти телесные, общественные, финансовые ограничения, болезнь для человека-христианина не являются критичной несвободой. Один из русских святых XX века, прошедший лагеря, говорил о том, что никогда до и после этого так легко у него не шла молитва, как в среде заключенных, нигде, как в камере, не был так близко Бог. Есть еще понятие так называемых «свобод». Свобода слова, права человека, принцип демократии. Думаю, что эти свободы, как вы знаете, с помощью денег можно даже повернуть к настоящей несвободе человека. Например, правами ребенка можно разрушить свободу и саму жизнь семьи и ребенка. Тогда возникает вопрос о том, что, возможно, свобода там, где деньги и власть. С ними можно действительно многое себе позволить: что-то вкусное съесть, куда-то слетать, где-то поуправлять, быть уважаемым и т.д. Но, увы, и эта свобода человека оказывается внешней. Многое имение умножает скорби, хочется все больше и больше, развращает, опустошает человека. Если человек не может управлять собой, своей внешней свободой, т.е. возможностями, он несвободен, сколько б он не имел прав удовлетворять свои потребности. Почему? Ответ прост: человек дивное глубокое существо, он образ Божий, беспредельный в прогрессе как доброго, так и злого. Для Православной церкви свобода есть понятие духовное, нравственное, решающее и спасительное в буквальном смысле. Действительно Свободным человеком делает Бог, не насилующий нашу свободу. Бог создал мир и законы бытия. Тот, кто живет в согласии с этими духовными законами, свободен. Как сказано в одном мультфильме: «Если добрый ты — это хорошо, а когда наоборот — плохо». Тем более плохо для самого меня. Мне плохо, если я завидую и осуждаю. В страстной злобе я несвободен, и когда у соседа что-то получается, у меня сердечная болезнь прогрессирует. И сколько б в конечном итоге у меня ни было свободных средств на лечение, пока не научусь любить ближнего, буду страдать сам. Свободный человек — это действительно лишь любящий человек. Это целая наука, трудно постижимая, но благодатное делание, называемое в Церкви «духовная жизнь». Опубликовано на сайте 01 марта 2012 Читайте также в рубрике Спроси священника
Читайте также в номере № 9 от 29 февраля 2012
Комментарии
НаписатьЕсли вы хотите ответить кому-то, нажмите ссылку "Ответить" под его комментарием. Другие советы |