Убрать
Регистрация
email:

Забыли?
Пароль:

Вконтакте  Facebook  Мой мир mail.ru  Одноклассники
Вход
Сайт газеты Вести города
Подписка на RSS ленту


Первая полосаО газете и сайте

Рубрики

БизнесБлицБюджетВ прокуратуреВопрос психологуГорода-деревни-мегаполисыГородская дума: Суть событийДайте жалобную книгуДети войныЖильё моёЗаписки отчаянной мамочкиЗнай нашихИспытано на себеИстория с Еленой МавлихановойКолонка юристаКриминфоКрупным планомКультураМалоэтажное строительствоНепреклонные годыО быломОдин день из жизни…Письма-звонки-визитыПривет с большой землиПутешествияРодителиСаров: инструкция по применениюСлово депутатуСлово за словоСпортСпроси священникаТвори доброФемины и политикаФотоконкурсХорошо сказаноЧтивоШколаЭкономика с Дмитрием ФайковымЯзык помощи

Номера

...архив...26 ноября 2014 (48)03 декабря 2014 (49)10 декабря 2014 (50)

Слово — читателю

Книга отзывовПоследние обсуждения
 

Мифы ХХ века. Об «извечном» пьянстве русского народа

№ 13 от 30 марта 2011   История с Еленой Мавлихановой  

У каждого из нас, пожалуй, найдутся печальные примеры пьянства близких и далеких родных, друзей, знакомых. Страшно банальная тема: пьянство — это зло. Никто не поспорит, но, боюсь, даже выскажут другую, прямо противоположную мысль: мол, русские пили, пьют и будут пить. И водка — чуть ли не национальный наш напиток! А так ли это на самом деле? Давайте «всколыхнем» историю. Вашему вниманию представим несколько сюжетов, которые, впрочем, требуют исследовательского продолжения.

Что пили русские?

Нет, не водка наш национальный напиток. Истинно русскими напитками следует считать сбитень (травяной с медом отвар), меды и квасы. Даже чай попал к нам на стол довольно поздно — в XVII веке. Та история осталась в памятных документах как курьез. 1642 год, дипломатическая миссия Алтын-хана везет русскому царю Алексею Михайловичу восточные дары. Среди них — мешочек с чаем. Из Китая, судя по названию неизвестного пока у нас напитка. По слухам, всю подаренную чайную заварку сразу и заварили. Попробовали — дрянь. И только годами позже, заваривая чай щепотками, в царских теремах распробовали этот удивительный бодрящий напиток. Чай быстро завоевал всероссийскую любовь. Тем более, что исстари особой разницы в бытовых условиях «верхов» и «низов» не было, ну кроме численности домашних людей. Другими словами, стол царей и крестьян если и отличался, то не набором продуктов, а их количеством, поскольку царям прокормить надо больше челяди. Качество жизни, говоря по-современному, во всех слоях населения было довольно одинаковым вплоть до петровских преобразований XVIII века.

Откуда пошло «хлебное вино»?

С именем Петра I связано увлечение европейскими достижениями науки и техники. Но была и оборотная сторона этого устремления. Именно сквозь «прорубленное окно» из Европы хлынули на российскую знать невиданные доселе роскошные безделицы и алкоголь. Именно с той поры историки отмечают раскол общества на две части. Одна, «домостроевская», часть жила по строгим отцовским заветам. Другая часть населения попала под идеологию потребительства и нездоровой соревновательности. И название-то этому увлечению придумали на Руси очень емкое: «чужебесие». Жаль, сейчас слово ушло, а чужебесие осталось.

Простой народ России, Пруссии, Швеции, Норвегии, Дании все еще оставался трезвым и не знал пьянства все восемнадцатое столетие. В это время можно выделить Францию, и то с оговоркой: спирт, ввезенный туда Арнольдом де Вильнев, очень малая часть французов употребляла исключительно как лекарство, чтоб «оставаться вечно молодыми». Затем пьяные напитки входят в постоянное употребление высших классов французского общества. Как законодательница мод, Франция почти все европейские страны «заражала» алкогольными напитками, в основном виноградными винами. А водку масштабно изготавливать начали в Польше — маленькой стране, где традиционно производство уступало торговле. Ленивые, но предприимчивые паны стали обменивать продукт перегонки зерновых — водку на зерно соседских черноземных южно-русских окраин. Благо постепенно Россия в изобилии стала поставлять всему миру пшеницу. Так водка, или «хлебное вино», проникла на окраины России, а в XIX веке распространилась прямо-таки метастазами по всей нашей земле.

Бей своих, чтоб чужие боялись…

Интересно, как на Нижегородчине появилось первое алкогольное зло? А тоже через первых же иностранцев. Еще в ХVI веке в разгар Ливонской войны Иван Грозный, уличив в отношениях с магистром Ливонского ордена 50 горожан Юрьева-Дерпта, сослал их в Нижний Новгород. Правда, правительство лояльно относилось к «немцам» (так одним словом называли всех иноземцев) — всем им позволено на место ссылки приехать со всем своим скарбом и прислугой, на своих лошадях. Но что намного хуже, занятие чужеземцев заключалось в гонке спиртов и пивоварении, на что они выхлопотали себе особые привилегии. Кое-кто из «немцев» имел корчмы, а пара-тройка занималась ростовщичеством, давая деньги под процент. Известно также, что многие из тех первых ссыльных обрусели, свыклись со своим положением, видимо, успешно ведя дела (читай — спаивая наших соотечественников, кредитуя им расходы). Хотя спаивать в одночасье не получалось, нужны были десятилетия.

Помню свое потрясение на университетских лекциях, когда от этнографа Федорова услышали профессорский рык на нас, студентов, бездумно по привычке ухмыльнувшихся на перечень старинных напитков нижегородцев: мол, а водка-то где? Федор Васильевич, свирепея на глупость, строчил убийственными доказательствами трезвости наших предков. Из всех аргументов приведу лишь количество выпитого крестьянами на больших семейных пирах или свадьбах: не более 100 грамм на здорового мужика и в два раза меньше на женщин! Еще бы, крестьянская ОБЩИНА охраняла себя, строго соблюдала традиции трезвости, иначе бы мы не выжили. Любимейшим напитком наших отцов испокон веков был освежающий можжевеловый квас. Его по секретной рецептуре варили из ягод можжевельника. На пиры нижегородцы готовили легкие пьянящие меды, на неделю оставляя вареный мед с дрожжами и хмелем. Вкус меду добавляли самый разный: вешний, стоялый, обарный, красный, белый, гвоздичный, ну а для особых случаев покрепче, делали «княжеский» мед. Наряду с медами успехом пользовалось «зеленое вино», делившееся на сорта: простое, пенник, полугар, боярское и двойное.

Здесь уместно добавить, что выкурка и продажа вина составляла привилегию государства, которое отдавало винокурение денежным людям на откуп. Частично разрешалась выгонка вина монастырям по грамотам, да посадским людям по причине свадеб и семейных праздников. В любом случае доход от винного дела прямиком шел в государственную казну. Что касается уловок в этом доходном деле, то любопытно, что в праздничные дни возле церквей, соборов и монастырей выставляли переносные палатки-кабаки для временной работы на пару-тройку дней. Не стоит, правда, грести всех под одну гребенку и огульно подозревать духовные власти в излишнем рвении на поприще распространения винопития.

А где не употребляли крепких напитков?

Ярким примером трезвого образа жизни может служить именно деятельность мужского Саровского монастыря. С самого его основания в Уставе Сатисо-Градо-Саровской пустыни была прописана целая глава «О неупотреблении крепких напитков». Глава звучит так: «Пива и вина и всякого пияного пития в пустыни сей не держать и не пить ни настоятелю, ни братии. Ни за монастырем от господ и иных людей и нигде кроме меду и квасу, и то непияного». Внешне вроде ничего нет удивительного в этих монастырских правилах, ведь известны и бесспорны церковные истины: «похвала монаху непьющему вина» и «вина не подобает пить монахам».

Но с другой стороны, исторически складывалась ситуация, когда винопитие столь успешно и столь долго внедрялось правительством, и в то же самое время церковная культура подвергалась драконовским реформам, поставившим церковь в услужение сильным мира сего. Чего стоит только замена Патриарха коллегией Святейшего Синода под управлением обер-прокурора! Вековые управленческие изыски не сильно православных царей имели свои печальные последствия, более-менее известные нам под словом «секуляризация». В узком смысле секуляризация земель означала отбирание Екатериной Великой монастырских земель, перевод их в другие формы владения. Но секуляризация имеет и более широкое значение — «обмирщение», или внедрение «мирского» в особую, иноческую жизнь. Обмирщение проявилось наиболее остро именно в излишнем потреблении вина в среде священнослужителей. Когда проблема в России стала масштабной, возник правомерный вопрос: «Что делать?». Решено отправлять таких уличенных в пристрастиях к «питию» монахов в ссылку. По-другому это звучало: «под надзор» или «под началие». Когда же определялось конкретное место ссылки, где поднадзорные могли исправиться, оказалось, что не столь много монастырей, строго запрещающих держать у себя «пияное питие». А в Сарове как раз такой монастырь! Строгая братия, суровый общежительный устав да пустынное место, вдали от всех населенных мест. Лучше для исправления места не придумать. Так Саровский монастырь занял ответственную нишу в монастырских специализациях: исправительно-трудовую. И свою исправительно-трудовую деятельность монастырь исполнял добросовестно и успешно. Практически все ссыльные монахи, живя и с молитвой работая здесь, исправляли свое поведение. Думается, тема эта, затронутая впервые исследованиями Марины Кувановой, ждет своего окончательного освещения.

Другой яркий сюжет связан с торжествами по случаю канонизации о.Серафима летом 1903 года. Дело в том, что еще до празднования в Сарове решено было закрыть все питейные заведения округи. Секретное предписание управляющего акцизными сборами нижегородскому губернатору о «прекращении торговли крепкими напитками, также из буфетов при общественных собраниях… в пределах Нижегородской губернии» дополнено подробным списком «казенных винных лавок в Ардатовском, Арзамасском и Лукояновском уездах», где указаны места 122 таких питейных лавок. Список любопытен очень знакомыми наименованиями: Балыково, Глухово, Елизарьево, Б.Череватово, Князь-Иваново (ныне Маевка), Кременки, Илевский завод, Выкса. Важно, что документы по временному закрытию лавок добросовестно показывают нам картину весьма плотного питейного окружения в нашей местности.

Государственная монополия на винокурение со всей очевидностью высвечивает корни проблем русского пьянства. Хорошая доходность питейной отрасли и сыграла свою роковую роль в многолетнем опаивании целого народа. Когда подсчитали, сколько пьют, ужаснулись.

Подсчитали-ужаснулись

Традиционно сравнивают цифры с образцовым 1913-м: в России приходилось 11,75 л водки на душу населения. А в 1993 году такой подсчет привел к цифрам подушевого потребления в зависимости от регионов: от 50 до 72,5 л.
Что касается нашего города, то, по сведениям саровского подразделения Нижегородстата, в прошлом году алкоголя и пива было приобретено на сумму 44520 тысяч рублей, в позапрошлом — 38948 тысяч. Почувствуйте разницу.
Естественно, ужасающие последствия политики внедрения алкоголя не могли не настораживать. Возник правомерный вопрос: а с какого количества подушевого потребления алкоголя развивается алкогольно-нравственный коллапс в обществе?

На этот вопрос ответил наш современник, профессор кафедры статистики Московского Плехановского Института народного хозяйства Б.И.Искаков: «Потери нравственные начинаются еще с уровня 3-4 л в год. Если же потреблять в год 4-5 л — начинается та цепная реакция, тот демографический коллапс, когда рождается больше ослабленных и больных детей, чем здоровых».

Вы удивитесь, наверное, когда узнаете, что тревогу по поводу будущего страны подняли в 1909 году, когда годовой показатель «пития» достиг уровня 3,6 л на каждого россиянина! Оказалось, к тому времени по всей России били тревогу многочисленные общества трезвости. Поражает рост движения за трезвость — это настоящее, незабюрократизированное, живое движение «в народ» интеллигенции и духовенства. Тогда в С.-Петербурге и собрался Первый Всероссийский съезд по борьбе с пьянством. Съезд постановил необходимость ввести ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ преподавание начал трезвости в младшей и средней школах. Для этого были выпущены учебники.

Опуская содержание учебников трезвости начала ХХ века, приведу лишь единичные примеры противоалкогольных задачек.

1. Наше Отечество истратило в 1910 году на свою защиту от неприятеля 598 млн руб., на внутренний порядок — 160 млн, помощь земледелию — 86 млн, народное образование — 80 млн, на суд — 76 млн. А пропито населением на 78 млн руб.больше всей суммы перечисленных расходов. Сколько всего пропили в 1910г.?

2. Американский рабочий зарабатывает 1370 руб. в год, а пропивает из каждых 10 руб. по 16 коп. Русский рабочий получает 499 руб. в год и пропивает с каждого рубля по 12 коп. Сравните суммы, пропиваемые тем и другим, кто больше и на сколько пропивает? Сравните остаток денег на прожитье у того и другого: у кого остается больше и на сколько?

3. Хозяину на новоселье гости принесли в подарок 1 бутылку коньяку и 2 бутылки сладкого вина. Зная, что яда алкоголя в коньяке содержится 9/15, в сладком вине — 6/40, определите, сколько яда подарили хозяину гости?

Судите сами. Если дети вырастают в обществе, где осуждается неумеренность пития, они никогда, НИКОГДА не будут тиражировать глупый миф: водка — национальный наш напиток. У нас же есть повод и, возможно, даже есть время задуматься, «а как все на самом-то деле было?»

Елена Мавлиханова

Опубликовано на сайте 30 марта 2011

    Обсуждение: 6




Читайте также в рубрике История с Еленой Мавлихановой

Все статьи в рубрике История с Еленой Мавлихановой

Читайте также в номере № 13 от 30 марта 2011

Все статьи в номере № 13 от 30 марта 2011


Комментарии

анонимно  #  02 апр’11, 11:00
Отличная статья. Спасибо, что пишете не штамповочные бредни, а вещи, которые сознательно умалчиваются или перевираются современными властями и обществом.
Можно добавить множество фактов на поднятую, и на сопутствующие темы.
И об алкогольном бунте 1850-х годов, когда народ громил питейные заведения, за то, что соблазняют со всеми вытекающими. (Официально конечно считается, что бунтовали из-за цены на пойло)
И о сухом законе 1914 года (который во многих губерниях ввели еще в 1907 году и без правительственного указа), и что за время действия этого сухого закона (официально до 1924, а в реальности где то и до 1927 гг) родилось целое поколение здоровых мальчишек, которые вскоре вынесли на себе тяготы Второй Мировой (и самое главное — их было МНОГО).
И то, что во время горбачевского сухого закона поднялась рождаемость и упала смертность и т.д.
Да много всего.

Еще раз спасибо.

Роман Герасименко.
Ответить   Правка
Елена Бабинова  #  02 апр’11, 11:34
Рома, тебе впору самому написать материал — как отзыв. я возьму!!!!
Ответить   Правка
zigangir  #  03 апр’11, 07:38
Рома, во время горбачевского сухого закона люди стали пить то, чего не было при царе. Одеколоны, лосьоны, стеклоочистители, политуры, "аптеку". Это была агония СССР. Горбачев — могильщик не только СССР, но советского народа. Ельцин разрешил питие в любом количестве, разжав пружину сухого закона. Россия начала вымирать от "роялей" и наркотиков
Ответить   Правка
Владимир Викторов  #  ^  03 апр’11, 21:01
zigangir, одеколоны начали пить маргиналы, нормальные работяги просто перестали употреблять водку вместо воды. Есть два графика, которые не нуждаются в комментариях и полностью закрывают вопрос:



Ответить   Правка
Владимир Викторов  #  ^  03 апр’11, 21:06
Вот еще один

Ответить   Правка
анонимно  #  03 апр’11, 16:24
zigangir
Все верно, но я говорил о рождаемости и смертности. Рождаемость повысилась а смертность снизилась.
Ответить   Правка

Написать

Если вы зарегистрированы у нас, войдите на сайт.
Если у вас есть аккаунт в одной из социальных сетей, нажмите:
Вконтакте  Facebook  Мой мир mail.ru  Одноклассники
или введите
Ваше имя:

Если вы хотите ответить кому-то, нажмите ссылку "Ответить" под его комментарием. Другие советы