Убрать
Регистрация
email:

Забыли?
Пароль:

Вконтакте  Facebook  Мой мир mail.ru  Одноклассники
Вход
Сайт газеты Вести города
Подписка на RSS ленту


Первая полосаО газете и сайте

Рубрики

БизнесБлицБюджетВ прокуратуреВопрос психологуГорода-деревни-мегаполисыГородская дума: Суть событийДайте жалобную книгуДети войныЖильё моёЗаписки отчаянной мамочкиЗнай нашихИспытано на себеИстория с Еленой МавлихановойКолонка юристаКриминфоКрупным планомКультураМалоэтажное строительствоНепреклонные годыО быломОдин день из жизни…Письма-звонки-визитыПривет с большой землиПутешествияРодителиСаров: инструкция по применениюСлово депутатуСлово за словоСпортСпроси священникаТвори доброФемины и политикаФотоконкурсХорошо сказаноЧтивоШколаЭкономика с Дмитрием ФайковымЯзык помощи

Номера

...архив...26 ноября 2014 (48)03 декабря 2014 (49)10 декабря 2014 (50)

Слово — читателю

Книга отзывовПоследние обсуждения
 

Душа танца

№ 25 от 23 июня 2010   Чтиво  

19 июня во Дворце молодежи состоялся пятый по счету Московский фестиваль восточного танца. Не только красочное и жаркое по темпераменту шоу, но и два насыщенных трехчасовых мастер-класса, которые провели для любительниц восточного танца преподаватели из Москвы, — вот программа двух дней фестиваля.

Его гостями стали звезды отечественного belly dance: педагог-хореограф, лауреат многочисленных чемпионатов России и международных конкурсов по восточному танцу москвичка Ирина Попова, чемпион мира по belly dance москвич Алексей Паращук, чемпионка Европы, победительница международных конкурсов из Череповца Надежда Никишенко, москвичи Гаяне Арзуманян, Джумана и ее группа «Мароканна».

Алексей и Оссама: танец с мужским началом

Признаться, не могла себе представить, как мужчина может танцевать этот воистину женский до последнего телодвижения, завораживающий танец — belly dance, самой природой подаренный женщине для воспевания грации, страсти, эротизма. Не могла, пока не увидела выложенный в YouTube мужской вариант в исполнении одной из ярчайших звезд мужского belly dance аргентинца Амира Тхалеба и танец на барабанах египтянина Тито Сеифа. Танец этнический, исполняемый в традиционной для арабских мужчин одежде… И все-таки это belly dance. Не каждый даже первоклассный танцовщик осмелится пробовать себя в этом не совсем свойственном духу мужчины стиле. Мой собеседник — Алексей Паращук, восходящая звезда российского мужского belly dance, — кажется, своим выбором ничуть не смущен.

Алексей — профессиональный педагог-хореограф, окончил Санкт-Петербургский государственный университет культуры и искусств. Он — чемпион мира по belly dance 2008 года, трехкратный чемпион России по belly dance. Преподавал восточные танцы в студии «Time to Dance» (г. С.-Петербург), школе танцев Татьяны Тимофеевой (г. Москва), студии танцев «Рай скай» (г. Москва).

— Алексей, танцевать belly dance можно по-мужски, но где проходит та грань, за которую лучше не заходить, чтобы зрителю было понятно, что танец живота органичен и естественен и в мужском исполнении?

— Танец живота — это лишь малая составляющая восточных танцев, которые, в основном, представлены фольклорными танцами арабских стран. Я пришел в belly dance потому, что мне захотелось сделать в нем что-то новое. Я вообще люблю смешивать направления, экспериментировать. Не люблю исполнять чисто классику — oriental belly dance, и фольклор не очень люблю. А вот комбинировать стили — да. И еще мне очень нравится Восток, его магия, этническая музыка, особенно барабаны. Под них можно смоделировать что угодно. Фактически это так же как в hip-hop, который позволяет: в одном танце использовать элементы классики, и народных танцев, и современных — любой стиль.

— Наверно, поэтому мы сегодня увидели на сцене и элементы hip-hop, и нижнего брейка в вашем исполнении?

— Я когда-то увлекался этими стилями и преподавал их, не скрою.

— Ваши сегодняшние выступления в паре с Ириной Поповой было блистательным — потрясающее шоу, инсценированные и очень экспрессивные номера…. Но ведь традиционного классического восточного танца было мало? Только одно «соло табла» Ирины под барабаны в финале. С чем это связано? Публика лучше воспринимает шоу-постановки?

— На самом деле по-разному. Иногда лучше идет шоу, иногда классика. Мне самому, наверно, больше шоу нравится ставить. Поэтому и ставим.

— А как рождается новая композиция?

— Только из музыки. Она подсказывает.

— И все-таки, Алексей, больше стало мужчин-танцовщиков belly dance в последнее время?

— Наверно больше. Интерес к танцу растет, в том числе и среди мужчин. Появляются новые танцоры, ежегодно вижу новые лица на конкурсах. Конечно, мужчин еще не так много, как женщин. Направление belly dance очень хорошо раскручено в России, одно время появилась мода на него и она задала «тон» всему, пошли наборы в группы. В будущем я мечтаю поехать поработать в Египте, сейчас там, на мой взгляд, дается новое направление танцу живота. Мне нравится, что в Египте очень открыты всему новому — они хорошо принимают, если в танце появляются новые элементы, даже из других стилей, приветствуют у танцоров классическую хореографическую подготовку. Любят шоу. Наверно, насмотрелись уже на классический танец.


Особым гостем фестиваля стал Оссама Шахин, музыкант-исполнитель из Ливана, который аккомпанировал танцорам на дарбуке. Особым потому, что его роль в танце трудно переоценить. Дарбу́ка — старинный ударный музыкальный инструмент, небольшой барабан, обтянутый кожей, широко распространённый на Ближнем Востоке, в Египте, странах Закавказье и на Балканах. Обычно в восточном танце дарбука выступает солирующим инструментом. Высшим пилотажем для танцовщицы считается импровизация под барабанное соло, где телом нужно отбить каждый удар — это соло называют «соло таблы» (еще одно название дарбуки, принятое в некоторых странах Востока). Оссама Шахин — маэстро звука, который задает ритм, темп, настроение. Он живет в России уже много лет, прекрасно говорит по-русски и преподает в школе-студии восточного танца Ирины Поповой.

— Оссама, каждое «соло табла» — это хорошо отработанная постановка или всегда импровизация?

— Вообще в классическом танце живота как минимум используется пять инструментов — синтезатор, гитара, скрипка, дарбука и бубен. Это самые основные. И только в «соло табла» танцовщица остается один на один с ритмом. Поэтому очень важна ее связь с барабанщиком. В хорошем танце должна быть согласованность действий, когда и музыкант, и танцовщик знают, что за чем идет. Хотя импровизация тоже случается. Когда артисты выступают вместе много лет, то если импровизация и происходит на сцене, они чувствуют друг друга. Но конечно лучше все отыгрывать заранее.

— А Вы давно играете на дарбуке?

— Двадцать лет. Я просто вырос в семье музыкантов. Эти ритмы у меня в крови.

— А как на Востоке относятся к мужчинам- исполнителям belly dance?

— У нас мужчины редко танцуют танец живота, вообще-то это не принято. Именно классический танец живота, я имею в виду, не фольклорные танцы. В основном женщины танцуют. В Европе это открытая тема, мужской belly dance, но не на Ближнем Востоке. Только в последнее время в Египте, может быть, стали давать ему развитие, появились танцоры. Чем мне нравится Алексей, так это тем, что он танцует «по-мужски».

Надежда: дива этнического танца

Если и говорить об обладании «духом арабизма» танцора восточного танца, так это говорить о Наде Никишенко, потрясающей исполнительнице из Череповца. «Эдалла» или «дух арабизма» — это то, за что добавляют оценки на конкурсах по belly dance. Арабизм — арабский стиль, мышление, манера. Когда выступает арабская танцовщица, что-то неуловимое привлекает внимание; словно в её движениях есть то, что дано от природы, что невозможно подделать, изобразить, и лишь некоторым удается перенять. Так говорят. А еще говорят, что на конкурсах «арабизм» — это отдельный критерий, и за него оценивают не так как за «артистизм» или актерское мастерство.

Наверно, Надя — одна из немногих счастливиц, которым «эдаллу» эту удается легко перенять. Трехкратная победительница Международного московского фестиваля восточного танца «Ассамблея», победительница международного Oasis Festival, двукратная победительница международного фестиваля восточного танца «Шелковый путь», Всероссийского конкурса восточного танца Лиги профессионалов и, наконец, чемпионка Европы 2009 года. Надежда Никишенко считается непревзойденным мастером в show belly dance. Она профессионально владеет телом и ставит такие композиции, что дух захватывает.

На прошедшем фестивале Надя исполнила три этнических танца: соло с кинжалами, «Амазонка» и танец индийского жреца. И вызвала шквал оваций.

— Что за образ такой пугающий, Надя?

— Это танец индийского жреца тантрического божества Махакала. Танец-воплощение темных сил. Я использую индийскую хореографию в совокупности с belly dance.

— Обязательно мифологию читаете, прежде чем танец поставить?

— А как же! Я всегда стараюсь использовать национальные мотивы в танце. Это же так интересно! Тем более в них можно найти какой-то смысл — не просто движение показать, а обыграть его, выстроить сюжет танца. Чтобы танец был как рассказ. Именно поэтому я выбрала для себя направление show belly dance — у классического belly dance, к сожалению, рамки ограничены.

В большинстве своих проявлений Махакала изображается в гневной форме, на его костюме — змеи и кости, а тантрические украшения включают гирлянду из человеческих черепов. Вот и Надин костюм сегодня увешан деревянными косточками, в руках — устрашающее копье.

— Надя, а кто Вам костюм такой замечательный помогал делать?

— Моя дорогая и любимая мама! Все мои костюмы — результат ее упорного труда. Она не профессиональная швея, а пианистка, но у нее всегда были навыки дизайнера. Когда я начала танцевать, ее таланты нашли свое применение.

— Вы очень пластичны. Наверно, как и большинство участников этого фестиваля, пришли в belly dance из классического балета?

— Нет, из художественной гимнастики. Я занималась восемь лет, была кандидатом в мастера спорта. Потом, правда, спорт бросила и поправилась сильно. При росте 1,58 я весила 65 килограммов! (Смеется). И тогда я начала танцевать. Не только быстро похудела, но и увлеклась танцем живота. Наверно, музыка сыграла свою роль. Когда мне попали в руки несколько дисков с восточными композициями, я была потрясена до глубины души.

Для тех, кто еще не начал танцевать

— Мало кто знает, но ведь сегодня у нас юбилейный вечер — пять лет, как мы проводим этот фестиваль, — рассказывает руководитель филиала Московской школы танца в Сарове Ольга Рожкова, — и пять лет как существует филиал школы.

— Оля, много женщин за это время «прошли через ваши руки»?

— Да, наверно, полгорода! (смеется) Сейчас у меня занимаются три группы — «начинающие», «продолжающие» и «продвинутые». Раньше была еще детская группа. Но со временем я отказалась от этой затеи. Дело в том, что маленькой девочке трудно прочувствовать дух восточного танца — не хватает женственности, опыта. Если мамочка спрашивает меня: «Можно я к вам свою дочку приведу?», я обычно отвечаю — «А вы сперва сами приходите!». Взрослой женщине легче почувствовать душу восточного танца. Возможно, со временем я опять организую детскую группу, но девочки должны заниматься лет с десяти, не раньше, когда позвоночник хорошо сформировался.

По окончании фестиваля к Ольге Рожковой подходили женщины, благодарили за доставленное удовольствие. А она смеялась и всех приглашала на занятия.

Восточный танец многолик. Танцевать его можно и на пуантах (как продемонстрировала в своем Танце павлина Джумана), и в морской косоворотке с элементами русского фолка (танец Алексея Паращука) — а еще с огнем, цимбалами, посохом, платком. Танцевать можно «по-мужски» и «по-женски». Главное — иметь желание, и тогда душа восточного танца откроется и вам.

Справка: Ольга Рожкова — преподаватель с 20-летним стажем. С 14 лет — инструктор по аэробике (Ассоциация спортивной аэробики, г. Москва), с 2004 года — инструктор по belly dance в Московской школе восточного танца. 15 декабря 2004 года состоялся первый урок в филиале Московской школы восточного танца (г. Саров), руководителем которого она сейчас является.

Ольга Головнева

Опубликовано на сайте 23 июня 2010

    Прокомментировать




Читайте также в номере № 25 от 23 июня 2010


Читайте также в рубрике Чтиво

Все статьи в рубрике Чтиво


Нет комментариев

Написать

Если вы зарегистрированы у нас, войдите на сайт.
Если у вас есть аккаунт в одной из социальных сетей, нажмите:
Вконтакте  Facebook  Мой мир mail.ru  Одноклассники
или введите
Ваше имя: