Первая полосаО газете и сайтеРубрикиБизнесБлицБюджетВ прокуратуреВопрос психологуГорода-деревни-мегаполисыГородская дума: Суть событийДайте жалобную книгуДети войныЖильё моёЗаписки отчаянной мамочкиЗнай нашихИспытано на себеИстория с Еленой МавлихановойКолонка юристаКриминфоКрупным планомКультураМалоэтажное строительствоНепреклонные годыО быломОдин день из жизни…Письма-звонки-визитыПривет с большой землиПутешествияРодителиСаров: инструкция по применениюСлово депутатуСлово за словоСпортСпроси священникаТвори доброФемины и политикаФотоконкурсХорошо сказаноЧтивоШколаЭкономика с Дмитрием ФайковымЯзык помощиНомера...архив...26 ноября 2014 (48)03 декабря 2014 (49)10 декабря 2014 (50)Слово — читателюКнига отзывовПоследние обсуждения | Анатолий Агапов: «Система управления требует не просто приказов»№ 3 от 19 января 2011 Фемины и политикаЗаседание клуба «Фемины и политика» как всегда проходило в гостеприимном кафе «Наука». Нашим гостем на сей раз стал депутат городской думы второго созыва Анатолий Александрович Агапов. Как он сам признается, идти в депутаты не стремился, но директор сказал: «Нужна хорошая дума, чтобы в ней был представлен ВНИИЭФ». В итоге 23 депутата из 30 были внииэфовцами. — Поскольку в то время я занимался историей и культурой, то стал возглавлять комиссию по культуре. Поначалу дума была классной командой, к сожалению, к концу срока испорченной личными мотивами и деньгами оффшорной зоны. Заседания думы были всегда интересными, порой жаркие дебаты затягивались до трех-четырех часов дня. Вспоминает главный редактор радио завода «Авангард» Вера Зотова: — Я приходила на заседания, как на праздник. Было так интересно и живо, при этом обсуждались такие серьезные вещи! Столько грамотных людей! Вопросы были открытыми, так же на них и отвечали. Меня всегда восхищал Валерий Лимаренко. Представьте, идет бодяга 30-40 минут, а он скажет три предложения, и все встает на свои места. Анатолий Александрович вспомнил историю с переименованием улицы Тольятти в улицу Академика Харитона. Пришло распоряжение — назвать по одной улице в Москве, Ленинграде и Сарове именем ЮБ. Мнения разделились: одни предлагали переименовать улицу Тольятти, аргументируя тем, что мало кто знает этого итальянского коммуниста, другие — дать название новой улице. Наконец нашли красивое решение. Улица Зернова, пересекаясь с проспектом Музрукова, перетекает в улицу Академика Харитона, и замыкает цепочку улица Силкина. То есть упомянуты все первые лица города: первый начальник объекта, первый директор ВНИИЭФ, первый научный руководитель и первый секретарь горкома партии. Этот аргумент стал решающим. Так в городе увековечили память выдающегося ученого. А история с возвращением Сарову его исторического имени? Первым предложил это сделать ученый-исследователь Лев Константинович Кузьмин, который на одной из демонстраций в 1993 году шел в колонне с лозунгом «Городу — имя!». Мнения опять разделились: кто-то хотел оставить Арзамас-16, кто-то — Кремлев. Тогда историческое объединение «Саровская пустынь», бессменным председателем которого до сих пор является Анатолий Агапов, подготовило справку, в которой говорилось, что название Саров для города исторически оправданно. В 1994 году провели референдум, на котором подавляющее большинство горожан высказалось за возвращение исторического имени, а в 1995-м федеральным законом это название было закреплено официально. Появилось название — нужен герб. По инициативе газеты «Саров» был объявлен конкурс на лучший эскиз для всех желающих. Среди огромного множества было выбрано четыре варианта, которые после одобрения Илькаевым, Каратаевым и ленинградской геральдической комиссией были представлены на рассмотрение думы. В итоге победил эскиз художника Павла Дворцова. Так Саров «загербовали». Понятно, что депутатская комиссия очень тесно сотрудничала с тогдашним начальником отдела культуры Т.Левкиной. — Татьяна Ивановна предложила вариант муниципальной программы по культуре (этого до нее не было и уже, наверное, не будет), — вспоминает Анатолий Александрович. — Сначала были собраны предложения с мест, потом депутаты проехали по всем тринадцати объектам культуры, посмотрели, как они работают, выслушали замечания и все это обсудили на специальной сессии. В итоге четырехлетняя программа была принята. — Что, на ваш взгляд, наиболее значимое удалось сделать? — Запустили филиал библиотеки им.Маяковского, подобрали помещения для хоровой капеллы мальчиков и театра кукол «Кузнечик». Понимаете, главное не то, сколько пунктов программы ты выполнил, а концепция. Вот мы говорим «город науки», «атомград». Но, извините, я только что приехал из Казани — там снег расчищен до асфальта. То же самое в Арзамасе. А когда въехал в наш город, сразу сказал все нехорошие слова, которые знал. Система управления требует не просто приказов, надо еще знать, как их выполнить, а значит, можно и проконтролировать. — А откуда взялся этот жуткий проект театра? Как его только в народе не называют — «рейхстаг», «саркофаг», «пирамида Хеопса»! — Что могу вам сказать? Было три проекта — московский, ленинградский и нижегородский. Все они рассматривались на комиссии по культуре и на думе. Человеческое мировоззрение инертно — мы все привыкли видеть классические театры, как, скажем, в Одессе. И это нормально. Что касается нашего здания, то оно задумывалось таким, как будто грубый неотесанный камень выползает из земли. Как только он вырос, то начинает потихонечку выравниваться, его шлифуют, на нем что-то появляется и наконец наверху он становится изощренно красивым. До всего надо дорастать. Не нравится то, что ты не понимаешь, но это не значит, что оно плохое. — Ну вот теперь-то стал понятен замысел авторов проекта! — Давайте я расскажу о музейном деле в Сарове. Сейчас речь идет о том, чтобы передать фонды «Саровской пустыни» в городской музей, а на ее месте разместить музей кукол — кто-то в Нижнем Новгороде решил пожертвовать свою коллекцию. Якобы в «Саровскую пустынь» никто не ходит, а посмотреть на кукол придет много детей. У нас все объединяется и укрупняется, а вот в маленьком городе Мышкине на пять тысяч жителей двадцать музеев. Летом, конечно, они полны народу, но мы были там совсем недавно — и зимой в них много посетителей. А у нас еще больше режут финансирование культуры. Сейчас другое время, и жестокие законы работают на деньги. Все начали их считать, но культуру просчитать нельзя. Она не может приносить прибыль. Культура проявляется на третьем поколении. Мы с вами, слава Богу, живем теми инерциями, которые остались от Советского Союза. А молодое поколение уже более жесткое, оно понимает, что надо драться за себя, быстро заработать как можно больше денег. И плевать на все остальное, потому что у тебя растут дети, ты не знаешь, куда деваться, и здесь работает закон джунглей — ты должен выжить любой ценой. А что касается музея «Саровская пустынь», то мы соберемся, подведем итоги за двадцать лет, прошедших с момента возрождения в городе духовной жизни, и обсудим, будем ли мы шевелиться или мы как общественное объединение выполнили свою задачу и в этом музее должны работать профессионалы. — Давайте вернемся к вашим депутатским делам. Вот закончились полномочия думы второго созыва. Вы сразу приняли решение не идти еще на один срок? — Наверное, да. Мне не понравилось потребительское отношение избирателей. Люди прямо говорили: «Мы будем за вас голосовать, если вы свозите нас в Санаксарский монастырь». Я отвечаю, что не смогу это сделать, поскольку вы поедете развлекаться, а у меня есть более важные дела — например, помочь инвалиду. «Ну тогда мы за вас голосовать не будем» — «Ну и не надо». Я ведь не испытывал особой радости от этой работы. На меня сыпались телефонные звонки, нужно было решать проблемы людей, заседать, крутиться и вертеться. Это был труд, я работал по-настоящему. А когда я понял, что должен покупать голоса… Когда меня Геннадий Закирович Каратаев спросил, почему я не баллотируюсь снова, я сказал, что сделал все, что от меня ждали. Я отработал свое, вернулся во ВНИИЭФ и меня обратно в думу абсолютно не тянет. — В вашей думе было подавляющее большинство внииэфовцев, в этой — всего семь человек. Что, градообразующему предприятию неинтересна политическая жизнь Сарова? — Нет, почему же? Каждый раз, как я понимаю, ВНИИЭФ готовится к выборам, выдает рекомендации своим кандидатам, но у тех, кого выдвигают, должен быть авторитет, его должны знать, это должен быть лидер. Вера Зотова знает нашего визави уже 25 лет, но никогда не задавала вопроса — откуда в нем столько человеколюбия, как его воспитывали родители? — Я тимуровец, — смеется Агапов, — помните, кто они такие? Поскольку родился на девятый день после Победы, то у меня и моих сверстников на всю жизнь осталось желание всем помогать — тогда было много вдов, стариков, инвалидов, раненых. Школа тимуровцев была сильно развита, и это было нормально: если ты делаешь человеку добро, значит, и тебе хорошо. — Вы не скучаете по той, общественной работе? — Нет, у меня своей работы в научно-методическом центре ВНИИЭФ, который я возглавляю, — во! — Анатолий Александрович делает характерный жест над головой. А еще Агапов, несмотря на свои 65, занимается кайтингом (катанием по воде или льду с помощью воздушного змея — кайта), горными лыжами, дельтапланеризмом, у него за плечами 600 прыжков… с парашютной вышки. Признается, что очень любит большой теннис, даже занимал первые места. Недавно вместе с С.П.Егоршиным увлекся русским бильярдом. Поначалу, конечно, не получалось, но поскольку Сергей Павлович математик, то он придумал алгоритм от простого к сложному. Читайте и запоминайте! Сначала надо добиться стопроцентного результата, кладя шар в лузу прямым ударом кия. Потом берете два шара по центру и учитесь вгонять один шар и так далее по нарастающей. В общем, разносторонний и увлеченный человек. А еще мудрый, который в любой ситуации найдет нужные слова, вспомнит какую-нибудь притчу или даст ценный совет. Очень жаль, что с уходом Агапова из думы вслед за ним ушла и культура. Заниматься ею всегда было сложно и непрестижно — больших денег там никогда не было и не будет. Гораздо интереснее модная сейчас инноватика. Но для кого тогда мы стараемся, если наши дети не знают, кто такой Серафим Саровский, Борис Глебович Музруков или Юлий Борисович Харитон? А потом удивляемся ужасающему падению уровня культуры в нашем городе. Алла Шадрина, фото Елены Пегоевой Опубликовано на сайте 20 января 2011 Читайте также в рубрике Фемины и политика
Читайте также в номере № 3 от 19 января 2011
Комментарии
НаписатьЕсли вы хотите ответить кому-то, нажмите ссылку "Ответить" под его комментарием. Другие советы |