Убрать
Регистрация
email:

Забыли?
Пароль:

Вконтакте  Facebook  Мой мир mail.ru  Одноклассники
Вход
Сайт газеты Вести города
Подписка на RSS ленту


Первая полосаО газете и сайте

Рубрики

БизнесБлицБюджетВ прокуратуреВопрос психологуГорода-деревни-мегаполисыГородская дума: Суть событийДайте жалобную книгуДети войныЖильё моёЗаписки отчаянной мамочкиЗнай нашихИспытано на себеИстория с Еленой МавлихановойКолонка юристаКриминфоКрупным планомКультураМалоэтажное строительствоНепреклонные годыО быломОдин день из жизни…Письма-звонки-визитыПривет с большой землиПутешествияРодителиСаров: инструкция по применениюСлово депутатуСлово за словоСпортСпроси священникаТвори доброФемины и политикаФотоконкурсХорошо сказаноЧтивоШколаЭкономика с Дмитрием ФайковымЯзык помощи

Номера

...архив...26 ноября 2014 (48)03 декабря 2014 (49)10 декабря 2014 (50)

Слово — читателю

Книга отзывовПоследние обсуждения
 

В гости к Вышенскому Затворнику

№ 35 от 31 августа 2011   История с Еленой Мавлихановой  

У многих саровчан прямо-таки «в крови» туристические традиции. Любим мы ходить в походы. С весны начинается движение по стране пеших, автомобильных, легкоатлетических, велосипедных, водных тургрупп. Наших туристов сразу отличишь в толпе по блаженно-счастливым улыбкам на загорелых сияющих лицах. Счастье. Радость. Полнота бытия. Незабываемые дни.

Пару лет назад в конце июля по сарафанной почте был объявлен байдарочный поход по рекам Выше и Цне. Маршрут своеобразный, нетипичный. Прямо сказать, «неисхоженный» водный маршрут. Рязанская глубинка хоть и по соседству от наших мест, но есть опасения нарваться на приключения, точнее, на мели и пороги. Поговаривали и об отсутствии удобных береговых стоянок.

Привлекала в том походе конечная цель: Вышенский монастырь — старина, семнадцатый век, и стоит в дивном месте слияния Выши и Цны. Известно, что архитектурно он сродни Саровскому. Помня святоотеческое выражение, что «бездельно путешествующий всуе трудится», запасаемся литературой — в основном про жизнь Феофана Вышенского. Будучи владыкой Тамбовской епархии в XIX веке, он оказался тесно связан с Саровским монастырем и Дивеевской общиной. Но местом своего затвора в конце жизни Феофан выбрал с.Эммануиловку вблизи монастыря. «Вышу можно променять только на Царство Небесное», — писал в своих письмах святитель. Что добавило нам решимости идти по неизвестной реке на веслах целых девять дней до столь значимого места…

Одиннадцать добровольцев, малознакомые друг с другом люди, кроме командира Ольги Урбанович только два ее помощника опытные туристы: Ольга Потевская (врач) и Стас Наумов (зам по тылу). Остальные — чайники (или почти), т.е. перворазники. И полгруппы — студенты, молодежь. Что ж, цель ясна — с пользой отмерить нам 170 км соседней Рязанской области, вперед!
Шацкий район расположен на востоке южной природно-экономической зоны Рязанской области, площадь — 2409 кв. км, население — 38,6 тыс. человек. Шацкий край находился на юго-восточной границе рязанских земель и Русского государства. Поэтому с XIV в. здесь существовали оборонительные сооружения, которые послужили основой для строительства в XVI-XVII вв. знаменитой Шацкой засечной черты, входившей в свою очередь в Большую засечную черту. Так называлась система военно-инженерных оборонительных от набегов крымских татар и ногайцев сооружений, куда, к слову, входили и близкие нам города-крепости: Муром, Кадом, Касимов, Краснослободск, Темников. Водные ресурсы определяют реки — Цна, Шача, Кермись, Выша, Аза, Известь. Имеются два водохранилища — Борковское (р. Цна) и Затонское (р. Выша).
Едем за туманом

Мелодия привычно закручивается в голове сразу же после погрузки вещмешков в газельку. Позади сомнения, хлопоты и сборы. Стелется знакомая поначалу дорога. В необъятных просторах нашей родины проплывают знаки «Город Темников — старейший город Мордовии», «Торбеево». Мордовия с Пензенской областью граничит разбитой дорогой. В Рязанщине тоже яма на канаве. Водитель плутанул, но к расчетному времени выгрузил нас у моста через реку Выша. «Стапель» называется. Удобное для схода место, тенистое под мостом. Собираем пять байдарок: четыре «двойки», одну «тройку». Жара. Взамен кострового обеда — легкий перекус. Дежурные колдуют у пенки-самобранки.

Мост был на ремонте. Мы это поняли, когда сверху грохнул отбойный молоток, в аккурат в торжественный момент общего сбора и фразы: «Приятного всем аппетита! Давайте знакомиться!» Ржание наше, как в немом кино, потонуло в тарахтении. И наша группка вмиг сроднилась, хоть ни имен, ни шуток не услышала. Под молот и бетонную пыль плюхнулись на реку, ускоренно чавкая веслами, и только за поворотом стих металлический лязг, мерно уползая вслед последнему умному слову в голове: ци-ви-ли-за-ци-я.

Мысли не нужны. Они выравниваются, очищаются, текут медленно, подобно травянистым водорослям. Тишина оглушает. Но вот ухо начинает различать ритмы плеска весла в речной струе, стрекот кузнечиков в траве, свист пташек в легком дуновении, шелест беззвучных стрекоз по листьям кувшинок. Самый же непередаваемо мощный звук прислышался от стаи рыб, проплывшей под лодкой столь слаженно, что казалось, будто это китовая спина провибрировала под полотняным днищем нашей посудины. Если рыбы безмолвные могут звучать так явственно, — подумалось, — вот уж поистине «всякое дыхание да хвалит Творца!» И наше первоначальное онемение от красот исторглось… песнями, да не простыми. Владислав Ужегов запел романсы и оперные арии таким бархатным голосом, что казалось — да, есть в мире абсолютная гармония.

«Статистика мертва, мой друг»

«А древо жизни вечно зеленеет», — вспомнились строки мудреца, когда на стоянках мы читали данные о почвах и лесах, промышленности и сельском хозяйстве, природных и водных ресурсах той местности, где шли, на своей шкуре испытывая эти ресурсы: и дождь, и солнце, и ветра. Наверное, поэтому особо вчитывалась в жизнеописание Феофана, Затворника Вышенского. Жизнь святого была яркой, насыщенной, полной драматических поворотов.

Родился он 23 января 1815 г. в семье священника Василия Говорова, в селе Чернавское Орловской губернии. Его нарекли Георгием. Учение давалось легко: он успешно учился в Ливенском духовном училище, затем в Орловской семинарии и, наконец, в Киевской духовной академии. В Киеве 26-летний юноша принял монашеский постриг с именем Феофан (что значит «Богом явленный»), в том же 1841 году рукоположен в иеродиакона и иеромонаха. Феофан служил инспектором в нескольких духовных учебных заведениях, ректором Санкт-Петербургской духовной академии. В поездках по Палестине в составе русской духовной миссии и по Константинополю в качестве настоятеля посольской церкви иеромонах Феофан основательно изучает аскетические творения Отцов Церкви. Так путешествия по Востоку стали вратами и для его собственного монашеского делания, и для наставления всех стремящихся к духовной жизни.

1 июня 1859 г.– важная дата в жизни Феофана. Его нарекли епископом Тамбовской епархии. Первое, с чего начал Преосвященный Феофан на новом поприще, — открыл воскресные школы для детей и взрослых. По его ходатайству с 1 июля 1861 г. при Тамбовской духовной семинарии стали издаваться «Тамбовские епархиальные ведомости» с несколькими статьями самого епископа в каждом выпуске. Это периодическое издание до сих пор считается ценнейшим историческим источником.

Всего четыре года довелось Тамбовской земле находиться под духовным окормлением святителя Феофана, но время это стало спасительным для становления Дивеевской общинки, что как раз в те годы испытывала тяжелые времена. Дело в том, что после кончины преп. Серафима Саровского властями решено было объединить некогда окормляемую им малую (девичью) Мельничную общинку с Казанской Дивеевской общиной. Поскольку духовного учителя не было, две общинки по-разному понимали заветы саровских старцев, то в делах объединенных общинок возникло расстройство. Оно осталось в истории как скандальное возмущение сестер в новоутвержденной общине, длились беспорядки около 20 лет и достигли апогея, когда дивеевская блаженная Пелагея Ивановна разбушевалась до такой степени, что оскорбила преосвященного Нектария замахом по лицу. Секретным указом Св.Синода в июне 1861 года создана была для строжайшего расследования этого скандального дела комиссия, проработавшая в течение 3-х месяцев. Временно же Дивеевская обитель передана была в подчинение епископу Тамбовскому Феофану (напомню, что Саровская обитель, в отличие от нижегородской Дивеевской, числилась тогда в подчинении Тамбовской епархии). Заботливый пастырь все свои усилия направил на прекращение волнения и восстановление порядка в Дивеевской обители. И закончилось все чинно-мирно. Общине придали статус Серафимо-Дивеевского монастыря с 1861 года, а через год из Дивеева вышли несколько сестер, основавших еще одну славную трудами и молитвами обитель — Серафимо-Понетаевскую.

Известно доподлинно, как Феофан уважительно относился к дивеевской игумении Марии (Ушаковой). Ей Феофан подарил написанную собственноручно икону свт.Николая Чудотворца. Также уже после кончины Феофана Затворника в Вышенской его келье с.Эммануиловка среди многих написанных им картин и икон обнаружен и «портрет Саровского старца Серафима». Несомненно, что святитель очень проникновенно знал саровские традиции, что подтверждается его перепиской с указанием точного исполнения «Поклонного правила» в Сарове. Думается, отеческая забота Феофана о своих монастырях потребовала от него много сил. И когда в 1863 г. епископ получил известие о перемещении на древнюю Владимирскую кафедру, то уже через три года, в 1866 г., находясь, казалось бы, на самом взлете практической деятельности, 48-летний епископ Феофан подал прошение об увольнении его на покой с правом пребывания в Вышенской пустыни Тамбовской епархии. Собственно, после чего его и стали называть Феофан, Затворник Вышенский.
Из дневника Командира: «В 15-00 стартовали у моста через реку Выша в районе поселка Десятый Октябрь. Ширина реки здесь — около 20 м, течение слабое, постепенно убыстряется, берега заросшие, иногда приходилось идти по водорослевым плывунам и под ветками нависающих деревьев».
Проходя пос.Десятый Октябрь, мы едва-едва увидели пару-тройку крайних домов этого поселка. Все девять дней пути почти все деревеньки укрывались от взоров, да и встречи с людьми были редкостью. На их удивленный вопрос, откуда, мол, мы взялись, бесхитростно отвечали: «С Десятого Октября!» Отвечали до тех пор, пока смешливая молодежь не подначила нас: «Че, так всю зиму и идете?!»

«Земетчено, Земетчино — на карте не замечено»

Народные перепевы о родных местах довольно точны. По крайней мере, для нас остался незаметным ни пос.Земетчино, ни соседние деревеньки. То густой лиственный лес, то монотонная безлесость сопровождали нас.

Командир Ольга планировала не мчаться вперед «на всех парусах», а сходить на берег в населенных пунктах и расспрашивать местных об истории их мест. Первая же д.Выша на высоком берегу, мы рьяно ищем местных. Уж очень интересно, почему два населенных пункта под названием Выша (в начале и конце нашего маршрута), да еще на реке Выша. Нашли знатока-старожила, словоохотливого пенсионера Николая, в прошлом заведующего почтовым отделением в этой самой Выше. Он рассказал, что та, другая Выша, что ниже по течению Выши (тьфу-тьфу, как бы не запутаться), — железнодорожный узел. А здесь — когда-то крупное село под прежним названием Пристань, поскольку река была судоходная и доходная. Когда роль торгово-перевалочного пункта перестала быть главной, древнее село с необыкновенной красивой церковью стало захиревать. Ну а в советские времена сначала из церкви сделали школу для детей, потом клуб для молодежи… В общем, сейчас та церковь лишь на карте обозначена. Мы скорбно стояли у фундамента под рассказы-сетования, как здесь было красиво — никто не мог пройти мимо села…
Из дневника Командира: «План: в поселке Выша встать на правом берегу рядом с Вышинским монастырем. Осмотреть Успенский храм, по преданию, построенный по подобию Саровского Успенского храма. Монастырь восстанавливается, паломников принимают. Группу разделить на две части для пеших осмотров: деревни Эммануиловка — места затвора Феофана Вышенского с купальней возле его кельи, и усадьбы Нарышкиных на Быковой горе, где гостевали великие князья Сергей Александрович (Романов) с Елисаветой Федоровной».
Предчувствия чудесного не обманули нас.

Елена Мавлиханова, фото автора[скрытый текст]

Опубликовано на сайте 02 сентября 2011

    Прокомментировать




Читайте также в рубрике История с Еленой Мавлихановой

Все статьи в рубрике История с Еленой Мавлихановой

Читайте также в номере № 35 от 31 августа 2011

Все статьи в номере № 35 от 31 августа 2011


Нет комментариев

Написать

Если вы зарегистрированы у нас, войдите на сайт.
Если у вас есть аккаунт в одной из социальных сетей, нажмите:
Вконтакте  Facebook  Мой мир mail.ru  Одноклассники
или введите
Ваше имя: