Убрать
Регистрация
email:

Забыли?
Пароль:

Вконтакте  Facebook  Мой мир mail.ru  Одноклассники
Вход
Сайт газеты Вести города
Подписка на RSS ленту


Первая полосаО газете и сайте

Рубрики

БизнесБлицБюджетВ прокуратуреВопрос психологуГорода-деревни-мегаполисыГородская дума: Суть событийДайте жалобную книгуДети войныЖильё моёЗаписки отчаянной мамочкиЗнай нашихИспытано на себеИстория с Еленой МавлихановойКолонка юристаКриминфоКрупным планомКультураМалоэтажное строительствоНепреклонные годыО быломОдин день из жизни…Письма-звонки-визитыПривет с большой землиПутешествияРодителиСаров: инструкция по применениюСлово депутатуСлово за словоСпортСпроси священникаТвори доброФемины и политикаФотоконкурсХорошо сказаноЧтивоШколаЭкономика с Дмитрием ФайковымЯзык помощи

Номера

...архив...26 ноября 2014 (48)03 декабря 2014 (49)10 декабря 2014 (50)

Слово — читателю

Книга отзывовПоследние обсуждения
 

На встречу к Феофану Затворнику Вышенскому

№ 39 от 28 сентября 2011   История с Еленой Мавлихановой  

В дивном месте слияния рек Выши и Цны стоит монастырь. Основан он в 1625 году по грамоте инокини Марфы, матери царя Михаила — первого из Романовых. Вышенский Успенский мужской монастырь два с половиной века был и малочислен, и беден.

Возрождение началось в XIX веке с переводом монастыря в Тамбовскую епархию под управление епископа Феофана. Владыка мудро опекал все тамбовские монастыри, деятельно помогал и Саровской обители, и Дивеевской общине, которую даже пришлось начальству вывести на время из Нижегородского управления в Тамбовское. Земной свой путь уроженец орловщины Феофан мечтал закончить в своей Тамбовской епархии, а именно, вблизи Вышенского монастыря. Строки из писем святителя Феофана звучат вполне исповедально: «Вы меня называете счастливым. Я и чувствую себя таковым. И Выши своей не променяю не только на Санкт-Петербургскую митрополию, но и на патриаршество…» И наиболее часто упоминаемое из его высказываний: «Вышу можно променять только на Царство Небесное».

А кто же откажется увидеть сравнимое с Царством Небесным место? Вот и наша байдарочная команда откликнулась единодушно на задумку командира Ольги Урбанович пройти по двум «малохоженым» рязанским рекам: Выше и Цне. (см. №35 «Вести города»)

«Хочу в Крым, хочу в Москву-реку!»
Из дневника Командира: «До деревни Крым берега по-прежнему высокие, заросшие травой, выход на берег затруднен, пляжи встречаются не часто. Несколько удобных выходов используют для водопоя скота. Дважды за день пришлось проходить на байдарках прямо через стадо, стоящее в воде… Деревня заброшена, с реки видно только крышу дома».
Деревни Крым, Васькин Бор, Москва-река — с воды нам не видны. По репликам встреченных понимаем — там никто почти уже не живет.

Кудеярова гора неожиданно выскочила на нас геологической складкой, заросшей сказочно высоким, непроходимо-дремучим лесом. Перед ним полуостров приманил нас удобной стоянкой, где-то здесь должно быть отмеченное на карте древнее городище. Вечером поискали в округе, но нашли только полудикие яблони, следы раскопов. Непонятно чьих, «черных» ли копателей или официальных.

Интереснейшее место у реки Кермись. Вода в этом узеньком левом притоке холоднее, чем в самой Выше. Забавно принять контрастное купание. У деревни Бабакино на понтонном мосту пришлось обносить лодки посуху почти 200 м. Остановка: смотрим местную достопримечательность — дуб в семь обхватов. Запомнился он спокойствием вечного мудреца да тропкой к нему крапивной. Сфотографировались у дуба и попрыгали по лодкам. Мы собранны как никогда. Ведь впереди самое большое наше опасение — плотина с пугающим названием «Затонская ГЭС».

Как пришлось стать сволочью

Слово это «ласково-ругательное» изначально применялось к людям, волочащим транспорт на себе до другой водной артерии, т.е. обносящим лодки посуху. Нам тоже пришлось волочить наш пятилодочный караван на себе.
Из дневника Командира: «Плотину Затонской ГЭС видно издалека: на правом берегу у самой воды стоит трехэтажное здание сталинской постройки с выбитыми окнами, левый берег забетонирован. ГЭС давно не работает, но река перегорожена, и приходится обносить байдарки около 200 м. По самой плотине ходят рыбаки. Высота слива воды первой ступени 30-40 см, второй ступени 1,5 м».
Через час после утреннего старта подошли к правому притоку Известь. Вода в реке почти ледяная, стоим в ней по щиколотку, разглядывая ее, — может, какая известь увидится? Нет. Вода как вода, холоднее вышенской. Замаячила вышка сотовой связи. На правом берегу родник, берем с собой в нехитрые тары чистой воды. По левому берегу видим крыши домов деревни Важная.

Привлекает к себе вид самого красивого Успенского собора Вышенского монастыря, что архитектурно сродни Саровскому Успенскому. Но именно этот храм в Выше расположен на психбольничной части. Больных отсюда переведут во вновь построенный областной психиатрический центр, а сам храм пока в лесах, его восстанавливают. Он засияет также белосахарными стенами под золотыми куполами, как уже восстановленные во всей красе соборы Свято-Успенского Вышенского женского монастыря. Сюда 29 июня (заметим, годовщина основания Саровского монастыря в 1706-м!) 2002 года из церкви Сергия Радонежского села Эммануиловка были перенесены мощи святителя Феофана Затворника. Крестный ход и богослужение по этому поводу возглавил сам Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Православная Церковь отмечает этот день как общецерковный праздник, как и день памяти Святителя — 23 января (день кончины в1894 г.).

Кроме мощей, главной святыней обители считается чудотворная икона Казанской Божией Матери, доставленная в Вышенскую пустынь еще в 1827 году по завещанию монахини Вознесенского Тамбовского монастыря. Но именно четырехлетие управления Тамбовской епархией епископом Феофаном (1859-63) стало расцветом захудалой пустыни. Феофан всю свою жизнь посвятил служению своим подопечным, отнимая время от своего сна. Вышенская пустынь нравилась ему строгим иноческим уставом и красотой местности. Мечта Феофана приехать сюда на покой исполнилось 17 июля 1866 года. Двадцатилетнее служение Церкви на различных поприщах позади, а впереди — такой же срок строго уединенной жизни — затворнической. Именно в последние годы он изложил в трактатах и письмах (по 60 в день!) свой опыт постижения святоотеческой аскезы. Недаром его письмена считают практическим пособием в деле христианского спасения.

Дела Нарышкиных

От Вышенского монастыря место затвора Феофана отстоит на 3 км. Идем в Эммануиловку окунуться в родниковую свежесть купаленки, что рядом с церковкой Сергия Радонежского. Спрашиваем старую жительницу села о его необычном названии, но слышим в ответ: «Мануйловка? А хто ж знает, почем так названа?». Но все же узнаем, что основатель села — Эммануил Дмитриевич Нарышкин.

Имена всех здешних мест прочно связаны с дворянской фамилией Нарышкиных, род которых возвысился при царе Алексее Михайловиче, породнившимся с Натальей Нарышкиной, которая стала матерью Петра Великого. С тех самых пор Нарышкины всегда состояли при дворе на царской службе. К XVIII — XIX вв. разросшийся Нарышкинский род владел землями в Шацком, Моршанском, Козловском, Кирсановском уездах Тамбовской губернии. Эммануилу Дмитриевичу принадлежала и знаменитая Быкова Гора, куда мы и устремились. Рассказывали, на Горе той стоит замок. Эммануил Нарышкин построил его для своей первой жены Екатерины еще к 1870-х годам. Овдовев, он женился на Александре Николаевне Чичериной, которая с 1882 года сделалась последней хозяйкой Горы. В сентябре 1886-го сюда приезжали великий князь Сергей Александрович с супругой Елизаветой Федоровной и братом Павлом Александровичем. Они гостили у Нарышкиных и 13 сентября с Быковой Горы пешком ходили в пустынь. Мы повторили в точности их путь полем через сосновый лес. Хотя в своих дневниках княжеская семья не написала о днях пребывания здесь, но удалось-таки найти несколько строк. В письме императрице Марии Федоровне Елизавета пишет: «Мы неделю гости в Тамбовской губернии. Нарышкины славно устроились в скромном, но уютном чистом доме и приняли нас добросердечно. Их усадьба довольно живописно расположена у реки, все хорошо ухожено, но как убога и неприглядна местность вокруг!»

Последние слова, признаться, резанули. Ведь вскоре Быкова Гора стала поистине процветающим культурным центром- местом, куда в дачные сезоны съезжался весь цвет питерского общества потанцевать на балах, посидеть в богатой библиотеке, насладиться чудесными видами и подышать ароматами дивной природы. Недолго длились пышные приемы. Лишившись супруга в 1900-м, Александра Нарышкина приезжала сюда летом и осенью, но жила уединенно. Однако энергичная, кипучая натура ее жаждала деятельности. Весь этот лесной край — от Выши до Шацка, который так и называли — Нарышкинским, преобразился под ее влиянием. Удивительно, сколько сделала хозяйка Горы!

Судите сами. Построена на ее средства добротная средняя школа, что с 1912 года стала мастерской и приютом для девочек. На средства Нарышкиной в 1913-м в Шацке открывают епархиальное женское училище, Александра Николаевна становится его почетной попечительницей, обеспечивает бедных воспитанниц калошами и ботинками, присылает в училище с Быковой Горы две коровы. На ее же средства строится церковная школа в селах Эммануиловке и Желанном. Она жертвует на Вышенскую пустынь и даже хочет устроить там больницу. Саму Гору Александра Нарышкина обустраивает как рачительная хозяйка: к 1917 году открыты четыре промышленных заведения, построены 106 жилых и 46 нежилых постройки, разведены стада коров и лошадей…
Нынешний хозяин Быковой Горы — Вышенский Успенский женский монастырь. Он обустроился здесь еще в начале 1990-х годов, но лишь недавно часть монахинь-сестер стала перебираться в эту пустынь, устроила гостиницу для приезжих. Заброшенная барская усадьба заросла темным парком. Дом и вправду как деревянный замок в два этажа, с резной башенкой, двумя балконами-лоджиями.
Вышу променять?

Мы сидели на берегу ставшей родной нам Выши и на прощанье читали Феофана Вышенского: «Молитва — дыхание духа… Стоять перед иконой с поклонами — не есть молитва; читать молитвы на память, по книжке или слушать их — не есть еще молитва, а только способ или возбуждения ее. Сама молитва есть возникновение в сердце нашем одного за другим благоговейных чувств к Богу…» Как все понятно говорит нам Святитель! Мы любуемся на реки Вышу и Цну, по которым за девять дней прошли на мускульной силе своих рук 170 км. И в каждом плеске, шелесте травинки, неуловимом блеске крылышка стрекозки слышалось дыхание духа и тихая молитва красоте. Хорошо принимает своих гостей Феофан, затворник Вышенский.

Елена Мавлиханова, фото из архива путешественников

Опубликовано на сайте 28 сентября 2011

    Прокомментировать




Читайте также в рубрике История с Еленой Мавлихановой

Все статьи в рубрике История с Еленой Мавлихановой

Читайте также в номере № 39 от 28 сентября 2011

Все статьи в номере № 39 от 28 сентября 2011


Нет комментариев

Написать

Если вы зарегистрированы у нас, войдите на сайт.
Если у вас есть аккаунт в одной из социальных сетей, нажмите:
Вконтакте  Facebook  Мой мир mail.ru  Одноклассники
или введите
Ваше имя: