Первая полосаО газете и сайтеРубрикиБизнесБлицБюджетВ прокуратуреВопрос психологуГорода-деревни-мегаполисыГородская дума: Суть событийДайте жалобную книгуДети войныЖильё моёЗаписки отчаянной мамочкиЗнай нашихИспытано на себеИстория с Еленой МавлихановойКолонка юристаКриминфоКрупным планомКультураМалоэтажное строительствоНепреклонные годыО быломОдин день из жизни…Письма-звонки-визитыПривет с большой землиПутешествияРодителиСаров: инструкция по применениюСлово депутатуСлово за словоСпортСпроси священникаТвори доброФемины и политикаФотоконкурсХорошо сказаноЧтивоШколаЭкономика с Дмитрием ФайковымЯзык помощиНомера...архив...26 ноября 2014 (48)03 декабря 2014 (49)10 декабря 2014 (50)Слово — читателюКнига отзывовПоследние обсуждения | Спроси священника№ 30 от 27 июля 2011 Спроси священникаСегодня в церковных лавках продается много духовной литературы: для новоначальных, для воцерковленных, для философствующих. Но меня лично смущает обилие литературы о житиях современных старцев. В Интернете встречала, что некоторые из книг подвергнуты церковной критике, но все равно они находятся в продаже. Кто и как дает благословение на печать той или иной книги? Как разобраться обычному прихожанину, действительно ли книга душеполезна? Существует ли у РПЦ цензура или некий орган, который отслеживает издание книг? Очень своевременный вопрос. Сейчас церковная иерархия также озабочена этой темой. Еще совсем недавно показателем церковно рекомендованной книги было наличие благословения на ее печать какого-нибудь правящего епископа. Этого было достаточно, т.к. основная масса книг была перепечаткой с дореволюционных, а новые книги были чаще всего в формате брошюры и текст их четко выверен, тематика же была посвящена главным вопросам. В нашей современности при обилии выбора можно вполне нарваться даже в церковных лавках на сомнительную и даже вредную литературу. Под церковной вывеской бывают полуязыческие или богословски-неграмотные тексты даже, казалось бы, в традиционных вопросах, например, «для новоначальных» и т.д. Встречаются также сомнительные книги, выпущенные издателями по благословению умершего архиерея, в том смысле, видимо, что он благословил все, что они напишут. Наконец, действительно бедствием стал выпуск книг о житии и учении старцев и стариц откровенно не полезного и неправославного направления. Печатается духовный опыт, вредный для христианина, соблазнительные вещи и т.д. Надо сказать о том, что даже прославление святого — канонизация — не означает абсолютизацию всего опыта святого, или его сочинений, или устного наследия. Не весь опыт даже прославленного Церковью святого одинаково полезен. С древних времен существовала ситуация, когда сочинения человека хоть и праведного, были запрещены. Или наоборот, было так, что признавались православными, т.е. правильными в учительном смысле, сочинения человека, ушедшего впоследствии в раскол. Церковь в своем внутреннем устроении святая и непогрешимая при соборном начале принимает или не принимает полезный в духовном смысле опыт. Книга — это глашатай широкого читателя, в духовном смысле в ней все должно быть взвешенно, ведь то, что для одного полезно, может повредить другому. Насколько мне известно, в Русской церкви формируется цензурный орган, читающий христианскую литературу и отбирающий достойную для реализации в церковных лавках. Тогда продажа при храмах будет означать одобрение всей Церкви. А пока надо советоваться о полезности прочтения той или иной литературы со священником. Я хочу поговорить о традициях. На телеканале «Планета» показывают племена, которые сохраняют свои традиции веками: они делают одно и то же каждый день на протяжении многих лет и не собираются подстраиваться под атомный век. Жизнь вне цивилизации их не смущает. И взять наше современное общество, где традиции не живут дольше «суток». Даже праздники умирают вместе с их героями (взять хотя бы предыдущий День Победы в честь победы над Наполеоном). Я спрашиваю у вас, как у представителя самой традиционной структуры общества — Церкви, зачем нужны традиции современному обществу? Ведь даже Церковь выглядит весьма оторванной от современности, сохраняя тысячелетний уклад. Да, вы правы, Церковь не может свои традиции подстраивать под современность. Однако не в традициях и их древности, или продолжительности, или в массовости самое главное. Существуют обычаи и традиции гораздо более древние, чем христианство. Более того, хочется еще и еще сказать о досадном заблуждении современных людей, видящих в Церкви главным образом традицию. «По древней традиции» мы крестим детей, ставим свечи и т.д. Традиция, с одной стороны, полезна, когда закрепляет опыт, воспитывает, дает возможность пережить потомкам полезный опыт, память о святом, о жертве, о воинской доблести и славе. В этом смысле, собственно, и действует в христианстве традиция, обычай. Точно так же, как и в науке, достигнутые результаты передаются как что-то незыблемое. Аксиома не требует доказательства, поэтому на фундаменте достигнутого, по доверию к прежним результатам, происходит продвижение науки. Однако точно так же эффективно традиция может умертвить любой процесс, если синонимом понятия «традиция» станет «привычка». В этом случае носители, защитники традиции рискуют потерять дух, направление, живость традиции. Тогда все пропало. Если нет переживания, нет поиска — традиция мертва, в ней нет воспитательного значения. Вот взять, например, традицию возложения венков к мемориалу Вечный огонь молодоженами. Умные, романтические, красивые, как трогательно, волнительно и серьезно, наверное, они относятся к своим чувствам, друг к другу. Но к памятнику подносят цветы, не становясь серьезнее, благоговейнее и благодарнее. Когда не остается смысла в традиции, она, пожалуй, и прекращает свое существование. В Церкви традиция живет и изменяется, насколько я замечаю, потому что в некоторых людях не остывает христианский дух, другие пытаются быть ближе к этим богоносным людям, усвоить их опыт. Это и есть положительная традиция. А если слепо копировать действия святых (например, строгий пост), получится даже вред. На мой взгляд, Церковь традиционна из нескольких соображений. Путь покаяния, духовного возрастания и аскезы, ввиду неизменности устроения, в принципе неизменяем, а также важны для духовно внимательного человека постепенность и осторожность. Как сказал один мудрец: «Интеллигентный человек должен на шаг отставать от моды». Возвращаясь к теме древних племен, рискну предположить, что для них, возможно, и стоит задача оставаться верными укладу предков. Христианская Церковь не идет в ногу с модой и с веяниями времени, но призывать к Богу ей надо современных людей. Опубликовано на сайте 28 июля 2011 Читайте также в рубрике Спроси священника
Читайте также в номере № 30 от 27 июля 2011
Комментарии
НаписатьЕсли вы хотите ответить кому-то, нажмите ссылку "Ответить" под его комментарием. Другие советы |