Убрать
Регистрация
email:

Забыли?
Пароль:

Вконтакте  Facebook  Мой мир mail.ru  Одноклассники
Вход
Сайт газеты Вести города
Подписка на RSS ленту


Первая полосаО газете и сайте

Рубрики

БизнесБлицБюджетВ прокуратуреВопрос психологуГорода-деревни-мегаполисыГородская дума: Суть событийДайте жалобную книгуДети войныЖильё моёЗаписки отчаянной мамочкиЗнай нашихИспытано на себеИстория с Еленой МавлихановойКолонка юристаКриминфоКрупным планомКультураМалоэтажное строительствоНепреклонные годыО быломОдин день из жизни…Письма-звонки-визитыПривет с большой землиПутешествияРодителиСаров: инструкция по применениюСлово депутатуСлово за словоСпортСпроси священникаТвори доброФемины и политикаФотоконкурсХорошо сказаноЧтивоШколаЭкономика с Дмитрием ФайковымЯзык помощи

Номера

...архив...26 ноября 2014 (48)03 декабря 2014 (49)10 декабря 2014 (50)

Слово — читателю

Книга отзывовПоследние обсуждения
 

Неочевидные связи. Слово о начале Саровской обители

№ 21 от 25 мая 2011   История с Еленой Мавлихановой  

Нынешний май богат историческими датами. 27 мая 320 лет назад положено начало саровским пещерам, что можно считать началом первого поселения в Сарове. А 300 лет назад в мае 1711 года освятилась подземная церковь Антония и Феодосия Киево-Печерских чудотворцев. Так совпало, 27 мая — всемирный день библиотек. Казалось бы, всемирное библиотечное празднование и события сугубо местного значения — ну какая может быть связь? С одной стороны, очевидная — ведь о прошлом нашего местожительства мы узнаем именно из книг. С другой стороны, связь существует и не столь очевидная. Судите сами.

Первое поселение в Сарове. Красота междуречья Сатиса и Саровки с первого взгляда поразила монаха Иоанна. Двадцатилетний инок любовался на пышные леса и луга под звуки весенних птичьих трелей. Затем сделал запись в дневниковых бумагах об этом месте, как о «райском». Поначалу казалось невозможным даже представить себе, что с давних языческих времен необитаемое место старой крепости может превратиться в крупный православный монастырь. Ведь первые монахи Феодосий и Герасим уже пытались десятилетия назад обживать это место, но неудачно, и вынуждены были уйти. Иоанн же вскоре вернулся сюда с намерением обустроить уединенный скит. Жилище он решил ископать в виде пещерки прямо в горе рядом с чистым родником. Как-то, отдыхая от копания, во время «тонкого сна» Иоанн увидел себя в Киеве, где навстречу ему явился митрополит киевский Илларион с благословением рыть пещеры по подобию киевских. К слову, Илларион в далеком XI веке и сам был первокопателем пещер, основателем Киево-Печерской лавры. Так неисповедимыми путями происходит преемственность духовной цепочки сквозь века и расстояния. Благословение первого русского митрополита дало начало саровским подземельям.

Как гласит надпись, сделанная монахами и «вставленная в материке горы» в алтаре подземной церкви, «14 мая (ст.ст.) 1691 года начаты пещеры копатися. В мае 1711 года осветилась в них сия церковь Преподобных Отец Антония и Феодосия Печерских». Мы говорили в прежних газетных выпусках (см. «Вести города» 2010 года) о важных доводах, позволяющих нам уточнить возраст нашего «поселения-города». Три последних года обсуждается вопрос, с какого момента можно говорить о возникновении местечка под названием Саров. Совместная точка зрения краеведов сошлась на дате 1691 год. Поскольку именно с этого года (и добавлю — 27 мая по нов.ст.) находятся жилые постройки и живут люди НЕПРЕРЫВНО. Так возникло поселение на месте будущего города.

Монастырский центр Сергиева Посада. Интересно, что возраст города Загорск, возникшего вокруг Троице-Сергиевой лавры (1744), начинают отсчитывать уже с 1340 года — а именно, с появления кельи одного-единственного монаха-отшельника. Сначала Сергий Радонежский уединенно жил в лесу. К нему, пустыннику, приходили люди за советом, некоторые стали селиться рядом, зная его святую жизнь. Убедившись в твердости их намерений, Сергий позволял им ставить кельи. Так стал расти монастырь и посад (т.е. поселение) вокруг. Другими словами, монастырь возник как историческое ядро, вокруг которого со временем взрастет другая структура — городская.

Дело всей жизни.

Как и Сергию Радонежскому, иеросхимонаху Иоанну, Первоначальнику Саровской пустыни, тоже выпало на долю начать монастырь с уединения и с малого числа братии, постепенно возрастающего. К сожалению, сведений о жизни саровского Первоначальника не столь и много. Имя Иоанн он получил уже в схиме, т.е. к закату своего земного пути. Иеромонахом он принял постриг с именем Исаакий. Мирское имя его — Иван Федорович Попов, родился в 1670 году в священнической семье села Красное Арзамасского уезда. Село славилось хозяйственными и предприимчивыми жителями — те даже придумали особый язык для сокрытия секретов своего мастерства. Главным делом всей жизни Иоанна стало основание Сатисо-Градо-Саровской пустыни. Драматически закончилась его жизнь.

«Нет скорбей — нет и спасения…»

В 1734 году Первоначальник Саровского монастыря был арестован и увезен в кандалах. Возникло «следственное дело о Саровских и Берлюковских монахах». Когда жизнь Иоанна несвоевременно и бесславно прервалась в 1737 (?) году в тюремных казематах Петропавловской крепости, то под угрозой оказалось дело всей его жизни — существование зародившейся Саровской пустыни, как, впрочем, и подмосковной Берлюковской пустыни.

Это событие оставалось в памяти саровских монахов как «страшное и грозное дело». Тихая обитель вверглась в пучину многолетних запутанных разбирательств по обвинению в государственном преступлении и «сообщничестве с немирными раскольниками», в содержании в библиотеке «непотребных вымыслу и церкви тетрадей».

Следствие арестами и пытками затронуло очень многих людей. Оно «заглохло» через пару десятков лет. Но долгие семьдесят лет в монастыре действовал негласный запрет на обсуждение ареста Первоначальника. Лишь к столетию Саровского монастыря в 1806 г. игумен Нифонт в своих «Записках об аресте первоначальника монастыря в 1734 году» прояснит взаимоотношения троих саровских монахов: Первоначальника Иоанна, Иосии (Самгина) и Георгия (Зварыкина).

«Слово и дело Государево!»

Так возгласили в горячей перепалке двое, неуравновешенные люди с богатой фантазией — Иосий и Георгий. А пострадали целых два монастыря из-за их ссоры. Это значило, что чисто человеческий конфликт перерастал в дело государственной важности. Важнее здесь рассмотреть не столько конфликтную линию Иосии Самгина и Георгия Зварыкина, сколько сам предмет обысков при арестах — книги. В несколько заходов из Саровского монастыря изъята была многочисленная литература и в тайниках, и в библиотеке, и «в кельях строителя Иоанна». Иоанн показал, что книги его — «купленные, а не объявил о них, где надлежало по указу, от старости своей, в забвении, понеже от роду ему близко 70 лет (ему было 63 года)». Перечень изъятых книг весьма длинный и сам по себе интересен. Нам тот перечень дает представление о богатстве монастырской книгохранительницы. Зная, что до нас просто могла не дойти информация о содержании библиотеки того времени, с грустью вспоминаем чисто российское утешение:

«Не было бы счастья, да несчастье помогло»

В результате расследование принимает прямо-таки политический оборот. Материалы допросов и ответы подследственных подчас прямо касались проблем престолонаследия или царских персон. Как много любопытных подробностей с высказываниями о правительстве можно вычитать из «допросных пунктов» арестованных монахов, позже расстриженных и отправленных на вечное поселение в Сибирь на железоделательные заводы!

Версия игумена о.Нифонта гласит о хранившейся в саровском тайнике «копии, списанной с указа Петра Первого, что по кончине его принять престол Екатерине Первой, потом внуку Петру Второму, по кончине его дщери его Елисавете Петровне», очень привлекательна. Но не выдерживает критики. Маловероятно, чтобы была здесь копия собственноручного указа Петра о престолонаследии. В условиях бурного реформирования и последующего беспредела «бироновщины» трудно НЕ найти причину ареста. По-видимому, легенда о копии петровского указа о престолонаследии в Саровской обители возникла после правления Елизаветы Петровны (1741 — 1761 годы). А монахам «принять страдания» за признанную уже императрицу стало не только безопасно, но и почетно! Тогда за что же пострадали саровские монахи?

Любовь к литературе

Феофан Прокопович, законодатель и «правая рука» Петра Великого при его жизни вынужден был доказывать свою нужность новой императрице Анне Иоанновне. Он поспешил доложить об изъятии в саровском подземном тайнике неких злосчастных «тетрадей М.Родышевского». Он сделал царице подробный «Разбор тетрадей» и вывод: «все читатели и перепищики» — «злодейская факция*», в том числе «монахи Саровской и Берлюковской пустыней — этих мятежных гнезд». Поскольку «письмо сие [М.Родышевского] не иное что есть, только готовый и нарочитый факел к зажжению смуты, мятежа и бунта». Столь категоричный вывод Ф.Прокоповича и спровоцировал дальнейший виток расследования. Повторилась волна обысков в Саровской пустыни на предмет «сумнительных» писем и книг, начались допросы «с пристрастием» и «выбивание» правды из арестантов-колодников. Главным «звеном» в деле становятся «тетрадки М.Родышевского»! А меж тем Маркелл Родышевский — бывший школьный товарищ Феофана, которого тот не раз прощал за проступки и выручал. Маркелл же не раз предавал своего высокого благодетеля. Он донес «О непристойных словах и противностях Феофана Прокоповича», где в сорока восьми пунктах расписал обвинения одно страшнее другого. Восемь лет спустя Маркелл снова написал обличительный памфлет «Житие новгородского архиепископа еретика Феофана Прокоповича». Потрясение Феофана не знало границ, он начал смертельную войну со всеми сразу: и с врагами, и с бывшими союзниками. Страшные времена наступали для всего духовенства — малейшее нарушение жесточайше каралось как тяжкое политическое преступление. В церкви на головы невинных посыпались кары, священнослужители заполнили казематы Тайной канцелярии. В глазах духовенства именно Феофан Прокопович — один из самых просвещенных людей своего времени — становится главным виновником наступивших бед, «злым гением русской церкви». Именно усилиями Феофана Прокоповича «распутать узел» в деле о Саровских и Берлюковских монахах и было привлечено к делу пристальное внимание самой императрицы Анны Иоанновны. Что не способствовало благоприятному для монахов исходу скандального расследования. К делу размышлений о судьбах монашества густо подмешали краски государственной измены. Даже смерть Феофана Прокоповича (8 сентября 1736 года) как главного заинтересованного лица не смогла потушить волну арестов, обысков, допросов. Саровской же пустыни оставалось выйти с честью из драматического положения.

Елена Мавлиханова


* Факция — синоним термина «политическая партия», очень часто с оттенком презрения (шайка, крамола). (Брокгауз-Ефрон)

Опубликовано на сайте 25 мая 2011

    Прокомментировать




Читайте также в рубрике История с Еленой Мавлихановой

Все статьи в рубрике История с Еленой Мавлихановой

Читайте также в номере № 21 от 25 мая 2011

Все статьи в номере № 21 от 25 мая 2011


Нет комментариев

Написать

Если вы зарегистрированы у нас, войдите на сайт.
Если у вас есть аккаунт в одной из социальных сетей, нажмите:
Вконтакте  Facebook  Мой мир mail.ru  Одноклассники
или введите
Ваше имя: