Убрать
Регистрация
email:

Забыли?
Пароль:

Вконтакте  Facebook  Мой мир mail.ru  Одноклассники
Вход
Сайт газеты Вести города
Подписка на RSS ленту


Первая полосаО газете и сайте

Рубрики

БизнесБлицБюджетВ прокуратуреВопрос психологуГорода-деревни-мегаполисыГородская дума: Суть событийДайте жалобную книгуДети войныЖильё моёЗаписки отчаянной мамочкиЗнай нашихИспытано на себеИстория с Еленой МавлихановойКолонка юристаКриминфоКрупным планомКультураМалоэтажное строительствоНепреклонные годыО быломОдин день из жизни…Письма-звонки-визитыПривет с большой землиПутешествияРодителиСаров: инструкция по применениюСлово депутатуСлово за словоСпортСпроси священникаТвори доброФемины и политикаФотоконкурсХорошо сказаноЧтивоШколаЭкономика с Дмитрием ФайковымЯзык помощи

Номера

...архив...26 ноября 2014 (48)03 декабря 2014 (49)10 декабря 2014 (50)

Слово — читателю

Книга отзывовПоследние обсуждения
 

«Лучше быть бардом зимородным, на остальное наплевать!»

№ 6 от 05 февраля 2014   Культура  

В прошедшие выходные на базе ДОЛ им А.П. Гайдара (многие, в том числе и я, помнят его как любимый пионерский лагерь своего детства) прошел 26-й межрегиональный молодежный фестиваль самодеятельной песни «Зимородок–2014».

С 1988 года в 26-й раз наш саровский КСП «Поиск» собирает со всей России тех, у кого словосочетание «бардовская песня» вызывает не ироничную улыбку от возникшей в воображении картинки с бородатыми дядьками в свитерах, с гитарами и исключительно «солнышком лесным» (ходит сейчас по Интернету шутка — «я бард, и я не хочу ничего решать, я хочу, милая моя, солнышко лесное!») — а улыбку мечтательную от воспоминаний о… А вот о чем — поговорим дальше.

Я могла бы, пожалуй, рассказать вам о «Зимородке» с точки зрения официальной — сколько приехало делегатов (368 человек), из скольких городов (11), клубов (43), сколько было лауреатов и дипломантов (18). Кто в чем участвовал и в чем победил. Но я лучше расскажу вам, от чего возникает мечтательная улыбка при упоминании о «Зимородке».

А началось все с того, что вашей покорной слуге (уж простите за банальность оборота) в этом году повезло оказаться в оргкомитете любимого фестиваля. А именно — заниматься базой данных. Так что все, что вы прочтете ниже, можно условно назвать «Дневниками завбазой» (название родилось там же, на фестивале).

Сложно? Да! Выматывает? Еще как! Но теперь, узнав работу тех, кто поднимает на себе весь фестиваль, изнутри, будучи полноценным членом команды, я еще больше зауважала их — тех, кто все это организовывает и проводит вот уже 26-й год — тех, кого я счастлива называть друзьями (список — далеко не полный — можно посмотреть в официальной справке на сайте КСП «Поиск»). Потому что поднять такую махину — это ого-го как непросто.

Скажу сразу — еще не уехав из «Гайдара», начала мечтать о следующем «Зимородке». И, думаю, в своих мечтах я далеко не одинока.

«Ушла на базу». 29.01. День первый. Предварительный.

Мы приехали. Холодно. Как же холодно! Суровые мордовские морозы. Разгрузка вещей, аппаратуры, баннеров, плакатов, печатной продукции и бог знает чего еще. Оперативное расселение по корпусам (мамочки, как же холодно!) — и долгожданная гайдаровская баня — похоже, единственное место, где сейчас можно согреться (она-таки была популярна весь фестиваль среди всех делегаций!). Обсуждение рабочих вопросов прямо там. Отбой в 2.30, подъем в 6.30 — потому как первые делегации уже приехали и продолжают приезжать весь день. Первые мысли ночью в засыпающем состоянии: «Да, тяжела и неказиста». Первая мысль при пробуждении: «Ну, наконец-то!!!» Предвкушение рабочей гонки — зверски утомительной, но все равно приятной. Абсолютная эйфория от долгожданного — год! — «Гайдара», фестиваля, общения, причем (что самое забавное) общения в первую очередь с людьми, с которыми и так видишься регулярно весь год — со своим же оргкомитетом, своим же КСП. Только общение здесь — другое: как будто год не виделись, от «Зимородка» до «Зимородка». Оно круглосуточное, поэтому — чаще, чище, ближе, честнее, душевнее. Такое общение, которое может выявить либо очень плохое, либо очень хорошее. Можно либо переругаться, либо стать еще ближе. И, знаете, нам повезло.

Как же я вас люблю, мои дорогие!

Кстати, и будильник в это первое «зимородное» утро был особенным — бодрый стук в каждую дверь и не менее бодрый голос Володи Тиунова — руководителя фестиваля, президента клуба, поэта, друга — «ПОДЪЕМ!» Ругаться на такой будильник при всем желании не получается, в какое бы время ни «прозвенел».

День совсем первый. 30.01. Начало.

Штаб. Хо-лод-но. Минус 35. Кажется, что в штабе тоже. Кофе-кофе-кофе. Чай-чай-чай. Делегации-делегации-делегации. Сыктывкар, Москва, Нижний Новгород, Арзамас, Заволжье, Тула, Красногорск, Лобня, Питер, Саров. Взъерошенные после дороги, сонные, но все равно веселые, молодые и не очень, и совсем еще дети. Объятия, поцелуи, «покажи гитару!», «что нового?», «новых песен хочешь?» (и тут же прямо — новые песни). Горящие, ждущие глаза, пытливые взгляды. Как мы без этого жили целый год?

Регистрация приезда клубов, подача заявок на конкурс — по словам оргкомитетовских старожилов, такого ажиотажа (буквально обвала!) жаждущих участвовать в конкурсе не было давно. Это всегда проходило очень активно, но чтобы полутора дней, расписанных по 8 минут на участника, не хватило на всех желающих — этому удивлялись даже маститые «жюристы» Андрей Волков и Владимир Тиунов.

А мы почти не выходим на улицу. Во-первых, некогда, во-вторых — температура окружающей среды не дает о себе забыть — перемещаться приходится только короткими перебежками из корпуса в штаб и обратно. А за окнами, между тем, нереальная красота — та, которую можно увидеть только вдалеке от города, в этом самом глухом мордовском зимнем лесу.

Вечером — концерт-приветствие, на котором нашу «голодно-зазывную» песню встретили взрывами хохота, а потом — снова в штаб, регистрировать заявки, ведь завтра начинается конкурс.

День третий (по времени), но еще второй (по факту)

1.33. Отрывочные записи в «дневнике»: «Техника меня не любит», «Спать», «Петь хочу», «Дайте кофе!» И, наконец, «Спасибо тебе, Володя, большое человеческое за песни — прямо здесь же, в штабе». Ночное спонтанное пение с «живыми классиками».

Да, мои дорогие! Как же я вас люблю!

А? Половина четвертого? Как половина четвертого?! Ну, так куда пойдем петь? И в этот момент понимаешь, что можно идти, куда угодно, и везде ждут и будут рады! Знаете, это потрясающее ощущение. На этот раз пошли в гости к ребятам из сыктывкарского клуба «Причал». Как потом выяснилось, их Даша Слободянкина, будущий лауреат, покорила абсолютно всех, включая маститое жюри (некоторые из этих суровых мужчин — не будем показывать пальцем — даже признались, что плакали!).

Короткий сон, который, честно говоря, воспринимается уже с некоторой досадой, как бесполезная трата фестивального времени — и первый конкурсный день. И снова заявки. Юные и совсем юные конкурсанты — очень много молодежи в этот раз было на фестивале — увлеченной, талантливой и в исполнительстве и в авторстве — так что дело классиков жанра продолжается, и продолжается достойно! Приезжают все новые и новые поколения, лауреаты прошлых лет уже привозят сюда своих детей. Молодеет и растет наш «Зимородок».

День четвертый? А какая, вообще говоря, разница?

Конкурсный концерт, списки конкурсантов, оценки, быстро-быстро-быстро. Обсуждение лауреатов. Заседание Главного Жюри (Светлана Ветрова, Татьяна Дрыгина, Андрей Волков, Владимир Тиунов, Александр Широких).

Впервые увидела, как работает ГЖ — и зауважала этих мастеров еще больше. Потому, что каждого — абсолютно каждого! — участника они обсуждают очень подробно, серьезно и внимательно. В то короткое время, что отведено на заседание, — когда дверь осаждают особо жаждущие итогов — жюри успевает провести полноценный серьезный анализ выступлений, начиная с понимания конкурсантом того, что он исполняет, подбора материала, драматургии песни, артистизма, мастерства. Но в самую первую очередь — души, вложенной в исполнение, или авторство.

Но вот, наконец, итоги вывешены, лауреаты прыгают или плачут от радости (иронизирую, конечно, ибо слишком уж восторженно-пафосный получается дневник — не находите?), концерт лауреатов и «раздача слонов» позади — а впереди самое сладкое и самое грустное одновременно — последняя ночь фестиваля. Ночь, когда нужно успеть спеть все, что еще не спето, сказать все, что не сказано, потому что впереди — расставание на целый год.

Кто-то танцует на бард-дискотеке (замечательная и очень остроумная давняя придумка организаторов, собирающая всегда огромное количество желающих), а кто-то снова поет — в палатах, холлах, на втором этаже столовой, везде.

И снова ночные перемещения из корпуса в корпус, от делегации к делегации. Вообще говоря, «жюристы» наши большие молодцы, потому как среди всей этой утомительной рабочей гонки они каждую ночь находят силы и время посетить почти каждую делегацию — спеть, поговорить. И нужно видеть, как важно это для ребят, с каким вниманием и увлечением они слушают и поют.

Когда бы ты ни вышел и куда бы ни зашел на «Зимородке» — хоть в 23.00, хоть в три часа ночи, хоть в восьмом часу утра — всегда поют. Вон из того корпуса слышен Визбор (значит, там сидят классики!), а из этого — Козловский, а здесь вообще со второго и третьего этажей несутся слитно «Иваси» и Митяев, а здесь поют песни Волкова и Тиунова! И даже в разных холлах на одном этаже одного корпуса зачастую звучит кардинально разное. А потом выходишь в ночь на морозный воздух, смотришь на яркие высокие звезды и понимаешь, что такого неба не увидишь еще год — потому что таким оно бывает только здесь, в мордовском морозном лесу, в любимом пионерлагере, на любимом фестивале.

Открою вам секрет — главная прелесть «Зимородка» не в конкурсах (прости, В.Т.!), и даже не в концертах (простите меня все!) сумасшедшая прелесть и невероятная нежность — в бессонных песенных ночах, в таком слиянии и взаимном проникновении душ, которого не бывает больше нигде, которое совершенно невозможно себе представить в другом месте и другом контексте. В абсолютно чистом, кристально прозрачном счастье — то есть, счастье в абсолюте, — от которого задыхаешься, если глотнуть его глубже — совсем как от промерзшего звенящего воздуха в этом сосновом лесу... «Зимородок» — это снег и любимый «Гайдар» с тем же самым знакомым запахом сцены, что и двадцать лет назад, это ночь и песни, и гитара из рук в руки.

Между песнями нет даже пауз — одна переливается в другую. И я вижу глаза душевного друга напротив — добрые, чуть ироничные, все понимающие, мудрые и уже чуть (или не чуть!) усталые, открытую, ясную улыбку мне навстречу. Мне и так уже — теплее некуда, но становится еще теплее. Я что-то говорила вам в самом начале про мороз? Забудьте! Мы его «растопили».

День пятый. Утро отъезда.

А мы все поём. Расходимся в начале восьмого, уже просто усилием воли. Потому что — отъезд же. Автобусы, прощание, подозрительно блестящие глаза и шмыгающие носы даже у суровых и взрослых мужчин — а что уж говорить о совсем юных не-совсем-еще-бардах!

Слова благодарности, объятия, поцелуи, обмен адресами (все абсолютно так же, как было и как всегда будет в пионерлагерях, пусть они уже и не «пионер», да и адреса уже записываются друг другу в виде e-mail'ов, либо id в соцсетях).

Последний взмах рукой, и «До сви-дань-я, до-орогие, вам ни пуха, ни пера».

Ждем год — и тогда снова: «Вот, как будто бы сначала начинается судьба».

Как же я вас всех люблю!

Татьяна Печегина, фото Романа Турусова

Опубликовано на сайте 06 февраля 2014

    Прокомментировать




Читайте также в рубрике Культура

Все статьи в рубрике Культура

Читайте также в номере № 6 от 05 февраля 2014



Нет комментариев

Написать

Если вы зарегистрированы у нас, войдите на сайт.
Если у вас есть аккаунт в одной из социальных сетей, нажмите:
Вконтакте  Facebook  Мой мир mail.ru  Одноклассники
или введите
Ваше имя: