Убрать
Регистрация
email:

Забыли?
Пароль:

Вконтакте  Facebook  Мой мир mail.ru  Одноклассники
Вход
Сайт газеты Вести города
Подписка на RSS ленту


Первая полосаО газете и сайте

Рубрики

БизнесБлицБюджетВ прокуратуреВопрос психологуГорода-деревни-мегаполисыГородская дума: Суть событийДайте жалобную книгуДети войныЖильё моёЗаписки отчаянной мамочкиЗнай нашихИспытано на себеИстория с Еленой МавлихановойКолонка юристаКриминфоКрупным планомКультураМалоэтажное строительствоНепреклонные годыО быломОдин день из жизни…Письма-звонки-визитыПривет с большой землиПутешествияРодителиСаров: инструкция по применениюСлово депутатуСлово за словоСпортСпроси священникаТвори доброФемины и политикаФотоконкурсХорошо сказаноЧтивоШколаЭкономика с Дмитрием ФайковымЯзык помощи

Номера

...архив...26 ноября 2014 (48)03 декабря 2014 (49)10 декабря 2014 (50)

Слово — читателю

Книга отзывовПоследние обсуждения
 

Серафим летний

№ 30 от 27 июля 2011   История с Еленой Мавлихановой  

Издавна наши бабушки-молитвенницы называли так день рождения Серафима Саровского. Празднуется 1 августа по новому стилю и 19 июля по старому.

С того самого дня появления на свет курского мальчика Прохора, ставшего простым саровским монахом Серафимом и позже прославленного на весь мир святого, прошло более двух с половиной веков. И за это время на дни Серафима летнего выпадали разные события. Из XXI века мы имеем возможность, пролистав «внешние» страницы нашей истории, призадуматься и о «внутренних» движущих силах и, может быть, даже о своем пути спасения в непростых российских реалиях. Судите сами.

Век XVIII

Годом появления на свет Серафима Саровского ныне принято считать 1754-й, хотя есть и другие версии: 1758, 1759, 1760… Думается, не столь важно озвучить возраст Святого числом в 251 или 257 лет. Главное, в хорошей семье Мошниных — владетелей кирпичных заводов Курска — родился Прохор, третий уже ребенок, одаренный и чуткий к окружающим.

Лето 1778 года стало для Прохора последним в «миру», когда свой день рождения молодой человек мог отметить в кругу своей семьи. Исполнилось ему двадцать или двадцать четыре года, и он отправляется из Курска в Саров. И там, в строгом монашеском окружении Саровской пустыни, он деятельно ожидал другой важной для себя даты. 13 августа 1786-го Прохор принимает постриг с именем Серафим. Новое рождение — новое имя.

Век XIX

Интересно, что именно 19 июля 1827 года в Дивееве собрана мельница. Стараниями о.Серафима заранее выкуплен «саровский» лес, перевезен аккуратно к месту начала будущей святой дивеевской Канавки, где и собран в ветряную мельницу. И следующим днем начинает свою работу ветряная мельница. Называли ее «мельницей-питательницей», ведь для Девичьей общинки, выделившейся из Казанской дивеевской общины в самостоятельную и независимую единицу, серафимова мельница стала возможностью жить безбедно, зарабатывая трудом, а не подаяниями.

Эти годы, заметим, для о.Серафима отмечены выходом из затвора-молчания и очень активной помощью всем приходящим к нему людям. Известны подробности первого исцеления о.Серафимом Саровским больного собеседника (1823). Отставной военный, помещик нижегородского села Нуча Михаил Васильевич Мантуров заболел так тяжело, что даже лучшие доктора не могли облегчить его страдания. Когда болезнь ног приняла такие размеры, что у 33-летнего Михаила стали выпадать части костей из ран, он решается поехать к отцу Серафиму в монастырь. С большими трудностями слуги привезли его в Саров, ввели в келью старца. Тот с живейшим участием трижды спросил гостя, верует ли он в Бога, и трижды получил горячее уверение в совершенной, пламенной вере. На это Батюшка удалился помолиться, и когда вернулся с освященным маслом, произнес: «По вере твоей в Господа и благодати Его первого тебя врачую!». Помазав больному ноги и надев чулки посконного сукна, Серафим насыпал ему в фалды сюртука много сухарей и внезапно приказал вынести их в монастырь. Надо столько же проболеть, чтобы почувствовать всю меру недоумения: КАК ВЫЙТИ?! Не помня себя от изумления, Михаил смело встал на крепнущих ногах… и тут же стал благодарить Старца, а тот строго отчитал гостя, мол, «не Серафимово дело мертвить и живить? Единый Господь волю болящих и молитву их слушает,Его и благодари…». Впоследствии губернский секретарь М.В.Мантуров стал благодетелем Дивеевской обители, помогая о.Серафиму в деле окормления Девичьей общинки. Так случилось, что своего духовного отца Серафима Мишенька Мантуров пережил на четверть века, приняв праведную кончину в 1858-м, 20 июня, почти в день рождения Серафима.

Век ХХ

1903 остался в истории России годом всеобщего благоденствия и единения благодаря Саровским торжествам прославления о.Серафима Саровского 17-20 июля. Семья Николая II участвуя в прославлении, три дня живет в Сарове, в течение 5 часов погостила в Дивеевском женском монастыре. В Сарове освящена первая в России церковь во имя Прп.Серафима Саровского.

Спустя 15 лет, в 1918 году в эти же дни совершается злодейская казнь царской семьи. С годами боль и недоумение той трагедии не утихает, и молитвы верующих возносятся за царственных мучеников и страстотерпцев в эти же летние дни.

Второе обретение мощей Серафима Саровского пришлось на 1 августа 1991 года. Торжества начались 21 июля объявлением в печати о решении Священного Синода об официальном открытии Серафимо-Дивеевского монастыря. А в те же дни после Божественной литургии в московском Богоявленском соборе, которую провёл патриарх Московский и всея Руси Алексий 2, мощи преп. Серафима Саровского крестным ходом на руках верующих направились в Дивеево. Патриарх Московский и Всея Руси Алексий отслужил торжественный молебен в Дивеевском женском монастыре по случаю второго обретения мощей преп.Серафима Саровского, найденных еще зимой в Музее атеизма и религии г.С-Петербурга.

У многих в памяти остались те дни полноводных людских движений в Дивееве и Сарове. Конечно, в Сарове не объявляли (и не могли объявить) об открытии, т.е. возобновлении монастыря, как в Дивееве. Это произойдет позже –в июле 2006 года. А 1991-й останется навечно в истории города ПЕРВЫМ посещением г.Арзамас-16 (Саров) Святейшим Патриархом.

Гости посетили Ближнюю и Дальнюю пустынки Серафима и место его моления на камне, отслужили молебен с освящением постамента памятника преп. Серафиму Саровскому. Памятник работы московского скульптора В.М.Клыкова установлен этим же вечером. Сейчас, кроме скульптуры Старца, изготовленной руками талантливого зодчего Вячеслава Клыкова, можно видеть и каменную сень для молитв (июль 2000), и деревянную избу (июль 2004)-прототип избушки Серафима во времена его служения лесником на этом месте. Сейчас нам трудно представить, что недавно здесь не было ни единого следочка (!) от присутствия Преподобного.

Само собой, никаких торжественных молебнов в 1991 году могло бы и не произойти на пустом и забытом месте. «На пустом месте» — сильно сказано. Нет, вспомним, как еще в 50-70-е годы наши бабушки, тихие и великие этим молитвеницы, «держали нити» памяти о всех . Именно они знали потаенные к тому времени святые места о.Серафима. Именно они, отправляясь на молебен в день «летнего» Серафима в ситцевых белых платочках, становились легкой добычей комсомольцев, дежуривших по поручению властей и милиции. Комсомольцы разгоняли молитвениц, те кротко возвращались чуть погодя на прежние места. Молодежь, получая дополнительный день к отпуску и три рубля премиальных, получали в придачу и неоценимое: знание точного места в лесу, где жил и молился о.Серафим. Это знание очень пригодится 90-му году.

За этим знанием стали охотиться историки–любители Исторического объединения «Саровская пустынь». И очень своевременно, как оказалось, ко второму обретению мощей Серафима Саровского в июле 1991 г. эти забытые места были выявлены и благоустроены. Деревянной сенью обозначен родник на Дальней пустынке, найден аналогичный подлинному серафимовскому камень и доставлен на место 1000-нощного молитвенного подвига о.Серафима, оборудована над ним сень. Обустроены чистые родниковые ключи на р.Сатис. Выставочный зал г.Арзамаса принял первую выставку по материалам музея «Саровская пустынь» с говорящим названием «Тайна Саровского монастыря». А ведь тогда еще не все историческое можно было показывать у нас в городе.

Так начались грандиозные преобразования и, главное — трансформация осознания горожан, — в каком же месте уготовано нам жить и работать. Думается, полноценное осознание значимости монастырского вклада в российскую сокровищницу придет со временем, не сразу. Следуя словам о.Серафима: «Все делай потихоньку, полегоньку и не вдруг. Добродетель не груша, ее вдруг не съешь».

Бесценной наградой за свой бескорыстный труд молодые энтузиасты «Саровской пустыни» получили 22 июля 1992-го, открыв входы в пещеры Саровского монастыря. С 1993 года начинаются и идут по нарастающей архивные поиски сотрудниками музея «Саровская пустынь», возникает экскурсионное и издательское направления, востребованные до сих пор и горожанами, и гостями. Археологический «бум» в Сарове тоже отсчитывает свое начало с 20 июля 1993-го, с момента подписания администрацией города договора с кооперативом Археологическая служба «Центр Регион НН» на проведение археологической разведки на территории города. В 1995 году в день рождения о.Серафима в царских вратах Саровской колокольни по инициативе краеведов «Саровская пустынь» открыта, изготовленная на заводе № 1 ВНИИЭФ, мемориальная доска в память основателя и первоначальника Саровского монастыря иеросхимонаха Иоанна. Через год, в 1996 году в память о.Серафима впервые состоялся многолюдный крестный ход Саров — Дивеево, с тех пор возникла устойчивая традиция крестных ходов.

Век ХXI

С 2000 года с приездом Патриарха в г.Саров заложен первый камень в основание церкви во имя священномученика Пантелеимона в больничном городке, главным ктитором (строитель) которой стал Владимир Карюк. Закончена церковь в 2004 году и стала одной из самых красивых, и главное, необходимых и дорогих сердцу мест.

Средоточием Серафимовой памяти стало лето 2003 года. Торжества 100-летия прославления cтарца Серафима объединили всех людей: народ и власти, церковь и государство, режимный город и мир. Визиты в г.Саров не только Патриарха и членов Св.Синода, но и правительственных структур во главе с президентом РФ В.В.Путиным. Разрешено 200 иногородним паломникам, в основном из г.Курска, беспрепятственно войти в город для участия в торжественном молебне. На Соборной площади установлена временная звонница для колокола весом 4,5 т, подаренного президентом РФ Путиным, и семи малых колоколов, подаренных членами семьи Кириенко, и все колокольчики их именные: Любовь, Фаина, Сергей…

Патриарх Алексий совершает чин великого освящения храма во имя преп. Серафима Саровского (перестроенного к тому времени из Драматического театра) и служит Божественную литургию в нем.

2006 год пришелся на юбилей — 300-летие Саровского монастыря. К празднованию приурочено освящение восстановленного храма во имя Иоанна Предтечи. Председатель Синодальной комиссии по делам монастырей РПЦ архиепископ Орехово-Зуевский Фролов произнес примечательные, глубокие слова: «Мы отмечаем 300-летие Саровской пустыни, но говорить о том, что возрождена духовность, пока еще не приходится. Сейчас в монастыре уже есть несколько монахов. Мы начинаем там возрождать стены, но это не самое главное. Главное — это труд сохранения любви».

Труд сохранения любви. Это потруднее многих внешних усилий и каменных построений. Труд, посильный лишь «горящим светильникам». Образом такой живой, трепетной, деятельной любви явился пламенный Серафим, огнем своей радости и любви освещая и нам путь спасения.

Елена Мавлиханова, фото из архива общественной организации «Саровская пустынь»

Опубликовано на сайте 28 июля 2011

    Прокомментировать




Читайте также в рубрике История с Еленой Мавлихановой

Все статьи в рубрике История с Еленой Мавлихановой

Читайте также в номере № 30 от 27 июля 2011

Все статьи в номере № 30 от 27 июля 2011


Нет комментариев

Написать

Если вы зарегистрированы у нас, войдите на сайт.
Если у вас есть аккаунт в одной из социальных сетей, нажмите:
Вконтакте  Facebook  Мой мир mail.ru  Одноклассники
или введите
Ваше имя: