Первая полосаО газете и сайтеРубрикиБизнесБлицБюджетВ прокуратуреВопрос психологуГорода-деревни-мегаполисыГородская дума: Суть событийДайте жалобную книгуДети войныЖильё моёЗаписки отчаянной мамочкиЗнай нашихИспытано на себеИстория с Еленой МавлихановойКолонка юристаКриминфоКрупным планомКультураМалоэтажное строительствоНепреклонные годыО быломОдин день из жизни…Письма-звонки-визитыПривет с большой землиПутешествияРодителиСаров: инструкция по применениюСлово депутатуСлово за словоСпортСпроси священникаТвори доброФемины и политикаФотоконкурсХорошо сказаноЧтивоШколаЭкономика с Дмитрием ФайковымЯзык помощиНомера...архив...26 ноября 2014 (48)03 декабря 2014 (49)10 декабря 2014 (50)Слово — читателюКнига отзывовПоследние обсуждения | Родники наши серебряные. Золотые наши россыпи№ 18 от 04 мая 2011 История с Еленой МавлихановойЕсли верить древней легенде восточных мудрецов, издревле в особых местах, глубоко-глубоко под землей были зарыты некие «духовные» магниты. Они притягивали к себе людей, события, кипение жизни. Эта легенда вспомнилась молодым ученым-археологам из нижегородского «Центр-Регион» Николаю Грибову и Наталье Ивановой. Именно им с 1994 выпала честь копать древние саровские земляные слои. По-научному выражаясь, «открывать в городе полевые сезоны археологических раскопок». Именно в этой земле, говорили они, зарыто нечто притягательное для масштабных событий, судя по трем вроде бы разрозненным во времени историческим сюжетам. Наиболее древний, как раз изучаемый археологами период — история средневекового Старого городища. Второй — монастырская жизнь Саровской обители, начатая 320 лет назад. И третий период новейшей истории, ведущий отсчет с послевоенного апреля 1946 года, с момента решения основать закрытый объект, затем выросший в город, в котором мы с вами и пребываем ныне. Все три страницы истории, хоть и разные по сюжетам и содержанию, несут нечто объединяющее: во все времена в нашем месте пребывания сооружали крепости. Систему обороны, закрытую от врагов и сокрытую от посторонних глаз. Значимость тех трех крепостей определяется небывалыми размерами, масштабностью поставленных задач, причем по сути ничтожно малой о них информацией. Помнится открытие театрального сезона лет пять назад. Время, когда новый театр еще строился, а старый театр встречал посетителей в кругом зале бывшей монастырской трапезной. Вечер романса — концерт московских солистов Большого театра — аншлаг, цветы, аплодисменты. Певцам надо уезжать в этот же вечер, а они — ни в какую: «Не уедем. Быть здесь, в Сарове, и уехать без посещения святых Серафимовых мест? Без купания?! Ну не-ет». А вечер уже глубокий, конец октября… Единственно верное решение пришло — захватив из гостиницы пластмассовые тазы-ведра, препроводить их на Дальнюю пустынку. Благо трасса там освещена фонарями, рассказывать и показывать можно при свете, а внизу из колодца с водой легко зачерпнуть воды и облиться. Сказано-сделано. Едем. Лес, особенно тихий ночью. Прогулка. Беседа. Сосна. Колодец. Концертные бело-черный фрак и люрексовые платьишки смиренно льнут к ржавеньким гвоздям на деревце, где обычно висят самодельные пластиковые черпачки; сияющие даже в полутьме шикарные ботинки и туфли-шпильки терпеливо ждут в саровском песочке, пока их хозяева подставляют себя под потоки водицы. Перед отъездом еще-еще-еще скупнуться, запастись силушкой, тишиной, молитовкой… С тех пор каждый раз, когда бываю там, как будто наяву, нет-нет, да проявится та картинка прошлого — концертный шик на деревце. И еще сиянье счастья, с каким уехали голосистые наши гости, оберегающие обычно свое горлышко от простуд. В отличие от наших сограждан иноземцы с большой осмотрительностью, мягко говоря, подходят к родниковым купаниям. Вспомним прошлогоднее летнее пекло, в разгар которого приезжала в Дивеево пара французов отснять видеоматериал по типу нашего отечественного «Клуба кинопутешественников». Приглашенная Александром Коробко киногруппа погостила в селе Нуча, где начала свой съемочный день и в Дивееве продолжила. В тогдашнюю жару люди льнули к двум родничкам, связанными поверьями с именем м.Александры, основательницы дивеевской общинки. Иверский источник, выкопанный в далеком 18 веке м.Александрой для утоления жажды строителей Казанской церкви, излечивал детей и помогал вызывать дожди в засуху. А рядышком с ним, прямо под горой, наиболее известный ныне источник во имя матушки Александры. Невероятна его история: по давним приметам на могилке м.Александры видели свет и слышали звон, иногда необычное благоухание и даже журчание воды. Стали поговаривать, что источник здесь и начинается, а уж под горкой лишь пробивается из земли. Добавлю, что в наше время вновь освятили родничок вместо того древнего, что оказался в прошлые годы на дне запруды. Так вот те французы вместе с переводчиком проехали и к дальним родникам на северную дивеевскую окраину. Здесь народу много разного — дети, молодежь, бородачи. Без толчеи, тихо, благостно люди в три потока расходятся кто куда по трем источникам, что излечивает каждый по-своему. Один освящен во имя иконы Казанской Божией Матери, другой во имя иконы Божией Матери Умиление, а третий — во имя целителя свщмч. Пантелеимона. Самый «древний» здесь — Казанский источник. Он известен издавна, говорят, пробился во времена Ивана Грозного после явления иконы Божией Матери в Казани в 1579 году. Заново источник прославился в 30-х годах прошлого века, когда из-подо льда здесь явилась чудотворная икона Казанская, сейчас она помещена в Троицкий собор Дивеева, в котором хранится и главная наша святыня — мощи о.Серафима. А роднички «Умиление» и Пантлеимоновский, хоть и бьют совсем рядом, они, можно сказать, более «молодые», обустроены недавно. Те двое французских операторов, целый день по жаре двигая свою длиннофокусную аппаратуру с какими-то микрофонами-прибамбасами, естественно, с ног до головы «в мыле», но окунуться не рискнули ну ни в какую. Может быть, привычны они к африканскому зною? А, может, ни к чему им окунаться с головой в ту культуру, которую можно лишь заснять на видео… Справедливости ради можно вспомнить и близкие нам примеры поведения гостей. Помнится забавный диалог с поляком, который воодушевленно что-то говорил о сильных впечатлениях своей жены от посещения наших мест, долгих четыре года не забываемых ею. Его темпераментная малопонятная речь заканчивалась пугающе-загадочной фразой: «Моя жена побывала здесь в адУ…». Начинаю жестами разбираться: как в аду, не понравилось ей что ли?! В ответ улыбается всей своей круглоликостью, но упорно и вроде бы вопросительно повторяет: «Где жена побыла здесь в адУ?». И руками круголяет по горизонтали. Короче, славянин славянина поймет. Вот и до меня доходит, что вопрос звучит скорее так: «Где она ступала здесь в вОду?». В общем, после Дивеева едем прямиком на Хитрый показать, где же это знаменитое место. Группа наша от Центра международных связей ВНИИЭФ в тот раз была сборной, даже разношерстной: и французы, и финны, и китайцы. При этом перевод шел с русского на английский — думается, для неанглоязычной группы понимание было еще то. По крайней мере, никому из них непонятно было, зачем после золотых дивеевских куполов и благоухающих садов ехать ноябрьским холодком по лесу к озеру, зачем смотреть как, отгоняя первый ледок, люди окунались в воду. Поляк же, удостоверившись в реальности существования места, где жена его ступала «в ваду», вдруг решается на отчаянный шаг. Вбегает в срубик-домушку, раздевается, плещется, одевается. И когда озябшая группа разноязыких гостей дождалась появления порозовевшего и сияющего довольством пана–поляка, то встретила его аплодисментами. Эх, да что нам ноябрь? Знали бы гости заморские, как в трескучий крещенский мороз опускаться в воду, то в несильно холодную осень забыли бы, как аплодировать. С улыбкой вспомнилось, а ведь ни один год не пропустила крещенские скупывания группа активистов-горожан, организованная объединением «Саровская пустынь»! А сколько таких лет уже позади… Зато можно рассказать, что в конце 80-х об этом роднике на Хитром мало кто знал. Он не был обозначен так явно, как сейчас — часовнями, мостами и набережными. Нет, совсем неприметное место. Лесок, песок, травка, тропка и скромный крестик. Сюда приходили пешком издалека, и знаем точно, что постоянно из Мурома сюда ходили! Собственно, источником батюшки Серафима, о чем гласит указатель еще с Цыгановского поворота, он не был изначально. Его источником считался родник на Ближней пустынке (где ныне церковь Сошествия Духа возле Бассейна). Когда-то, еще в 19 веке, по явлению Богородицы о.Серафиму открылась целебность того родника, а икона над ним — Иоанна Богослова. Так что и звался он Богословским, так и старец Серафим его называл. Преподобный стал принимать людей и исцелять их той водой. Конечно, люди и переименовали его в Серафимовский источник. После закрытия монастыря с источником долго боролись богоборцы. При понижении общего уровня воды родник действительно исчез. А в 60-х годах ХХ века возникла легенда, довольно наивная, но с удовольствием выслушиваемая посетителями источника у поселка Хитрый. Солдат стоял на посту, охранял зону близ Сарова. Подходит к нему старичок в белом балахончике. На вопрос караульного: «Старик, что ты тут делаешь?» — тот ударил-де посохом в землю, оттуда и забил родник. Так было решено, что Серафим сам перенес свой источник из Сарова к доступному для всех месту. Еще поговаривали, что для этого даже меняли траекторию колючего периметра. Еще рассказывали, что хотели засыпать этот источник, чтоб люди не ходили здесь толпами. Вроде подогнали трактор, тот заглох. Поехали за деталью к мотору, а трактористу явился старичок и попросил: «Василий, не засыпай мой источник». И уж потом никто не смог Васю уломать засыпать родник. Да и начальнику, что приказывал Васе, не фартило больше в жизни. Точно известно — в 1995 г. русло реки Сатис изменили, чтобы собрать озерцо. Тогда и часовню поставили, обустроили колодец, заасфальтировали подъездную дорогу. С каждым годом все больше желающих припасть к чистой водице, все больше и число исцеленных. Не скажу за всех, скажу за нас — мы едем в крещенские холода за здоровьем, бодростью, благодатью. Искупался — целый год без болезней. Проверено. Так что влечет всех нас к воде в печалях и радостях, в будни и праздники? Воистину наше богатство в земле. Крупнейшее в области Южно-Горьковское месторождение ювенильной воды, питающей родники Ардатовского, Дивеевского и Первомайского районов, и определяет уникальный характер нашей воды. Из низких горизонтов вода подступает к поверхности. Тот слой чистой воды, говорят, соизмерим с объемом озера Байкал. Вода досталась нам в наследство от Днепровского ледника 25-тысячелетней давности. Считается, что особенностью известняково-доломитовых пород, оставшихся от многомиллионного периода существования здесь моря, стала образовавшаяся характерная пористость, воздушность, слоистость. Пористые породы, словно губка, пропитаны водоносными слоями. Нет в них органических загрязнений. Вода слабо минерализирована. Тройной индекс: ноль-вкуса, ноль–цвета, ноль-запаха определяют высокий показатель международного качества. Вода, не имеющая техногенного и антропогенного воздействия, чиста слезой младенца. Тот факт, что в воде не развиваются болезнетворные микроорганизмы, заставил людей долго подозревать высокое содержание ионов серебра, но и их казалось так же, как других микроэлементов, ничтожно мало. Интересно, когда решено было родники на реке Сатис внести в список памятников природы регионального значения (1998), они вошли в перечень именно как «Серебряные ключи Сарова». Уместно вспомнить довольно тихое событие, что прошло за пятилетие до этого решения: источник с под именем Новосерафимовский вновь освящал митрополит Нижегородский и Арзамасский Николай (Кутепов). А сейчас, 13 лет спустя решено даже улицу назвать «Серебряные ключи». Так не торопясь, исподволь, но возвращаемся мы к истокам зримых и незримых (скрытых) родников. Скорее всего, древние мудрецы под некими «духовными» магнитами имели в виду именно это привычное для нас богатство. Вот уж поистине «Родники наши серебряные, золотые наши россыпи»! То, что у воды есть физические свойства, дает возможность изучать ее чисто научными аналитическими методами. Но вода — единственное на земле вещество с аномальными свойствами — привела естествознание к мысли о поисках новых научных представлений о Вселенной, ведь все в Мире устроено с определенной целью, как в едином организме! Так что и нынешние ученые, бодро отвечая на вопросы, КАК все устроено, на вопрос ЗАЧЕМ, вторя Дарвину, отвечают кратко: «А это к батюшке, в соседний храм…». Елена Мавлиханова, фото Анатолия Агапова и Елены Бабиновой Опубликовано на сайте 05 мая 2011 Читайте также в рубрике История с Еленой Мавлихановой
Читайте также в номере № 18 от 04 мая 2011
Нет комментариев Написать |