Убрать
Регистрация
email:

Забыли?
Пароль:

Вконтакте  Facebook  Мой мир mail.ru  Одноклассники
Вход
Сайт газеты Вести города
Подписка на RSS ленту


Первая полосаО газете и сайте

Рубрики

БизнесБлицБюджетВ прокуратуреВопрос психологуГорода-деревни-мегаполисыГородская дума: Суть событийДайте жалобную книгуДети войныЖильё моёЗаписки отчаянной мамочкиЗнай нашихИспытано на себеИстория с Еленой МавлихановойКолонка юристаКриминфоКрупным планомКультураМалоэтажное строительствоНепреклонные годыО быломОдин день из жизни…Письма-звонки-визитыПривет с большой землиПутешествияРодителиСаров: инструкция по применениюСлово депутатуСлово за словоСпортСпроси священникаТвори доброФемины и политикаФотоконкурсХорошо сказаноЧтивоШколаЭкономика с Дмитрием ФайковымЯзык помощи

Номера

...архив...26 ноября 2014 (48)03 декабря 2014 (49)10 декабря 2014 (50)

Слово — читателю

Книга отзывовПоследние обсуждения
 

Проездом через Васюки

№ 29 от 20 июля 2011   Города-деревни-мегаполисы  

Как хорошо, что в России еще остались города, свободные от урбанистических химер. Города, где своими глазами видишь — вот оно, живое, незамутненное, родное! Города, в которых в каждом доме чувствуется любовь к своей малой родине. Об одном из таких — марийском Козьмодемьянске — и пойдет речь.

В любом туристическом справочнике по городам среднего Поволжья вы обязательно прочтете: «Козьмодемьянск — маленький провинциальный город». И это верно. В XVI веке прислал сюда царь Иван Грозный служилых князей да стрельцов. Вместе со здешним народом, горными мари, заложили они острог, и Козьмодемьянск служил военно-административным форпостом на восточном рубеже Московского государства. А название свое он получил оттого, что место для будущего укрепления было выбрано в день, когда православная церковь отмечает память мучеников и бессребренников Космы и Дамиана (в просторечии Козьмы и Демьяна).

Чуть ли не каждое здание в исторической части Козьмодемьянска является памятником архитектуры — официально их больше ста. Стены домов, наличники, фронтоны и крылечки — все украшено знаменитой волжской резьбой — причудливой и неизъяснимо прекрасной.

Сохранилась шатровая Стрелецкая часовня, построенная в 1698 году в память об участии 240 козьмодемьянцев в азовском походе Петра I. В советское время она была переоборудована в керосиновую лавку и потеряла шатер, но недавно была восстановлена. Есть пятиглавая Троицкая церковь (1733), построенная в традициях XVII века и недавно отреставрированная. Cтарообрядцы молятся в своем храме — Преображенской церкви 1821 года. Издалека виден Смоленский собор (1872), построенный после неудачного покушения на Александра II.
Сейчас на 22 тысячи козьмодемьянцев приходится специализированная школа-интернат для одаренных детей, где воспитываются будущие художники и музыканты; гимназия, лицей с углубленным изучением математики и биологии, обыкновенная школа. Есть школы дополнительного образования — искусств, художественная и музыкальная.
Особую гордость составляет Дворец культуры с профессиональным (!) горно-марийским театром, который делает постановки на национальном и русском языках. Молодежи есть куда пойти — в культурно-развлекательный центр «Акпарс». И если кто-то уезжает в большой город, то его все равно тянет обратно, потому что здесь тепло и уютно. Добро тут еще живет.

Отдельно хочется рассказать о культурно-музейном комплексе. И хотя, как и во всех малых городах, муниципалитету содержать его очень трудно, находится он в образцовом состоянии.

Итак, в Козьмодемьянске четыре музея, один краше другого.

В самом центре города, в белоснежном двухэтажном здании расположен художественно-исторический музей им. А.В.Григорьева. Он был открыт в сентябре 1919 года в бывшем дворянском доме. Его основатель — земляк козьмодемьянцев, первый марийский профессиональный художник Александр Владимирович Григорьев. Коллекция музея даст сто очков вперед любому столичному. Судите сами. Скульптура, старинный фарфор, изделия из кости, дерева, металла, подлинники Брюллова, Айвазовского, Маковского, Юона, Поленова, братьев Коровиных, Малевича, Фешина… Откуда такое богатство? Все очень просто. В 1918 году здесь застряла выставка передвижников, которая не дошла до захваченной белочехами Казани. С тех пор фонды постоянно пополняются и сейчас насчитывают около 5,5 тысяч единиц.

Вторая жемчужина — этнографический музей под открытым небом. Когда в 1980 году Чебоксарское водохранилище стали наполнять водой, встала реальная угроза исчезновения шедевров народного деревянного зодчества. И тогда самые искусно выстроенные дома, подсобные помещения и даже красавицу ветряную мельницу перенесли на гору, поставили на высокое место, где будущие экспонаты музея народного быта и стояли до поры до времени, ждали своего часа. А официальное открытие состоялось только в 1983 году, к 400-летнему юбилею Козьмодемьянска.

Это единственный в России музей под открытым небом, посвященный культуре и быту одного малого народа, — горным марийцам. Он замечателен еще и тем, что во все помещения можно войти, все предметы посмотреть, потрогать, а если вам повезет — попасть на демонстрацию работы различного рода крестьянских орудий и даже принять участие в некоторых обрядах. Мне повезло.

Скажите честно, многие из вас видели и слышали настоящие гусли? Тут вы их и увидите, и услышите. Ведь у горных марийцев считается, что каждая девушка обязательно должна уметь на гуслях играть, поэтому так бережно здесь сохраняются древние певческие традиции.

Еще один музей — купеческого быта — расположен в старинном трехэтажном особняке конца XIX века. Непростая судьба у этого здания. Поначалу здесь располагался торговый дом купцов — братьев Губиных. С 1918 по 1970 годы размещался уездный комитет РКП(б), до начала 80-х — комитет ВЛКСМ. Затем в особняке «нарезали» квартиры. В начале 90-х дом расселили, и в 1995 году он был передан под музей мебельного мастерства, а с 2001-го — под музей купеческого быта. Как не залюбоваться богатой ажурной резьбой, которая украшает дом! Все здание покрыто деревянными кружевами, дополняет эту красоту небесно-голубой цвет фасада. Надо отдать должное прежним хозяевам — они не сильно поиздевались над интерьерами. В особняке сохранился изумительный по своей красоте дубовый паркет, узоры которого в разных залах не повторяются, изразцовые печи, лепнина потолков, парадная лестница с точеными балясинами. В комнатах резная мебель, сделанная козьмодемьянскими мастерами, музыкальные инструменты, горки со старинной посудой, напольные и подвесные зеркала, кровати с перинами и подушками. В кабинете хозяина вздрагиваешь от неожиданности — за конторкой сидит… глава семейства, который на поверку оказывается искусно выполненным манекеном. Вот почему в этом доме тебя ни на минуту не покидает ощущение, будто его обитатели скоро вернутся, чтобы вместе с гостями сесть за огромный стол в гостиной с пышущим самоваром, да с ароматными плюшками, да под домашнюю наливочку.

А вот четвертый музей — особый.

Дело было в 1925 году. Плыл на теплоходе «Герцен» корреспондент газеты «Гудок» Илья Ильф, который освещал рекламную кампанию предстоящего крестьянского займа. Заехали в Козьмодемьянск. А потом в «Двенадцати стульях» появились Васюки, уж больно похожие на этот славный провинциальный город (действительно, детали, приведенные в романе, соответствуют историческим знаниям о тогдашнем Козьмодемьянске). Так бы и остались Васюки вымыслом великих юмористов, если бы в 80-х годах прошлого века в Советском Союзе не объявили викторину: какой город считать Васюками? И вся страна решила, что это Козьмодемьянск. Его жители долгое время писали в ответ: «Нет, Боже упаси, какие Васюки?!» А потом подумали: «Ну раз все решили, зачем отказываться от такого брэнда?» И понеслось… Какие Васюки без Остапа Бендера? Вот и решили креативные козьмодемьянцы создать у себя музей Великого Комбинатора, в который можно войти с улыбкой и выйти с еще более широкой улыбкой, да еще поставили памятник двенадцати стульям и стали проводить шахматные турниры и фестивали юмора «Бендериада». Первый состоялся 7 августа 1995 года, открывал его Семен Фарада.

А потом пришла всероссийская известность. В 1999 году на фестивале средств массовой информации «Вся Россия-99» Союз журналистов России в номинации «За журналистскую акцию, получившую большой общественный резонанс» признал лучшей в России редакцию сатирического журнала «Пачемыш-Оса» «За организацию сатирико-юмористического действа в г. Васюки (Козьмодемьянск)». Редакции были вручены диплом и главный приз. А в 2002 году администрация города Козьмодемьянска получила грант в программе-конкурсе Приволжского федерального округа «Культурная столица Поволжья». Программа козьмодемьянцев называлась «Бриллиантовый дым Васюков».

Одна из «Бендериад» вошла в историю тем, что эмблему «Пачемыша-Осы» весьма внушительных размеров, которая была размещена на главной сцене празднества, кто-то из бендерпрохиндеев сумел утащить за спиной О.Бендера на глазах многотысячной толпы гуляющих «васюкинцев» и гостей праздника, и до сих пор пачемышцы не могут отыскать ее след. Поэтому они готовы были на следующей «Бендериаде» дать выкуп в размере десяти бутылок водки тому, кто принесет эмблему. Но этого не произошло. То ли страна у нас непьющая, то ли не пьющая… мало.

В 2004 году в Васюках отгремел десятый фестиваль. Праздновала юбилей вся республика: по дорогам Марий Эл прошел автопробег ретроавтомобилей, проведен шахматный турнир между сильнейшими шахматистами.

Так что «Бендериада» стала уникальным, всенародно любимым действом. И это подтверждается ежегодно в предпоследнюю субботу июля. Кстати, если вы поторопитесь, то можете попасть на 17-й фестиваль, который пройдет 23 июля. Тема нынешней «Бендериады» связана с объявленным в России Годом космонавтики и звучит так: «Расширим границы юмора до масштабов космоса!» На целый день город окажется во власти Великого Комбинатора, с небывалым размахом вновь воцарится всеобщее веселье, горожане и гости будут вовлечены в яркий карнавал, в котором оживут герои легендарного романа. По-прежнему важным событием остается Межпланетный шахматный турнир с участием именитого гроссмейстера. Сохраняется и интрига «Бендериады»: кто станет обладателем настоящих бриллиантов, зашитых в сиденье одного из двенадцати стульев, выставленных на аукцион.

А козьмодемьянцы на этом останавливаться не собираются. Рио-де-Жанейро от Васюков недалеко…

Алла Шадрина, фото автора

Опубликовано на сайте 23 июля 2011

    Прокомментировать




Читайте также в рубрике Города-деревни-мегаполисы

Все статьи в рубрике Города-деревни-мегаполисы

Читайте также в номере № 29 от 20 июля 2011

Все статьи в номере № 29 от 20 июля 2011


Нет комментариев

Написать

Если вы зарегистрированы у нас, войдите на сайт.
Если у вас есть аккаунт в одной из социальных сетей, нажмите:
Вконтакте  Facebook  Мой мир mail.ru  Одноклассники
или введите
Ваше имя: