Первая полосаО газете и сайтеРубрикиБизнесБлицБюджетВ прокуратуреВопрос психологуГорода-деревни-мегаполисыГородская дума: Суть событийДайте жалобную книгуДети войныЖильё моёЗаписки отчаянной мамочкиЗнай нашихИспытано на себеИстория с Еленой МавлихановойКолонка юристаКриминфоКрупным планомКультураМалоэтажное строительствоНепреклонные годыО быломОдин день из жизни…Письма-звонки-визитыПривет с большой землиПутешествияРодителиСаров: инструкция по применениюСлово депутатуСлово за словоСпортСпроси священникаТвори доброФемины и политикаФотоконкурсХорошо сказаноЧтивоШколаЭкономика с Дмитрием ФайковымЯзык помощиНомера...архив...26 ноября 2014 (48)03 декабря 2014 (49)10 декабря 2014 (50)Слово — читателюКнига отзывовПоследние обсуждения | Оксана Таценко: «Жду объект для вдохновения»№ 12 от 21 марта 2012 КультураВ середине марта в нижегородском Русском музее фотографии открылась выставка саровской фотохудожницы Оксаны Таценко. Представлены 60 работ. «Фотография души» — так назвали экспозицию ее организаторы. Алексей Тарасов, руководитель фотошколы при музее, на открытии призвал: «Этот автор не считает себя профессионалом, поэтому будьте снисходительны кое в чем. Но этот непрофессионал имеет острый глаз, поэтому будьте внимательней к некоторым вещам. Вы получите сегодня, как минимум, повод для размышления. Всем любителям желаю снимать так же, всем профессионалам — любить фотографию так же, как Оксана Таценко». На снимках — лица девушек, лица молодые, с правильными чертами. Ну кто их сегодня не снимает? У каждой барышни есть сегодня фотоальбом, где она запечатлена в самом прекрасном виде, с необычным антуражем. У каждой второй фоном — натура, которую несложно отыскать в Сарове: рельсы-шпалы, деревяшки мосточков на Кремешках, решетки парков, листики-травинки. Вот и у Оксаны Таценко вроде все то же. Но совсем не то… — Как удалось уйти от банальности и получить такой кадр — привычный, узнаваемый, но все же более глубокий? — У каждого снимка длинная история. Я долго ищу модель, присматриваюсь. Бывает, месяц думаю, бывает, года два — подойдет девушка для фото или нет. На одну — Дашу — смотрела долго. Нет, думаю, яркая слишком. Потом все же подошла, спросила: «Ты готова открыть себя? Совсем, всю?» Перед съемками долго размышляю, слушаю музыку определенную, чтобы настроить себя на переживания, на чувства, придумываю образ… — Смотрите работы других фотографов? — Иногда лучше совсем ничего не видеть. Мне подарили сто томов работ живописцев, вот сейчас они вдохновляют. А раньше это мог быть фильм, или прочитанная книга, или какой-то элемент винтажной одежды. — Что ищете так мучительно в модели? — Надо за что-то зацепиться в ней. Не красота важна. Что-то в ней должно быть естественное, может быть — готовность выразить свои внутренние переживания. — У юной барышни за плечами не такая уж богатая впечатлениями жизнь. Как вытащить из нее эту женскую тайну? — Разговариваю. Спрашиваю что-то, случается, провокационное. На вид это холодные красотки, а поговоришь — и проступает женщина. У каждой есть чувства, мысли, их, конечно, трудно показать, но возможно. Бывает, не удается. Делаешь сессию в сто-двести снимков, и ни один не бывает удачным. При хорошем раскладе это две-три фотографии. — Вас, наверное, многие не поймут… — Да, считается, взял хорошую камеру, купил крутой объектив, нашел модель, натуру, нарядил ее, поставил в позу, нажал на кнопку — и все, кадр готов. А я как будто каждый раз мучительно рожаю… Очень тяжело это. — А когда кайф — во время съемок, или когда на компьютере в процессе обработки проступает то, что искалось? — Во время съемок одно состояние — эмоционально напряженное, выматывающее, на компьютере — совсем другое. Состояние полета, неизвестности. Наверное, это немного схоже с трудом художника — как класть мазок, подбирать цвет. Я не знаю, что в итоге получится, и всякий раз выходит по-новому. На фото-форумах и в соцсетях спрашивают — в чем секрет обработки? Или даже предлагают продать его. А нет секрета. — Вы, как и все, начинали с того, что фотографировали бабочек-цветочки? — Нет, пейзажи никогда не снимала. Раньше фотографировала заборы какие-то ржавые, покосившиеся домишки… — Почему нас так разруха привлекает, почему ее хочется запечатлеть, а не новую красивую застройку, здание в стиле модерн? — У него истории нет. А в старых вещах — прожитая жизнь, чувства, эмоции. Я хорошо помню чердак в доме у бабушки. Свет из окошка, пылинки, танцующие в свете, стены в обоях, каждую царапинку на них… — Почему же тогда нет на ваших работах взрослых мужчин и женщин, стариков? — Такие хорошие, настоящие старики — в деревнях, а я там не бываю. Надо пожить, пообщаться, присмотреться. И сегодня мне уже не хочется фотографировать миленьких девушек. Тянет запечатлеть какой-то, возможно, странный персонаж. Нет ничего интересней человеческого лица. — У вас детская серия любопытная. У детей порой довольно взрослые лица… — Сначала они позируют, а потом, когда устают, можно уловить и грусть, и одиночество, и то, что происходит внутри. — Девочка с чемоданом на перроне — целая история получается. — Каждый, глядя на фото, может придумать свое описание того, что происходит… Так и получается. Тысячи снимков, которые мы просматриваем сегодня в Интернете, клиповая эстетика восприятия любого творчества не дают сосредоточиться, вглядеться в современника, увидеть и понять Искусство. Наверное, чтобы рассмотреть в работах Оксаны Таценко что-то более глубокое, чем просто красивые девушки, надо и самому быть готовым. У нее нет улыбающихся лиц, нет невозмутимых, постных и напряженных. Наверное, эти саровские девчонки и сами не ожидали увидеть себя ТАКИМИ? Что до Оксаны, то в ней, как в фотографе, необычно все. Начиная с того, что таковым она себя не считает, несмотря на публикации в фотожурналах российского значения. Она снимает модели без макияжа. Не выставляет освещение, а снимает только при натуральном свете. Не берет денег за фотосессию. Ей пишут сотни девушек, зовут снимать их в Нижний Новгород, Москву, предлагают деньги, а она — ни в какую. В конце концов, она снимает всего пять лет, у нее трое детей и она физик. Говорит, что не может нарисовать даже цветочек, но то, что в детстве пошла не в художественную, а в музыкальную школу, сегодня подтолкнуло к этому традиционному народному творчеству — фотографированию. И какой результат получился! Видимо, это не дает покоя умудренным профессионалам. Не все снабжают Оксану рациональными советами на обсуждении снимков в Интернете, многим не дают покоя ее работы: «Вас саму не тошнит снимать так одинаково хорошо?» Ругают даже тех, кто делает фотографию «под Таценко». Вот она, слава! Оксане же не до этих разборок. Она по Пушкину старается: «Хулу и клевету приемли равнодушно». Ей бы разглядеть женскую душу. И нам показать. Е.Бабинова, фото О.Таценко Опубликовано на сайте 22 марта 2012 Читайте также в рубрике Культура
Читайте также в номере № 12 от 21 марта 2012
Нет комментариев Написать |