Первая полосаО газете и сайтеРубрикиБизнесБлицБюджетВ прокуратуреВопрос психологуГорода-деревни-мегаполисыГородская дума: Суть событийДайте жалобную книгуДети войныЖильё моёЗаписки отчаянной мамочкиЗнай нашихИспытано на себеИстория с Еленой МавлихановойКолонка юристаКриминфоКрупным планомКультураМалоэтажное строительствоНепреклонные годыО быломОдин день из жизни…Письма-звонки-визитыПривет с большой землиПутешествияРодителиСаров: инструкция по применениюСлово депутатуСлово за словоСпортСпроси священникаТвори доброФемины и политикаФотоконкурсХорошо сказаноЧтивоШколаЭкономика с Дмитрием ФайковымЯзык помощиНомера...архив...26 ноября 2014 (48)03 декабря 2014 (49)10 декабря 2014 (50)Слово — читателюКнига отзывовПоследние обсуждения | Вопрос священнику: сказка о Балде№ 11 от 16 марта 2011 Спроси священникаНедавно заговорили о новой трактовке известной сказки А.С.Пушкина «Сказка о попе и о работнике его Балде». Служители церкви говорят, что персонаж — поп — выставлен неполиткорректно, и предложили заменить его на… купца. Режиссер нашего театра Н.Чигин также поставил замечательный спектакль по этой сказке и назвал его «Балда». Александр Сергеевич, конечно, без восторженных красок рисует нам своего Попа, показывая его человеком недалеким, вечно ищущим выгоду. Что вы думаете по поводу этих перестановок, и не будет ли плохо и некрасиво выставлять дураками не менее уважаемую часть общества — предпринимателей. И они могут обидеться… А.С.Пушкин — великий мастер слова. «Сказка о попе…» — один из шедевров русской литературы. Священник там действительно показан скупым и жадным, и в этом отношении сказка поучительна. При нормальном рассуждении, в сказке показан лишь один представитель Церкви, а отнюдь не все. Русский народ знает священников-святых, и подвижников, и сострадальцев, и героев, и т.д. Противоречия здесь нет. Размышляя о политкорректности, можно сказать, что, конечно, купцов уже нет, а их правопреемники — современные предприниматели, наверное вряд ли обидятся. И все же Пушкиным был изобличен именно поп, и наверное, не случайно. В народном сознании образ священника идеален, почти обожествлен. Он Божий слуга, по нему судят о Церкви, так ли она свята, как учит. Есть и другая сторона медали. Согрешающему человеку трудно осудить себя, психологически он ищет себе оправдания в грехе другого человека, общественно более авторитетного, и в нем смеется и над собой, и над идеалом. Как сказал Ф.Достоевский в «Братьях Карамазовых»: «Радуется мир падению праведника». Поэтому образ купца не интересен в этой роли, что очевидно. Для меня лично и для моих детей политкорректность в этом вопросе абсолютно не нужна, мало того, мы понимаем, что порочность сказочного попа может оказаться твоей личной при расслаблении духовной жизни, и это, как и в сказке, будет видно всем. Кроме того, Пушкин на многие годы сфокусировал жизнь священников на базаре. Вспоминаю, как меня, вернувшегося с покупками с рынка, мама спросила, проверил ли я вес товара и соответствие цены. На что я ответил, что мне было неудобно. Мама сказала, что я, дескать, потребитель со всеми вытекающими из этого правами. В свою очередь я процитировал Пушкина о том, что я не потребитель, а «поп, (который) пошел по базару посмотреть кой-какого товару». Завершая эту, безусловно, интересную и пространную тему, хочется сказать, что постановка вопроса о коррекции персонажа в сказке может быть оправдана применительно вот к какому аспекту. В школьной программе едва ли не единственное упоминание об образе попа дается именно в сказке Пушкина. Сказка, безусловно, хорошая и поучительная, и мы разобрались, что и купец там как персонаж не уживется, но вот что, печально: когда молодой, а может и уже пожилой человек придет к Богу, то единственное памятное школьное представление о священнике все же останется лишь от великого мастера словесности. Жаль, что знакомство с Церковью начнется в минусе. Выход может быть такой — не меняя Пушкина, показать в школьной программе альтернативного литературного попа, они есть. Сейчас я нахожусь в ожидании чуда, через несколько месяцев на свет должен появиться мой малыш. Каково было удивление, когда в разговоре с человеком, знающим церковные законы, я услышала, что беременным нельзя посещать храм. Таким утверждениям, честно говоря, не поверила, неужели женщину в положении приравнивают к «нечистой»? Спешу ответить на ваш вопрос в первую очередь. Ваше положение необыкновенное, трогательное и величественное. Нет на земле более чудесного, высшего, чем рождение на свет нового человека. Тайна зачатия, зарождения, вынашивания ребенка скрыта от человеческих глаз, как непостижимая тайна. Мать, рождающая малыша, исполняя высокое женское предназначение, содействует Богу-Творцу. При этом мать не инструмент или материал, а содетель, друг, радующийся своей работе и содействию Богу. Если хотите, материнство — это рай на земле. МАМА, как бы ни была воспитана, по своей женской природе с благоговением, как святыню, носит свой плод. По материнской заботе и обычной всепрощающей любви матери к ребенку, мы частично постигаем силу любви Бога к человеку. Христиане высоко чтят подвиг материнства. Будущей маме как никогда требуется Божия помощь, и она ее чувствует. По своему небольшому опыту я знаю, как с материнством меняются чувства женщины, ее природа, отношение к миру, а главное, к своей внутренней духовной жизни. Она как будто шестым чувством ощущает, что от чистоты ее дел, мыслей, слов зависит сама жизнь будущего родного человечка. Поэтому именно в период беременности особенно потребны спасительные таинства: исповедь, причастие. Нередки случаи, когда женщина, несмотря на то, что готовилась родить больного ребенка, все же, надеясь на Бога, часто причащалась, и появлялся на свет совершенно здоровый малыш. Во время беременности и подготовки к Святым Тайнам для женщин благословляется щадящий пост, учитывая то обстоятельство, что мамочка и так воздерживается от многого. Так что очевидно вы с человеком, «знающим церковные законы», что-то неправильно поняли. Другое дело, после рождения. В течение 40 дней после родов женщина находится в нечистоте телесной и душевной. В этот срок Церковь указывает на особое благоговейное состояние женщины, которое должно ее удержать от посещения храмов. Однако и в этом случае, когда мама перенесла муки рождения и в этом положении оказалась отделенной от храма Церковь определила чин молитвы в первый день после родов в доме роженицы и по истечении срока 40 дней в притворе перед входом в храм. Здесь, как мне кажется, надо еще пояснить, что в данном случае эти ограничения действуют не как принижение женщины, а как правильно устроенное духовное врачевание. Опубликовано на сайте 17 марта 2011 Читайте также в рубрике Спроси священника
Читайте также в номере № 11 от 16 марта 2011
Комментарии
НаписатьЕсли вы хотите ответить кому-то, нажмите ссылку "Ответить" под его комментарием. Другие советы |
Уважаемая редакция! В театре нет режиссера Н.Чигина. Да, с театром сотрудничал и поставил не один спектакль нижегородский режиссер ЛЕОНИД Чигин... А режиссером "Балды" является Владимир Коломак.