Первая полосаО газете и сайтеРубрикиБизнесБлицБюджетВ прокуратуреВопрос психологуГорода-деревни-мегаполисыГородская дума: Суть событийДайте жалобную книгуДети войныЖильё моёЗаписки отчаянной мамочкиЗнай нашихИспытано на себеИстория с Еленой МавлихановойКолонка юристаКриминфоКрупным планомКультураМалоэтажное строительствоНепреклонные годыО быломОдин день из жизни…Письма-звонки-визитыПривет с большой землиПутешествияРодителиСаров: инструкция по применениюСлово депутатуСлово за словоСпортСпроси священникаТвори доброФемины и политикаФотоконкурсХорошо сказаноЧтивоШколаЭкономика с Дмитрием ФайковымЯзык помощиНомера...архив...26 ноября 2014 (48)03 декабря 2014 (49)10 декабря 2014 (50)Слово — читателюКнига отзывовПоследние обсуждения | Спроси священника№ 19 от 11 мая 2011 Спроси священникаУ нас у всех — верующих или нет, всегда много разных вопросов о вере, православии, об обрядах и традициях Русской церкви. Отвечать на ваши вопросы любезно согласился о.Сергий (Скузоваткин). Запрет носить женщине мужские одеяния известен всем. В храм принято ходить в юбке, и хотя длина ее не оговаривается, возникают трудности (многих дам, даже надевших юбку, в храм не пускают). Да и сам запрет носить брюки был введен в связи с тем, что кто-то таким образом тайно проникал в мужские монастыри… Сегодня женщины, носящие брюки, отнюдь не пытаются прикинуться представителями сильного пола. Как разрешить это недоразумение? Глава Синодального отдела по взаимоотношениям церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин пошел дальше остальных и предложил ввести общероссийский дресс-код. Как вы считаете, нужна ли данная мера? Вижу здесь несколько вопросов, и дело тут уж точно не в категоричности церковных законов относительно длины юбок женщин, входящих храм. В храме хозяин Господь, и Он ждет всех приходящих, и тех, кто знает, в какой юбке надо приходить, и тех, кто не знает. Прежде всего здесь необходимо напомнить о том, что в Ветхом Завете есть строгий запрет носить женщинам мужскую одежду. Надо еще оговориться и о том, что не было никакого исторического события, в результате которого вдруг узаконили длинную одежду. Это миф. Скажу больше, еще до христианства и зарождения монастырей все знатные, уважаемые люди, и мужчины тоже, в торжественных случаях, да и в быту носили длинную одежду. У мужчин была своя длинная одежда. Священники в длинных одеждах были не одиноким сословием. Длинная одежда изображала пристойность и достоинство. Вспомните, как одевались во времена кн. Александра Невского. Это насчет маскировки женщин, проникающих в мужские монастыри. Дело здесь совсем не в этом. Что говорить о женщинах в этом контексте? Для них важны пристойность, солидность, целомудренность. Хотя я согласен и с тем, что бывают такие короткие юбки на девушках, что лучше б они пришли в храм в брюках. Это что касается длины одежды. Однако недоразумение здесь совсем в другом. Налицо конфликт культур. Культура, или норма поведения складываются обязательно как отпечаток культа или идеологии, или мировоззрения. Поясню, о чем идет речь и почему это относится к нашему разговору. Христианская каноническая система даже в лучшие годы дружбы с государством не имела такой категоричности и силы в обществе, как, скажем, Шариат, и не имела такой скрупулезности, как талмудическая система. Христианство — это любовь и свобода. Дух животворит, а буква мертвит. Дух творит себе форму. Не в христианском духе посещать храм и своим видом соблазнять, каяться, молиться и одновременно, например, пленять красотой. Когда девушкой движет покаяние, сокрушение, ей только в страшном сне может присниться, что она в храме с открытым пупком или в облегающих брюках. В христианском обществе всегда была культура одежды по внутреннему духовному разумению от чувства святости храме. Именно таким образом культура олицетворяет определенное духовное состояние, стремление человека или общества. Что происходит, когда дух культуры ослабевает? Культура разлагается. Теперь уже человек может придти в храм поставить свечку не из покаяния, а, например, чтоб «у него все было, а ему за это ничего не было». Заметим, что такой духовный настрой вступает в конфликт с церковной культурой. Зачем иметь одежду кротости в таком состоянии? Да, церковная культура в этом случае не оживит дух молитвы, но заповедь врача «не навреди» (окружающим) она поможет исполнить. В церковном обществе все знают, что в храм приходят еще и воспитаться, да и молитва идет, когда помыслы чистые. Многое то, что лично я выполнял в Церкви, легло на душу только сейчас, и я благодарен, что принял это когда-то на веру, а сейчас имею навык. К сожалению, в нынешней современности ломаются последние рубежи внутренней жизни человека, и культура не способна в обществе воскресить дух, который ее породил. Современная светская культура, скажем, женской одежды диктует свою духовность и свои идеи (идею соблазнить, показаться желанной и т.д.). Культура не разбирает, кого одеть в своем духе — ребенка или пожилую женщину. Становится страшно, когда на бабушке молодежные брюки или на девочке с невинным чистым взглядом одежда настоящей жрицы любви. При этом женщины остаются добрыми мамами и добропорядочными женами, культура, так же, как и церковная, не меняет их сиюминутно, но развращает постепенно. Но вот страшнее, когда молодые девочки не знают вообще, что такое юбка. Они не играют в салки, а с измальства красятся и думают о мальчиках, у них отнимается детство, а затем и радость материнства из-за обмана «пожить для себя». О. Всеволод (Чаплин) лишь обнаружил болезнь общества, и посмотрите, какой жесткий отпор он получил от защитников свободной культуры. Церковь всегда желает людям добра, но не сиюминутного, а настоящего. Человек, приходящий в храм, как в лечебницу, послушает, как поступить правильно, и даже не понимая учения сразу, оценит позже. Ведь он же приходит поучиться, а не навязать свое. Так что не важно, какая традиция древнее, важно, какой дух она несет в себе. Опубликовано на сайте 13 мая 2011 Читайте также в рубрике Спроси священника
Читайте также в номере № 19 от 11 мая 2011
Нет комментариев Написать |