Убрать
Регистрация
email:

Забыли?
Пароль:

Вконтакте  Facebook  Мой мир mail.ru  Одноклассники
Вход
Сайт газеты Вести города
Подписка на RSS ленту


Первая полосаО газете и сайте

Рубрики

БизнесБлицБюджетВ прокуратуреВопрос психологуГорода-деревни-мегаполисыГородская дума: Суть событийДайте жалобную книгуДети войныЖильё моёЗаписки отчаянной мамочкиЗнай нашихИспытано на себеИстория с Еленой МавлихановойКолонка юристаКриминфоКрупным планомКультураМалоэтажное строительствоНепреклонные годыО быломОдин день из жизни…Письма-звонки-визитыПривет с большой землиПутешествияРодителиСаров: инструкция по применениюСлово депутатуСлово за словоСпортСпроси священникаТвори доброФемины и политикаФотоконкурсХорошо сказаноЧтивоШколаЭкономика с Дмитрием ФайковымЯзык помощи

Номера

...архив...26 ноября 2014 (48)03 декабря 2014 (49)10 декабря 2014 (50)

Слово — читателю

Книга отзывовПоследние обсуждения
 

Ребята, давайте жить дружно!

№ 50 от 15 декабря 2010   Чтиво  

Первые слова Конституции Российской Федерации: «Мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединенные общей судьбой на своей земле…»
Массовые беспорядки в Москве на Манежной площади и в Охотном ряду 11 декабря вызвали довольно широкий отклик среди жителей столицы. Причем сами москвичи убеждены: дело не в том, что лица кавказской национальности убили болельщика «Спартака» (хотя часто ли подобная информация попадает на новостные ленты?), а накипевшее — москвичи уже не чувствуют себя хозяевами белокаменной.

Где свои, где чужие?

— Есть вещи, которые из Сарова не разглядеть, — объясняет мне коллега, репортер одного из московских изданий Ирина. — Гнев футбольных фанатов вызван не только убийством друга, а тем, что из шестерых задержанных пятерых сразу отпустили! Это людей, подозреваемых в убийстве! И только массовый протест вынудил властные структуры взять под стражу еще троих, а двоих теперь объявили в международный розыск. Учитывая, насколько сильно влияние кавказских и азиатских диаспор, странно, что и одного-то оставили в камере.

То, что в Москве много гастарбайтеров и наемников из восточных республик, мы, москвичи, уже привыкли. Но проблемы заключаются в другом: нынешние диаспоры не ассимилируются, не вливаются в русскую культуру, им плевать на российские законы. Тот же самый Черкизон — можно было идти несколько километров по этому жуткому месту и не слышать русской речи. В Москве негласно возникают кварталы по национальному признаку. И люди, которые в них поселяются, желают говорить только на своем родном языке, учиться на родном языке, молиться на родном языке. Понимаешь, что происходит? Возникают республики внутри мегаполиса. Посмотри, что происходит во Франции, где арабское население насаждает свою традиционную культуру. Рано или поздно в меньшинстве останутся именно французы, которые, как и в других европейских странах, практически не рожают детей. Такие же проблемы в Америке, Англии, Испании, Голландии. И вот тут возникает этический вопрос. Когда группа белых убивает негра из-за кошелька, уголовное дело превращается в политическое, приобретает расистский привкус. А когда группа негров убивает белого, тогда что?

Шариат по-питерски

В Сарове легко можно насчитать десяток национальностей: много татар и поволжских немцев, конечно же, мордва, есть армяне, таджики, узбеки, евреи, марийцы, редки, но все же есть эстонцы, литовцы, азербайджанцы и даже карелы. Но национальный вопрос — не вопрос, а только констатация факта. Потому что пока представители всех народов вполне мирно уживаются между собой, и трагических конфликтов на этнической почве не происходит. Во-первых, русского населения все-таки больше. Во-вторых, братские народы не устанавливают свои порядки.

В Санкт-Петербурге, к примеру, недавно поднялся переполох: представители народов, исповедующих ислам, устали от российской судебной системы (гражданские дела тянутся годами) и ввели шариатский суд! Правда, камнями никого не побивали, на центральной площади не расстреливали и руки не рубили, но сам факт сказал о многом.

Пока шариатский суд рассматривает, в основном, дела о разводе (очень деликатные для мусульман), учитывая все тонкости национального сознания и финансовые вопросы.

Недовольных пока нет. Кроме питерских политиков, которые были вынуждены только развести руками: прекратить действие шариатского суда оказалось не в их власти…

Русская таджичка

Жительница Сарова Светлана Алексеевна — беженка из Таджикистана. Вообще по паспорту у нее другое имя, и отчество другое, но их трудно выговорить. Да и моя визави уже давно откликается на русское имя.

— Я — и не таджичка уже, и еще не русская, — рассуждает сама Светлана Алексеевна. — Но мои дети — русские. И внуки русские. Мы говорим по-таджикски только дома, чтобы не забыть язык. Но для моих внуков это экзотика, как английский или немецкий.

За ее плечами — почти шестьдесят лет жизни, последние восемнадцать — в России. С территории бывшей союзной республики ее семью вывозили под покровом ночи русские солдаты. Ее соплеменники не дали продать двухэтажный дом, сказали: сама бросишь. Бросила. И все начала с нуля, включая «хождение по мукам» для получения российского гражданства. На память о неспокойном последнем годе на родине Светлане Алексеевна остался шрам на лице. Так ей объяснили, что она — русская в Таджикистане.

— Конечно, я мусульманка, а вот муж, отставной военный, — православный. И мы за столько лет так и не решили, кто чью веру примет, — признается Светланы Алексеевны. — Решили: мы свою жизнь и так доживем, а дети сами определятся.

За все годы жизни в нашей стране ее никто и никогда не оскорбил по национальному признаку. Но и в семье Светланы Алексеевны на «русских» и «нерусских» не делятся. В конце концов, что это такое — русский?

Запутанное древо

Среди школьных заданий по истории для учеников начальных классов есть такое: рассказать историю своей семьи.

— Сели рисовать генеалогическое древо и растерялись, — рассказывает учительница начальных классов Татьяна. — Моя бабка по материнской линии — татарка, дед — из поволжских немцев, по отцовской линии — украинка и болгарин, всю жизнь в Одессе прожили, там и могилы их. Муж — наполовину мариец. А дети? Дети русские. Поэтому когда кто-то говорит, что Россия — для русских, у меня сразу вопрос: русский — это кто?

Это великое наследие Советского Союза — ощущение братства народов. В царские времена — да, четкое деление по национальному признаку. Сейчас, когда, например, в Прибалтике так пригибаются под немцев, хочется напомнить, что прибалтам во времена Курляндии и Эстляндии было запрещено посещать публичные места, и называли их немцы пренебрежительно «чухонцами». Вообще национальный вопрос — очень деликатный. Но я убеждена, что надо уважать культуру страны, в которой ты живешь. Тогда и рождается многонациональное братство, где можно быть русским не по крови, а по духу.

В чужой монастырь…

Наталья работает в одном из нижегородских турагентств. На ней — общение с клиентами: куда желаете поехать, какой суммой располагаете, какие сроки вас устраивают?

— Когда люди собираются на отдых в традиционно исламские страны, я всегда предупреждаю: женщинам не надо разгуливать по улицам в брюках и с сигаретой в зубах, если не хотите неприятностей, — рассказывает Наталья. — С одной стороны, в той же Турции вид наших туристов никого не удивляет и не оскорбляет, поскольку это страна, живущая по светским законам, но с другой, даже там, вдалеке от центральных улиц, я не советую вести себя «по-европейски».

Вот и возникает дилемма. Если, приезжая в гости в другую страну, люди должны вести себя так, чтобы не спровоцировать конфликтную ситуацию, то, соответственно, оставаясь в России навсегда, тоже нужно брать на себя ответственность и не противопоставлять свою культуру и обычаи традициям страны, ставшей твоей второй родиной. Но вот этого чувства «второй родины», похоже, у многих нет. По крайней мере, москвичи, даже самые далекие от политики и не склонные рассуждать на тему национального самосознания, остро ощущают: в столице появляется серьезная сила, представители которой «русеть» не собираются.

— Этот вопрос нельзя пускать на самотек, — считает репортер Ирина. — Каким образом можно решить эту проблему — не знаю. Но, на мой взгляд, если позволить чужим народам вести себя как захватчикам, социального взрыва не избежать.

Тем временем

«Мэр Москвы Сергей Собянин предложил строить специальные города для московских пенсионеров на территории Центрального федерального округа (ЦФО). «Давайте подумаем. Можно выделить им нормальные участки, поработать над проектами создания городков для пенсионеров, чтобы они чувствовали себя нормально», — передает слова Собянина «Интерфакс"».

Это не шутка. Во время губернаторства Собянина такой поселок под Тюменью начали строить.

Если власть начинает делить свой собственный народ даже не по национальному, а по возрастному признаку, чего ждать от тех, кто, живя в России, гражданином не является?

Лариса Мещерякова

Опубликовано на сайте 21 декабря 2010

    Прокомментировать




Читайте также в рубрике Чтиво

Все статьи в рубрике Чтиво

Читайте также в номере № 50 от 15 декабря 2010

Все статьи в номере № 50 от 15 декабря 2010


Нет комментариев

Написать

Если вы зарегистрированы у нас, войдите на сайт.
Если у вас есть аккаунт в одной из социальных сетей, нажмите:
Вконтакте  Facebook  Мой мир mail.ru  Одноклассники
или введите
Ваше имя: